ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ МУЗЕЮ

Афиши, эскизы декораций, костюмы знаменитых артистов и другие экспонаты
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ МУЗЕЮ
Афиши, эскизы декораций, костюмы знаменитых артистов и другие экспонаты
Театральный музей в Санкт-Петербурге открылся для публики в 1921 году. Основу его коллекции составили редкие экспонаты, связанные с историей русского сценического искусства XVIII–XX веков. В экспозиции представлены макеты театральных залов, изысканные костюмы, выполненные в мастерских Императорских театров, пуанты знаменитых балерин, портреты режиссеров и актеров.

Мы составили для вас гид по основной экспозиции Театрального музея. Предлагаем пройтись по залам, увидеть эскизы декораций, программы и афиши спектаклей, узнать историю создания известных постановок и интересные факты из жизни их авторов.
Театральный музей в Санкт-Петербурге открылся для публики в 1921 году. Основу его коллекции составили редкие экспонаты, связанные с историей русского сценического искусства XVIII–XX веков. В экспозиции представлены макеты театральных залов, изысканные костюмы, выполненные в мастерских Императорских театров, пуанты знаменитых балерин, портреты режиссеров и актеров.

Мы составили для вас гид по основной экспозиции Театрального музея. Предлагаем пройтись по залам, увидеть эскизы декораций, программы и афиши спектаклей, узнать историю создания известных постановок и интересные факты из жизни их авторов.
Театральный музей в Санкт-Петербурге открылся для публики в 1921 году. Основу его коллекции составили редкие экспонаты, связанные с историей русского сценического искусства XVIII–XX веков. В экспозиции представлены макеты театральных залов, изысканные костюмы, выполненные в мастерских Императорских театров, пуанты знаменитых балерин, портреты режиссеров и актеров.

Мы составили для вас гид по основной экспозиции Театрального музея. Предлагаем пройтись по залам, увидеть эскизы декораций, программы и афиши спектаклей, узнать историю создания известных постановок и интересные факты из жизни их авторов.

Зарождение музея:
«Первая русская театральная выставка»

Зарождение музея:
«Первая русская театральная выставка»
В 1908 году поэт Анатолий Молчанов и купец Алексей Бахрушин совместно с музыковедом Владимиром Протопоповым организовали Первую русскую театральную выставку. Она открылась в Санкт-Петербурге, в помещении Панаевского театра на Адмиралтейской набережной. Экспозиция состояла из коллекций самого Бахрушина, искусствоведа Левкия Жевержеева, балетоведа Валериана Светлова, актеров Александринского театра Марии Савиной и Ивана Горбунова. В собрание вошли печатные издания, картины, афиши, костюмы и другие предметы, связанные с историей русского театра.
Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Здание Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
После выставки экспонаты переехали в актерское фойе Александринского театра. Рассказывали, будто актриса Надежда Васильева просила директора Императорских театров Владимира Теляковского выделить помещение для музея, но он ответил, что такого места найти не может, разве что отдаст собственную квартиру. В 1918 году советская власть определила под будущий музей именно его апартаменты в здании Дирекции Императорских театров — особняке XIX века, который построили по проекту архитектора Карла Росси. Надежда Васильева вместе с помощниками перевезла туда выставочные экспонаты из театрального фойе, другие ценные предметы и материалы.
Собрание музея постепенно пополнялось архивами мастерских Императорских театров, дарами от коллекционеров и свежими приобретениями: множеством эскизов к декорациям и костюмам, портретов, фотографий и других ценных предметов. 16 мая 1921 года экспозиция открылась для широкой публики.

Театральный музей
с конца 1920-х до наших дней

Театральный музей
с конца 1920-х до наших дней
Помимо выставок, в помещениях Театрального музея проходили концерты, музыкальные вечера, лекции, читки сценариев. В них участвовали режиссер Всеволод Мейерхольд, театральный режиссер и критик Сергей Волконский, актриса Елизавета Тиме, писатель Михаил Чехов. Летом 1927 года Владимир Маяковский прочел в музее первую часть своей поэмы «Хорошо!», которую создал к 10-летию Октябрьской социалистической революции.
В 1930-х годах помещение музея сдали в аренду. Там разместилось управление предприятия рыбной промышленности «Союзрыба». Экспонаты аккуратно упаковали и убрали на хранение. В 1940 году музей вернулся на прежнее место и за несколько недель до начала Великой Отечественной войны вновь открылся для посетителей.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Фотография: theatremuseum.ru
В военные годы самые ценные экспонаты перевезли в Академический театр драмы им. А.С. Пушкина — современный Александринский. Остальная коллекция хранилась в музее под присмотром сотрудников.
Театральный музей возобновил работу в конце 940-х годов. К тому времени он подготовил несколько новых экспозиций. Коллекция пополнилась экспонатами и материалами, посвященными народному и современному театру. Автор «Исторических очерков о директорах музея» Наталья Вайнберг отмечала: «Событием для музея стало введение в практику звукозаписей. Голоса прошлого мирового театра зазвучали в его залах. Начались регулярные лекции и концерты звукозаписи. Первый концерт «Искусство Федора Шаляпина» вызвал такой интерес, что очередь за билетами стояла вокруг Екатерининского сада».
В 1970–90-х годах, помимо основного музея, появились четыре филиала. Три из них — мемориальные квартиры: композитора Николая Римского-Корсакова, оперного певца Федора Шаляпина и актерской династии Самойловых. Еще один — Музей музыки — расположился в Шереметевском дворце, или Фонтанном доме. Весь комплекс стал называться Музеем театрального и музыкального искусства.

Основная экспозиция Театрального музея

Основная экспозиция Театрального музея
Театральный музей находится в пятиэтажном здании за Александринским театром, на улице Зодчего Росси, 2а. Попасть в него можно с площади Островского. Для посетителей открыты третий и пятый этажи, на остальных расположены служебные помещения.
Основная экспозиция музея — на третьем этаже. Она посвящена истории отечественного и мирового театра и занимает десять залов, которые следуют друг за другом в хронологическом порядке.

Зал 1. Истоки русского театра

Зал 1. Истоки русского театра
Экспозиция первого зала знакомит гостей с театром допетровской эпохи — времени, когда в России только зарождалось профессиональное сценическое искусство. Здесь вы можете увидеть портреты известных театральных деятелей той эпохи, важные исторические документы, музыкальные инструменты и программы представлений.
Портрет Ивана Дмитревского
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет Ивана Дмитревского. 1-я половина XIX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музее представлен портрет актера и драматурга XVIII столетия Ивана Дмитревского. С 1750-х годов он играл на сцене Ярославского общественного театра, где в основном исполнял женские роли: дамы в те времена в постановках участвовали редко. Затем актер переехал в Петербург и стал придворным актером.
В 1756 году в России появился первый официальный театр, и Ивана Дмитревского сразу приняли в его труппу. Он играл ведущие мужские роли, переводил иностранные пьесы для репертуара, обучал молодых актеров. Дмитревский посвятил сцене больше 70 лет, стал действительным членом Российской академии и получил от Екатерины II звание первого актера российского придворного театра.
Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении профессионального театра в России
Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении профессионального театра в России. 1756 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении профессионального театра в России. 1756 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
10 сентября 1756 года Елизавета Петровна подписала указ, в котором распорядилась «…учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острову, близь Кадетского дома. А для оного повелено набрать актеров и актрис…» Этот день и считается датой основания первого профессионального театра в России. Его директором императрица назначила поэта и драматурга Александра Сумарокова — одного из самых известных литераторов XVIII века. Труппу из 12 человек возглавил «отец русского театра» — актер Федор Волков.
Билет в партер и нижние ложи нового театра стоил 2 рубля. В 1760-х годах это была огромная сумма: на нее можно было купить около 37 килограммов хлеба или 14 килограммов масла. Репертуар составляли пьесы Дениса Фонвизина и Владимира Лукина, французских драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина. Театр существует до сих пор и сейчас называется Александринским.
Пошетта
Неизвестный мастер. Пошетта. Рубеж XVII–XVIII веков. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Неизвестный мастер. Пошетта. Рубеж XVII–XVIII веков
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Пошетта, или пошетт, — небольшой струнный смычковый инструмент, который был популярен с начала XVI по начало XIX века. Изначально он не превышал 35 сантиметров в длину и, как правило, имел корпус в форме лодочки с тремя струнами. За компактные размеры пошетту также называли карманной скрипкой. На этом инструменте играли учителя танцев при королевских дворах и знатных домах, реже — уличные музыканты. Для придворных развлечений создавали пошетты из дорогих материалов: экзотических пород древесины, черепашьих панцирей или слоновой кости. Корпус часто украшали изящной резьбой. На выставке представлена немецкая пошетта, изготовленная в первой половине XVIII века.

Зал 2. Театральное строительство в России

Зал 2. Театральное строительство в России
Во втором зале вы увидите экспонаты, связанные со становлением российского театрального искусства, строительством первых сцен и созданием единой театральной дирекции. Здесь представлены материалы о проектах иностранных архитекторов, личные вещи актеров и режиссеров, а также тексты сатирических комедий российских драматургов XVII–XVIII веков.
Макет Вольного российского театра Карла Книппера
Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Макет Вольного российского театра Карла Книппера. XVIII век
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музейной коллекции хранится макет здания Вольного российского театра. Его возвели по проекту Джакомо Кваренги — автора Эрмитажного театра, Александровского дворца в Царском Селе и Смольного института благородных девиц.
Купец-предприниматель Карл Книппер открыл Вольный российский театр в конце 1770-х годов. Попечительский совет Санкт-Петербургского отделения Воспитательного дома направил к нему 50 своих воспитанников для обучения основам актерской профессии. В разное время в театре Книппера преподавали композитор Василий Пашкевич — один из создателей русской национальной оперы, актер и драматург Иван Дмитревский, итальянский балетмейстер Гаспаро Анджолини.
Репертуар Вольного российского театра состоял из пьес отечественных и зарубежных авторов. На его сцене публика впервые увидела комедию Дениса Фонвизина «Недоросль». В 1783 году театр вместе с труппой и всем имуществом вошел в структуру Императорских театров. А в 1780-х его здание демонтировали по приказу Павла I: оно мешало маневрам войск на парадах.
Макет Деревянного театра Казасси
Здание Малого (Деревянного) театра Казасси в Петербурге. С акварели Сабожа 1821 года. 1900-е. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Здание Малого (Деревянного) театра Казасси в Петербурге. С акварели Сабожа 1821 года. 1900-е
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Итальянский зодчий и художник-декоратор Винченцо Бренна служил придворным архитектором Павла I. По его проектам построили Михайловский замок, Румянцевский обелиск на Васильевском острове, Мост Кентавров в Павловском парке и другие сооружения.
Малый театр стал последней работой Бренны в Санкт-Петербурге. Его перестроили из деревянного павильона по заказу итальянского импресарио Антонио Казасси в 1801 году. Сначала там выступала итальянская оперная труппа. Два года спустя здание выкупило государство, и оно перешло в ведение театральной дирекции. Затраты Казасси возместили. Из-за небольших размеров зрительного зала посетителям часто не хватало мест, и Малый театр решили перестроить. Этим планам помешала Отечественная война 1812 года, и проект отложили. Лишь через 20 лет на месте прежнего сооружения ученик Винченцо Бренны, архитектор Карло Росси, возвел новое каменное здание — Александринский театр.
Печать-факсимиле Владимира Теляковского
Печать-факсимиле Владимира Теляковского. 1900 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Печать-факсимиле Владимира Теляковского. 1900 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Печать-факсимиле подарил последнему директору Императорских театров Владимиру Теляковскому итальянский актер-трагик Томазо Сальвини. В 1900 году он гастролировал по России. Сальвини прославился на весь мир ролями в пьесах Уильяма Шекспира «Отелло», «Гамлет», «Макбет» и «Король Лир». Владимир Теляковский отмечал: «…играл Сальвини так, что все остальное забывалось, и, когда он был на сцене, все внимание так на нем сосредоточивалось, что вам и в голову не приходило обращать внимание на обстановку, режиссерство, костюмы и т.п.».
Ручка печати представляет собой фарфоровое изображение женской головки, украшенное разноцветными стразами. Она крепится к подставке в виде игральной кости. В нижней части расположена металлическая пластинка с факсимильной, то есть воспроизводящей рукописную подписью на французском языке. Такие печати стали очень популярны в XIX веке. Они подчеркивали статус и положение человека, были незаменимы в деловой и частной переписке.

Зал 3. Петербургские театры в XIX веке

Зал 3. Петербургские театры в XIX веке
Третий зал посвящен театральной жизни XIX века — это время расцвета сценического искусства, формирования национального репертуара и школы актерского мастерства. Здесь можно увидеть литографии с изображением главных петербургских театров, эскизы декораций, макеты сцен и костюмы из театральных мастерских.
Макет сцены и машинерии Мариинского театра
Макет сцены и машинерии Мариинского театра. XIX век. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Макет сцены и машинерии Мариинского театра. XIX век
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Здание, в котором расположен Мариинский театр, построили в 1860 году по проекту архитектора Альберта Кавоса. Название театр получил в честь Марии Александровны — супруги Александра II. Даже его эмблему выполнили по мотивам узора на шлейфе императрицы.
В Мариинском театре выступали знаменитые певцы Федор Шаляпин и Софья Преображенская, артисты балета Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Декорации для представлений создавали художники Константин Коровин и Александр Бенуа.
В конце XIX века в мастерских Императорских театров собрали макет одной из главных музыкальных сцен России и ее механизмов. Он помогает представить, как выглядели подмостки Мариинского театра в прошлом и как рабочие управляли декорациями во время представлений.
Андреас Роллер. Эскиз декорации к балету «Кесарь в Египте»
Андреас Роллер. Эскиз декорации к балету «Кесарь в Египте». 1834. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Андреас Роллер. Эскиз декорации к балету «Кесарь в Египте». 1834
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В начале XIX века немецкого живописца Андреаса Роллера пригласили в Россию, где он стал машинистом и декоратором Императорских театров. Его первой самостоятельной работой в этой должности было оформление балета «Кесарь в Египте» французского хореографа Антуана Титюса. Премьера в Большом театре Санкт-Петербурга прошла с успехом. Зрителей особенно впечатлили движущаяся панорама в эпизоде, когда Цезарь плыл на боевом корабле по Нилу, и финальная сцена пожара в Александрии.
Андреас Роллер проработал в России больше 45 лет и за это время оформил около 200 театральных сцен, в том числе и самые знаменитые постановки: балеты «Сильфида» Жана Шнейцхоффера и «Конек-горбунок» Цезаря Пуни, оперы «Аскольдова могила» Алексея Верстовского и «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
Литография «Большой театр в Санкт-Петербурге»
Карл Беггров. Большой театр в Санкт-Петербурге. 1820-е. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Карл Беггров. Большой театр в Санкт-Петербурге. 1820-е
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В коллекции музея представлена литография Карла Беггрова с изображением Большого театра в Петербурге. Каменный, или Большой, театр открылся в столице летом 1783 года. В нем устраивали драматические представления, концерты, балы. До середины XIX века на этой сцене выступала императорская придворная труппа. Позже здание перестроили в Петербургскую консерваторию.
Художник Карл Беггров увлекся литографией в 1818 году. В мастерской старшего брата он научился наносить рисунок на плоский камень и закреплять его с помощью химической реакции. Вскоре Беггров стал одним из самых знаменитых литографов своего времени. Некоторые рисунки он выполнял вместе с художником Карлом Сабатом и гравером Самуилом Шифляром. Самыми известными работами Беггрова считаются портреты императоров Александра I и Николая I, а также серия петербургских пейзажей.

Зал 4. Иностранные гастролеры и отечественные знаменитости

Зал 4. Иностранные гастролеры и отечественные знаменитости
В следующем, четвертом зале музея можно узнать об иностранцах, которые работали в театрах России, и о популярных пьесах из репертуара Александринского театра. Посетители увидят афиши спектаклей, костюмы и аксессуары к ним — например, веера и туфельки танцовщиц.
Костюм Сильфиды для Марии Тальони
Костюм Сильфиды для Марии Тальони к балету «Сильфида» в постановке Антуана Титюса и хореографии Филиппо Тальони на музыку Жана Шнейцхоффера. Реконструкция 1984 года. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Сильфиды для Марии Тальони к балету «Сильфида» в постановке Антуана Титюса и хореографии Филиппо Тальони на музыку Жана Шнейцхоффера. Реконструкция 1984 года
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Премьера балета «Сильфида» в Санкт-Петербурге состоялась осенью 1837 года. Итальянский хореограф Филиппо Тальони создал постановку на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера. В основу сюжета легла трагическая новелла Шарля Нодье «Трильби» о фермере Джеймсе, который влюбился в неуловимый дух воздуха — Сильфиду. Главную женскую партию исполнила одна из самых знаменитых танцовщиц XIX века — итальянская балерина Мария Тальони. В «Сильфиде» она танцевала в белом платье из воздушной ткани с юбкой ниже колен. Такой наряд стал прообразом современной балетной пачки. А еще Тальони ввела в моду новую хореографическую технику — танец на пуантах. Современник балерины критик Петр Юркевич писал: «Вы не замечаете ни па, ни антраша, ни пируэтов, ничего, что составляет обыкновенные танцы; все это сливается в одно целое, чему нет названия. Тальони довела свое искусство до той тонкости, в которой оно становится натурою, перестает быть приметным для глаз».
Афиша премьеры «Ревизора»
Афиша премьеры спектакля по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». 1836 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Афиша премьеры спектакля по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». 1836 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Считается, что идею комедии о российских чиновниках Николаю Гоголю предложил Александр Пушкин. Сам автор отмечал, что он «решился собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем».
Пьесу «Ревизор» Гоголь написал всего за несколько месяцев. Первыми слушателями набросков, помимо Пушкина, стали Василий Жуковский и Иван Тургенев. Комедия вышла в свет весной 1836 года. В том же году ее впервые поставили на сцене Александринского театра. Главного героя — молодого щеголя Ивана Хлестакова, которого по ошибке приняли за проверяющего чиновника, — сыграл водевильный актер Николай Дюр. Император Николай I лично присутствовал на премьере. По воспоминаниям современников, во время представления он много смеялся и аплодировал, а после отметил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»
Сценический костюм Василия Каратыгина для пьесы «Гамлет»
Костюм Гамлета для Василия Каратыгина к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет». 1840 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Гамлета для Василия Каратыгина к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет». 1840 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Знаменитой трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» уже больше 400 лет. Существует около 50 ее полных переводов на русский язык. В театральных постановках XIX века чаще всего использовали версию писателя Николая Полевого. Именно по ней в 1837 году поставили «Гамлета» в Александринском театре. Роль датского принца исполнил популярный актер-трагик того времени Василий Каратыгин. Его игру высоко оценил император Николай I, философ Александр Герцен во время представления рыдал, а писатель Александр Грибоедов был убежден, что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр».

Зал 5. Сценические образы и декоративные приемы в драматическом и музыкальном театре

Зал 5. Сценические образы и декоративные приемы в драматическом и музыкальном театре
Экспозиция пятого зала знакомит гостей с постановками опер Петра Чайковского и национальным репертуаром Александринского театра. Посетители увидят музыкальные инструменты, эскизы сценических костюмов и декораций, а также личные вещи работников Дирекции Императорских театров.
Трактирный механический орган «Полифон»
Неизвестный мастер. Орган трактирный «Полифон». Конец XIX — начало XX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Неизвестный мастер. Орган трактирный «Полифон». Конец XIX — начало XX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Полифон — механический музыкальный инструмент, способный воспроизводить заранее записанные мелодии. Его изобрели в Германии в 1870 году. Устройство представляло собой деревянную шкатулку, в которую вставляли сменные металлические диски. Мелодии на них наносились с помощью перфорации. Механизм запускали простым ручным заводом, специальных знаний для этого не требовалось.
Корпуса полифонов обычно изготавливали из ценных пород дерева и украшали резьбой. Такие устройства быстро стали популярны во всем мире. В России они встречались в домах и трактирах вплоть до конца XIX века, пока их постепенно не вытеснили граммофоны и патефоны.
Евгений Пономарев. Эскизы боярских костюмов для исторических спектаклей
Евгений Пономарев. Эскиз костюмов к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1904
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Евгений Пономарев. Эскиз костюма к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1904
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Евгений Пономарев. Эскиз костюма к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1904
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Евгений Пономарев. Эскиз костюма к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1904
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Эскизы боярских костюмов выполнил сценограф и либреттист Евгений Пономарев. Он учился в петербургской Академии художеств, с конца 1880-х работал в Дирекции Императорских театров, где заведовал сценическими костюмами. Художник создавал наряды для постановок главных московских и петербургских сцен: Мариинского, Эрмитажного и Большого театра. Пономарев изучал историю русского костюма, тщательно подбирал цветовую гамму, стремился соответствовать стилю нужной эпохи. Совместно с директором Эрмитажа Иваном Всеволожским он создал эскизы нарядов Николая II и его супруги Александры Федоровны для знаменитого бала-маскарада 1903 года.
Шкатулка для бумаг из кабинета Александра Гедеонова
Шкатулка Александра Гедеонова. Середина XIX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Шкатулка Александра Гедеонова. Середина XIX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Шкатулка Александра Гедеонова. Середина XIX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В экспозиции представлена шкатулка, которая принадлежала директору Императорских театров Александру Гедеонову. Он возглавлял театры обеих столиц на протяжении 25 лет, с 1833-го по 1858-й. Через несколько лет после того, как Гедеонов вступил в должность, Николай I отметил, что «сборы от театральных представлений значительно умножились». Также директор Императорских театров сократил расходы и добился пенсий для вдов и осиротевших детей артистов.
При Гедеонове начали ставить на русском языке оперы известных зарубежных композиторов: Джакомо Мейербера, Джоаккино Россини, Фердинана Герольда. Во многом благодаря усилиям Александра Гедеонова российская публика познакомилась со знаменитыми иностранными певцами — Полиной Виардо, Анджолиной Бозио и Энрико Тамберликом.

Зал 6. Русский балет

Зал 6. Русский балет
Шестой зал посвящен постановкам хореографа Мариуса Петипа и балетам его эпохи. В экспозиции расположены эскизы костюмов и декораций, афиши спектаклей, оригинальные сценические наряды и фарфоровые статуэтки танцовщиков.
Костюм Сергея Легата
Костюм Жана де Бриена для Сергея Легата к балету «Раймонда» в постановке Мариуса Петипа на музыку Александра Глазунова. 1898 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Жана де Бриена для Сергея Легата к балету «Раймонда» в постановке Мариуса Петипа на музыку Александра Глазунова. 1898 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Здесь выставлен костюм, в котором артист Сергей Легат танцевал в балете «Раймонда». Премьера спектакля состоялась 7 января 1898 года в Мариинском театре. Либретто написали балетмейстер Мариус Петипа и директор Императорских театров Иван Всеволожский. В основу постановки лег сценарий княгини Лидии Пашковой. Это история о графине Раймонде, чей жених-рыцарь отправился в Крестовый поход. Саму Раймонду попытался похитить коварный сарацин. Но рыцарь вернулся вовремя, победил своего соперника и воссоединился с возлюбленной.
Костюм Ивана Шувалова
Костюм Тезея для Ивана Шувалова к спектаклю Юрия Озаровского по трагедии Еврипида «Ипполит». 1902 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Тезея для Ивана Шувалова к спектаклю Юрия Озаровского по трагедии Еврипида «Ипполит». 1902 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Спектакль Юрия Озаровского «Ипполит» впервые показали в Александринском театре в 1902 году. В его основу легла одноименная трагедия древнегреческого драматурга Еврипида. На русский язык ее перевел писатель Дмитрий Мережковский. Главной героиней произведения стала Федра — жена афинского царя Тезея, которая влюбилась в своего пасынка Ипполита, но ее чувства оказались не взаимны.
Художник Леон Бакст — участник объединения «Мир искусства» и оформитель знаменитых Русских сезонов Сергея Дягилева — создал для постановки эскизы костюмов и декораций. Они представляли собой стилизацию под античность с элементами модерна. В музее можно увидеть костюм артиста Ивана Шувалова, в котором он играл царя Тезея.
Костюм Матильды Кшесинской
Костюм Герцогини для Матильды Кшесинской к балету «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского. 1890 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Герцогини для Матильды Кшесинской к балету «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского. 1890 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
На выставке представлен наряд танцовщицы Матильды Кшесинской для партии Герцогини в балете «Спящая красавица». Спектакль по мотивам нескольких сказок Шарля Перро российская публика впервые увидела в 1890 году. Роскошные наряды и декорации сделали его одной из самых дорогих постановок Мариинского театра. Музыку к балету написал Петр Чайковский, за хореографию отвечал балетмейстер Мариус Петипа. А либретто и эскизы костюмов подготовил директор Императорских театров Иван Всеволожский.

Зал 7. Театр рубежа ХIХ–ХХ веков

Зал 7. Театр рубежа ХIХ–ХХ веков
Седьмой зал знакомит гостей с историей русского режиссерского театра, балетами хореографа Михаила Фокина и творчеством художников из объединения «Мир искусства». В нем можно увидеть портреты, скульптуры, сценические костюмы и макеты декораций.
Александр Головин. Портрет Всеволода Мейерхольда
Александр Головин. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1917. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александр Головин. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1917
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Декоратор и сценограф Александр Головин был участником художественного объединения «Мир искусства». Он рисовал эскизы майоликовых панно московской гостиницы «Метрополь», оформлял Русский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 года и постановки для Русских сезонов Сергея Дягилева. На протяжении почти 20 лет Головин создавал декорации к спектаклям Императорских театров. С режиссером Всеволодом Мейерхольдом он работал более чем над 20 постановками, в том числе и над спектаклем «Маскарад» по одноименной пьесе Михаила Лермонтова. Все этапы его создания художник и режиссер прошли вместе — от репетиций до изготовления бутафории и примерки костюмов. Во время этой работы Головин и написал портрет Мейерхольда, который хранится сейчас в коллекции Театрального музея. Художник изобразил режиссера на фоне ярких декораций и большого зеркала.
Сценический костюм Ольги Книппер-Чеховой
Костюм Раневской для Ольги Книппер-Чеховой к спектаклю Константина Станиславского по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». 1-я половина XX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Раневской для Ольги Книппер-Чеховой к спектаклю Константина Станиславского по пьесе Антона Чехова «Вишневый сад». 1-я половина XX века
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музее представлен сценический наряд, который в начале 1900-х годов создала Надежда Ламанова — один из самых знаменитых русских модельеров начала ХХ века. Это костюм для роли разорившейся дворянки Любови Раневской в спектакле «Вишневый сад». Премьера постановки по пьесе Антона Чехова состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного театра. Раневскую сыграла жена писателя — актриса Ольга Книппер-Чехова. Режиссерами стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Статуэтка Константина Станиславского в роли доктора Штокмана
Серафим Судьбинин. Статуэтка «Станиславский в роли доктора Штокмана». 1901. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Серафим Судьбинин. Статуэтка «Станиславский в роли доктора Штокмана». 1901
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Статуэтка «Станиславский в роли доктора Штокмана» из коллекции Театрального музея — одна из первых известных работ скульптора и актера Серафима Судьбинина. Он больше пяти лет состоял в труппе Московского Художественного театра, играл почти во всех постановках, параллельно занимался рисованием и создавал скульптуры.
В 1900 году Константин Станиславский поставил на сцене МХАТа спектакль «Доктор Штокман» и сам сыграл в нем главную роль. В основу постановки легла пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Враг народа». Она рассказывает о докторе Томасе Стокмане (в ранних версиях перевода — Штокмане), который узнал, что воды приморского городка загрязнены отходами. Штокман добился закрытия местного курорта — источника городского процветания. За это власти и семья доктора объявили его «врагом общества».

Зал 8. Плакаты и портреты

Зал 8. Плакаты и портреты
Экспозиция восьмого зала знакомит посетителей с работами мастеров конца XIX — начала XX века и афишами балетной антрепризы Сергея Дягилева. Здесь представлены рисунки мирискусника Валентина Серова, французского художника и писателя Жана Кокто, чешского живописца Альфонса Мухи и других авторов.
Плакат Валентина Серова с изображением Анны Павловой в балете «Сильфиды»
Валентин Серов. Плакат с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды к первым гастролям антрепризы Сергея Дягилева. 1909. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Плакат с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды к первым гастролям антрепризы Сергея Дягилева. 1909
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Плакат Валентина Серова для спектаклей Русского балета — одна из самых известных работ в коллекции музея. Художник создал его в 1909 году по заказу антрепренера Сергея Дягилева, специально для премьеры Русских сезонов в Париже. Серов изобразил балерину Анну Павлову в образе из балета «Сильфиды». По его работе отпечатали афиши величиной в полный рост балерины и расклеили по всему Парижу. Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков отметил, что «портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова».
Премьера балета «Сильфиды» на музыку Фридерика Шопена состоялась 2 июня 1909 года в парижском театре Шатле. В постановке отсутствовал сюжет, ключевую роль играли сами танцы. Вместе с Анной Павловой в спектакле участвовали известные балерины Тамара Карсавина и Александра Балдина.
Плакат Жана Кокто с изображением Вацлава Нижинского
Жан Кокто. Плакат с изображением Вацлава Нижинского в балете «Видение Розы» в постановке Михаила Фокина на музыку Карла фон Вебера. 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Жан Кокто. Плакат с изображением Вацлава Нижинского в балете «Видение Розы» в постановке Михаила Фокина на музыку Карла фон Вебера. 1911
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музее хранится плакат с изображением знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского в балете «Видение Розы». Его создал в 1911 году Жан Кокто. На фоне голубого прямоугольника он нарисовал фигуру артиста в наряде из бутонов роз. В типографии для афиши над прямоугольником добавили место, дату и время премьеры: вечер 19 апреля 1911 года в театре Монте Карло. Снизу расположилась надпись «Ballet Russe» — «Русский балет».
Одноактный балет «Видение Розы» на музыку немецкого композитора Карла Марии фон Вебера поставил хореограф Михаил Фокин специально для звезд Русских сезонов — Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского. Главная героиня — девушка, которой приснился танец с прекрасным юношей-розой. Сюжет постановки основан на одноименном стихотворении французского писателя Теофиля Готье.
Плакат Альфонса Мухи к спектаклю «Жисмонда»
Альфонс Муха. Плакат к спектаклю по пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда». 1894. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Альфонс Муха. Плакат к спектаклю по пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда». 1894
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В Театральном музее хранится афиша к спектаклю «Жисмонда», созданная по рисунку известного художника ар-нуво Альфонса Мухи. В основу постановки легла пьеса французского драматурга Викторьена Сарду. Муж главной героини Жисмонды — афинский правитель — умер, власть унаследовал его пятилетний сын. Сама Жисмонда стала регентом до совершеннолетия мальчика. Но при ее дворе появились заговорщики, которые решили убить ребенка и захватить власть.
Главную роль в спектакле исполнила легендарная французская актриса Сара Бернар. Именно она заказала плакат парижской типографии, а ее работники, в свою очередь, обратились к Альфонсу Мухе за эскизом. Художник изобразил Сару Бернар в полный рост, одетую в богато расшитый наряд. Голову актрисы на рисунке украсил венок из цветов, а обрамлением для ее фигуры стала арка на заднем плане. Афиши развесили по всему Парижу, но часть из них вскоре срезали и забрали себе горожане, которых впечатлила работа Мухи.

Зал 9. Театральный авангард

Зал 9. Театральный авангард
Экспозиция девятого зала знакомит гостей с тем, как развивалось театральное искусство после революции 1917 года. В советское время появились экспериментальные театры, режиссеры ставили агитационные спектакли и устраивали массовые инсценировки под открытым небом. В числе экспонатов — макеты сценографии, эскизы костюмов и фотографии режиссеров авангардного театра.
Макет декорации к пьесе «Великодушный рогоносец»
Макет установки для спектакля Всеволода Мейерхольда по пьесе Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». После 1922. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Макет установки для спектакля Всеволода Мейерхольда по пьесе Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». После 1922
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В Театральном музее хранится реконструированный макет декорации к спектаклю «Великодушный рогоносец». Постановку по одноименной пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка зрители впервые увидели в 1922 году в Театре имени Всеволода Мейерхольда. Это трагифарс о ревнивом поэте Брюно, который попросил жену изменить ему со всеми местными мужчинами, чтобы вычислить среди них своего настоящего соперника.
Художественное оформление для постановки придумала советская авангардистка Любовь Попова. Оно включало в себя механическую мельницу, колеса и конвейерную ленту. Исполнитель главной роли Игорь Ильинский рассказывал: «Одна площадка была для меня комнатой, другая — проходной комнатой в спальню, мостки между ними — соединяющей галереей».
Эскизы костюмов «Семь пар нечистых» и «Семь пар чистых»
Владимир Маяковский. Эскизы костюмов «Семь пар нечистых» и «Семь пар чистых». 1918. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Владимир Маяковский. Эскизы костюмов «Семь пар нечистых» и «Семь пар чистых». 1918
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музее можно увидеть копии 28 эскизов костюмов, которые Владимир Маяковский создал в 1918 году для постановки своей пьесы «Мистерия-буфф». Поэт написал это произведение к первой годовщине Октябрьской революции по заказу наркома просвещения Анатолия Луначарского. Автор определил пьесу как «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи».
В сюжете политическая сатира сочеталась с непоколебимой верой в новый справедливый мир и народную победу. В основу произведения легла библейская легенда о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге, только вместо семи пар чистых и нечистых «скота и птиц небесных» Маяковский изобразил людей. К «чистым», то есть никогда не запачкавшим рук на тяжелой работе, он отнес типажи, которые при новой власти считались отрицательными: купца, священника, иностранных офицеров и других врагов революции. «Нечистыми» стали представители простых рабочих специальностей: трубочист, швея, кузнец. В эскизах поэт подчеркнул разницу между ними: «чистых» изобразил круглыми, а «нечистых» — состоящими из прямых и резких ломаных линий.
Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1918 года в помещении Театра музыкальной драмы. Поставил его Всеволод Мейерхольд, а над сценографией работал Казимир Малевич.
Фотография Всеволода Мейерхольда с дарственной надписью
Фотография Всеволода Мейерхольда с дарственной надписью. 1926 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Фотография Всеволода Мейерхольда с дарственной надписью. 1926 год
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В 1920-х годах режиссер, актер и педагог Всеволод Мейерхольд подарил своему ученику и соратнику Владимиру Соловьеву фотографию, которая хранится в коллекции музея.
Всеволод Мейерхольд прославился тем, что создал систему «биомеханики» — комплекс упражнений, который укреплял тело актера и помогал быстро входить в роль. В Московском Художественном театре Мейерхольд сотрудничал с Константином Станиславским. Кроме работы в театре он преподавал режиссуру и сценоведение. Его студентами были Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Валентин Плучек и Борис Равенских.
Будущий театральный режиссер Владимир Соловьев познакомился с Мейерхольдом в 1910-х годах. Они вместе работали в экспериментальной театральной студии и издавали журнал «Любовь к трем апельсинам», посвященный сценическому искусству и литературе. После революции 1917 года Соловьев стал одним из ведущих театральных режиссеров Ленинграда, а Мейерхольд создал в Москве театр под названием РСФСР-1, который позже переименовали в его честь.

Зал 10. Театр 1930–40-х годов

Зал 10. Театр 1930–40-х годов
Заключительный зал основной экспозиции посвящен постановкам Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского, премьерам ленинградского балета второй четверти XX века и театральным режиссерам, которые стали жертвами репрессий. Здесь расположены портреты, сценические костюмы и видеоинсталляция «Репрессированный театр».
Цикл портретов «Трагические таланты России»
Алиса Порет. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1936
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Алиса Порет. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1965
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Алиса Порет. Портрет Соломона Михоэлса. 1976
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В экспозиции Театрального музея представлены портреты композитора Дмитрия Шостаковича, режиссеров Всеволода Мейерхольда и Соломона Михоэлса. Их написала художница Алиса Порет для своего цикла «Трагические таланты России», над которым она работала всю жизнь. Эту серию автор посвятила деятелям культуры, пострадавшим во время сталинских репрессий. В цикл также вошли также портреты поэта Даниила Хармса и актера Кирилла Струве.
Алиса Порет была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Филонова и Александра Савина. В числе ее самых известных работ — иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала» и первому русскоязычному изданию «Винни-Пуха» в переводе Бориса Заходера.
Костюм Галины Улановой
Костюм Джульетты для Галины Улановой к балету «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского и Лео Арнштама на музыку Сергея Рахманинова по пьесе Уильяма Шекспира. 1940-е годы. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Джульетты для Галины Улановой к балету «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского и Лео Арнштама на музыку Сергея Рахманинова по пьесе Уильяма Шекспира. 1940-е годы
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В музее хранится платье балерины Галины Улановой для партии Джульетты. Сценографию и костюмы для спектакля по трагедии Уильяма Шекспира создал театральный художник Петр Вильямс. Он долго изучал произведения эпохи Возрождения, чтобы максимально точно передать в декорациях и нарядах дух Ренессанса.
Костюм Константина Сергеева
Костюм Ромео для Константина Сергеева к балету «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского и Лео Арнштама на музыку Сергея Рахманинова по пьесе Уильяма Шекспира. 1940-е годы. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Костюм Ромео для Константина Сергеева к балету «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского и Лео Арнштама на музыку Сергея Рахманинова по пьесе Уильяма Шекспира. 1940-е годы
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В том же зале представлен костюм артиста Константина Сергеева для партии Ромео. Его дуэт с Галиной Улановой в спектакле «Ромео и Джульетта» считается одним из лучших в истории отечественного балета. Музыку к спектаклю написал всемирно известный пианист и композитор Сергей Прокофьев. Балетмейстером стал Леонид Лавровский. Театральный критик Иван Соллертинский отмечал, что хореографу «удалось создать ярко темпераментный, драматически напряженный, богатый живописными возможностями и содержательный спектакль». Премьера состоялась 11 января 1940 года в Государственном академическом театре оперы и балета им. С. Кирова — сейчас это Мариинский театр.

Как добраться до Театрального музея

Как добраться до Театрального музея
Театральный музей Санкт-Петербурга находится недалеко от Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Удобнее всего попасть в него со стороны Аничкова дворца, для этого нужно пройти между Екатерининским сквером и дворцовым садом, а затем — мимо Александринского театра.
Остановка общественного транспорта находится на Невском проспекте перед Аничковым дворцом и называется «Дворец творчества юных». Сюда ходят троллейбусы №1, 5, 7, 10, 11, 22 и автобусы №3, 7, 22, 24, 27, 181, 191. Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор» — также расположена на Невском проспекте, в 500 метрах от музея. Кроме того, можно сесть на трамвай №3 и выйти на остановке «Гостиный Двор» на Садовой улице.
Автор: Инна Докучаева
Верстка: Кристина Мацевич

Главная фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»