ПÁЧКА

ПÁЧКА
Пачкой называют женский балетный костюм в виде пышной многослойной юбки.

Слово «пачка» появилось в русском языке в XIX веке, когда и был создан сам костюм. Исследователи предполагают, что так его назвали из-за большого объема.

В большинстве европейских языков такой наряд называется tutu. Этимология слова доподлинно неизвестна. Существует версия, что термин произошел от французского tulle — «тюль». Именно из этого материала в прошлом часто делали танцевальные наряды.

Первый балетный костюм появился в 1830-х годах. Это была длинная, ниже колена, юбка-колокол, которая подчеркивала узкую талию артистки. Театроведы считают, что впервые в таком костюме выступила итальянская балерина Мария Тальони на премьере балета «Сильфида» Жана Шнейцхоффера в 1832 году. Наряд для нее создал художник Эжен Лами.

Со временем балет менялся. Танцовщицы стали двигаться быстрее, встали на пуанты и начали исполнять сложные движения. Вместе с танцем менялись и костюмы: становились короче и легче. Уже в 1890-х годах они полностью открывали ноги до середины бедра.

Современный вид эти костюмы приобрели к середине XX века. Сегодня классической пачкой считается плоская круглая юбка в форме тарелки. Именно в ней балерины выходят на сцену в большинстве классических постановок, например в «Лебедином озере» или «Щелкунчике».

Стандартный радиус современной пачки составляет 48 сантиметров. Однако для многих балерин их шьют индивидуально, учитывая рост, вес и длину ног артисток. Чаще всего пачки изготавливают из шифона или фатина. На одну такую юбку у швеи уходит около двух недель и более 10 метров ткани. Так много материала требуется из-за большого числа слоев юбки.

Для репетиций и выступлений шьют разные пачки. Репетиционные костюмы более легкие и состоят из меньшего количества слоев. На пачки никогда не пришивают молнии или пуговицы, чтобы они не оторвались во время выступления, а застегивают их на крючки. А особенно сложные костюмы зашивают прямо на балеринах перед выступлением.

Некоторые спектакли до сих пор танцуют в длинных юбках. Такие пачки называют «романтическими» или «шопенками» — по названию балета Михаила Фокина «Шопениана». Чаще всего их носят артистки, исполняющие роли фантастических существ — духа Сильфиды, призрака Жизель. А партию Джульетты танцуют в хитоне — свободном платье.

В 1999 году в Мариинском театре реконструировали постановку «Спящей красавицы» Петра Чайковского и воссоздали костюмы 1890 года. С тех пор в балет вернулась мода на более длинные пачки — до середины бедра.
Материалы по теме