Винни-Пух в советских книжках
Алан Милн написал книгу о Кристофере Робине и его плюшевых друзьях в 1926 году. Первым ее проиллюстрировал Эрнест Шепард — известный карикатурист и иллюстратор, а прототипом Винни-Пуха стала игрушка его сына. Книга с иллюстрациями Шепарда обрела известность, а образ медвежонка узнаваем и сегодня. Однако в истории книжной иллюстрации были и другие Пухи — «Культура.РФ» собрала самые известные рисунки советских художников.
![Эрнест Шепард. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух». Лондон: издательство «Methuen», 1926](https://cdn.culture.ru/images/2f020557-8ce3-568f-949e-89a3203e9c9f/t_average/16-jpg.png)
![Эрнест Шепард. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух». Лондон: издательство «Methuen», 1926](https://cdn.culture.ru/images/63c37057-0866-5910-8c3a-520183242a87/t_average/18-jpg.png)
![Эрнест Шепард. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух». Лондон: издательство «Methuen», 1926](https://cdn.culture.ru/images/f5095f01-f937-5ddb-a389-d64da54f6a3b/t_average/17-jpg.png)
Первые советские иллюстраторы: Лаптев, Храпковский, Порет
![Алексей Лаптев. Иллюстрация из журнала «Мурзилка» №1, 1939](https://cdn.culture.ru/images/d45e46ef-7942-55dc-9d42-59a5a9162de7/t_average/13-png.png)
![Алиса Порет. План леса (фрагмент). Иллюстрация к книге Бориса Заходера «В гостях у Винни-Пуха». Москва: издательство «Малыш», 1975](https://cdn.culture.ru/images/f6986122-664d-59a7-bc7e-4379bb4600a9/t_average/14-min-jpg.png)
![Михаил Храпковский. Иллюстрация из журнала «Мурзилка», №9, 1939](https://cdn.culture.ru/images/12460b03-1c38-5cd2-aac0-b21fcf353f0d/t_average/15-jpg.png)
Художники СССР начали узнавать о толстячке Винни еще в 1939 году, но тогда в журнале «Мурзилка» выходили только некоторые главы с редкими картинками. Первую публикацию «Винни-Пуха» проиллюстрировал Алексей Лаптев, главу в №9 за 1939 год — Михаил Храпковский.
Рисунки к первой книге о плюшевом медвежонке на русском языке — ее перевел Борис Заходер — сделала в 1960-х годах Алиса Порет, ученица Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Художница вспоминала, что рассказы запустили ее воображение с первой главы.
«Наиболее удавшиеся книги были те, которые при первом прочтении я мысленно рисовала, ― как было, например, с «Винни-Пухом»
Алиса Порет
Образы ее героев разительно отличались от оригинальных английских. Рисунки были цветными, а персонажи — менее реалистичными. Так произведение обрело новый облик.
Борис Заходер впервые перевел произведение Алана Милна целиком, и этот перевод по сей день считается одним из лучших. В 1960–80-е годы книга о Винни-Пухе выходила во множестве советских издательств.
Лидия Шульгина
![Лидия Шульгина. Иллюстрация к книге Алана Милна и Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательства «Астрель» и «АСТ», 2003](https://cdn.culture.ru/images/abd841db-66a7-508c-a374-51138428bcf5/t_average/12-jpg.png)
![Лидия Шульгина. Иллюстрация к книге Алана Милна и Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательства «Астрель» и «АСТ», 2003](https://cdn.culture.ru/images/905e07bf-5af4-5d64-8c8a-d105c34819ff/t_average/10-2-jpg.png)
![Лидия Шульгина. Иллюстрация к книге Алана Милна и Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательства «Астрель» и «АСТ», 2003](https://cdn.culture.ru/images/8d73f54f-f862-53f4-81f2-a64741b589d3/t_average/10-jpg.png)
Лидия Шульгина с детства мечтала соединить две свои страсти — литературу и рисование. Художница писала: «Мне не нравится, когда иллюстрации отводится скучная роль растолковывать текст. Поэтому всегда стараюсь нарисовать полную картину мира, предлагаемого автором, в котором герои смогут жить самостоятельной жизнью, создавая новые ситуации. Про себя я называю это параллельной сказкой».
Ее герои наивны и серьезны одновременно — из-за особенной техники рисунка: мелкие точки придают объем и глубину, а персонажей делают мягкими и доверчивыми.
Эдуард Назаров
![Эдуард Назаров. Иллюстрация к сборнику сказок «Маугли. Малыш и Карлсон. Винни Пух и все-все-все». Москва: «Правда», 1985](https://cdn.culture.ru/images/1e528d8a-93b1-526b-9dc1-c782670fdb16/t_average/8-jpg.png)
![Эдуард Назаров. Иллюстрация к сборнику сказок «Маугли. Малыш и Карлсон. Винни Пух и все-все-все». Москва: «Правда», 1985](https://cdn.culture.ru/images/a1c29239-155a-5656-94e3-7e02c25bd174/t_average/7-jpg.png)
![Эдуард Назаров. Иллюстрация к сборнику сказок «Маугли. Малыш и Карлсон. Винни Пух и все-все-все». Москва: «Правда», 1985](https://cdn.culture.ru/images/ed8837dd-8c2e-52a9-885a-eda7e3ddc5c8/t_average/9-jpg.png)
Эдуард Назаров вместе с Федором Хитруком работал над мультфильмом о медвежонке Пухе. После премьеры он решил иллюстрировать рассказы самостоятельно.
«Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределенной формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшей форму. Уши — как будто их кто-то жевал, но не успел отъесть одно из них. Нос — где-то на щеке; разные глаза; да и все у него было врастопырку. Но что-то в этом было!»
Эдуард Назаров
Художник вспоминал, что упитанному Пуху сложно было придать естественные движения в статичных рисунках. Назаров изрисовал тонны бумаги, прежде чем появился гармоничный образ медвежонка.
Читайте также:
Виктор Чижиков
![Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Малыш», 1986](https://cdn.culture.ru/images/2a7a6881-3a37-51f0-ab0a-f7915f5eb0b1/t_average/4-jpg.png)
![Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Малыш», 1986](https://cdn.culture.ru/images/e1950aa2-6cb0-5cc9-8cdc-6ecc43178f68/t_average/5-jpg.png)
![Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Малыш», 1986](https://cdn.culture.ru/images/42b952fd-1cb9-5135-9fb4-bb79e56b6d0b/t_average/6-jpg.png)
Художник Виктор Чижиков начал рисовать еще в детстве: из-за дальтонизма ему подписывали цветные карандаши. Позже Чижиков стал знаменит не только на всю страну, но и за рубежом: он создал талисман Олимпийских игр 1980 года — веселого Мишку с разноцветным ремнем на животе.
Книга с иллюстрациями о Винни-Пухе появилась спустя шесть лет. Виктор Чижиков придумал медведя, который не был похож ни на предыдущие «версии себя», ни на олимпийский образ. Приключения щекастого увальня Пуха и его друзей разворачивались на фоне волшебного акварельного леса — с таинственными зарослями и уютными домиками в деревьях.
Борис Диодоров
![Борис Диодоров. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Дом», 1992](https://cdn.culture.ru/images/fdba5623-554d-5aa9-80d2-d7d1f9bfc984/t_average/3-jpg.png)
![Борис Диодоров. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Дом», 1992](https://cdn.culture.ru/images/ef59f7ff-1a90-550f-91c9-db146b91dbf4/t_average/1-jpg.png)
![Борис Диодоров. Иллюстрация к книге Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Москва: издательство «Дом», 1992](https://cdn.culture.ru/images/0bbf7a5b-131c-5b2b-84ba-4aab82a55d8b/t_average/2-jpg.png)
Борис Диодоров с 1958 года проиллюстрировал более 300 книг и вошел в Почетный список Андерсена Международной ассоциации детской и юношеской литературы — как один из лучших иллюстраторов детской книги в мире. К каждому произведению художник подбирал свои приемы и техники. В рассказах о Винни-Пухе он использовал перо и акварель, создав мягкую уютную сказку — плюшевую, как сам медвежонок.
Автор: Александра Кунтина
Смотрите также