Главный по театрам, гаражам, музеям

Театры или вокзалы, станции метро или клубы для рабочих? Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем архитекторов, которые строили здания одного типа.

Театры Альберта Кавоса

Альберт Кавос с детства жил в мире театра: его отец, композитор Катарино Кавос, писал и ставил оперы, служил «директором музыки» Императорских театров. Кавос-младший не увлекся музыкой, как отец, — он стал театральным архитектором.
Первой работой Кавоса стала перестройка Большого (Каменного) театра
Антонио Ринальди в 1826–1836 годах. Спустя 12 лет он построил цирк на Театральной площади
. Когда здание пострадало от пожара, Кавосу же поручили его восстановление. Архитектор должен был сохранить внешний облик здания, но вместо цирка построить оперу. Обновленный театр открылся в 1860 году, его назвали в честь супруги Александра II
Марии Александровны — Мариинским
.
Позже Альберт Кавос перестраивал московский Большой театр, деревянный театр в Красном селе (здание не сохранилось) и петербургский Михайловский театр
, проводил экспертизы всех театральных зданий России. Свой последний проект архитектор реализовать не смог. Он выиграл конкурс на строительство Парижской оперы, но из-за слабого здоровья не смог поехать во Францию — вместо него здание театра построил Шарль Гарнье.

Театры Виктора Шретера

Первыми работами выпускника Петербургской
и Берлинской академий художеств Виктора Шретера стали проекты частных домов. Его умение «строить солидно, но вместе с тем экономно» привело его на должность главного архитектора дирекции Императорских театров
. На службе Виктор Шретер занимался и реконструкцией старых театров, и строительством новых. Именно Шретеру Мариинский театр обязан своим современным обликом — архитектор перестроил здание в 1883–1886 годах. Шретер реконструировал Александринский театр
России, Певческую капеллу
в Петербурге. По его архитектурным проектам построили несколько провинциальных театров — в Киеве, Нижнем Новгороде
, Иркутске
, Рыбинске (здание не сохранилось), Тбилиси.

Вокзалы Константина Тона

В XIX веке Константин Тон
был очень известным архитектором. Он строил храм Христа Спасителя
, Большой Кремлевский дворец
, перестраивал Академию художеств
в Петербурге.
По поручению правительства архитектор разработал проекты первых российских вокзалов
. Он построил деревянное здание Царскосельского вокзала, который до настоящего времени не сохранился. Когда началось строительство Николаевской (современной Октябрьской) железной дороги между Москвой и Петербургом, Тону поручили возвести два вокзала на разных концах ветки. В 1851 году появилось здание в Петербурге
, а в 1852 году — в Москве
. Строения были идентичными — в стиле неоренессанса с башенкой в центре и большими окнами. В 1851 году Тон построил в Москве круговое депо — здание для хранения локомотивной машины.

Музеи Лео Фон Кленце

В историю мировой культуры Лео фон Кленце вошел как создатель архитектурного стиля неогрек, или европейского классицизма. Он построил в Мюнхене здания Глиптотеки (галереи скульптур) и Пинакотеки
(картинной галереи), после чего город стали называть «баварские Афины».
Мастера музейной архитектуры Николай I
пригласил
в 1830-х годах в Россию, чтобы он построил в Петербурге художественный музей. В 1839 году Кленце спроектировал Новый Эрмитаж — двухэтажный корпус с четырьмя разными парадными фасадами и двумя внутренними дворами. Это было первое в России здание, которое построили специально для живописной коллекции. Лео фон Кленце стал основоположником музейной архитектуры в нашей стране.

Станции метро Алексея Душкина

В советские годы метро
возводили лучшие архитекторы страны. Одним из них был Алексей Душкин — он строил здания в Харькове, соцгорода в Донбассе. В Москве Душкин возвел высотку
на Красных Воротах
и «Детский мир» на Лубянке, а также проектировал вестибюли и станции московской подземки.
Новатор-метростроевец, создатель подземной урбанистики и автор концепции безоконного подземного пространства, Алексей Душкин построил станции «Кропоткинскую»
, «Площадь Революции», «Маяковскую», «Автозаводскую», «Новослободскую». Во время работы он сотрудничал с известными советскими художниками и скульпторами — Александром Дейнекой, Павлом Кориным, Матвеем Манизером. Проекты Душкина были высоко оценены: он стал трехкратным обладателем Сталинской премии. За проект станции «Маяковская» архитектор получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.

Гаражи и клубы Константина Мельникова

Свои первые здания Константин Мельников
построил, работая с братьями Голосовыми, Леонидом Весниным и Николаем Ладовским в архитектурной артели при Моссовете. Он проектировал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы, план развития Бутырского района. Однако больше в «портфолио» Константина Мельникова всевозможных клубов и крупных гаражей.
Все началось с того, что Мельникову пришел заказ из Парижа — проект гаража на тысячу машин. Реализовать в столице Франции его не удалось, но в СССР архитектор идею воплотил. Он построил гараж по типу крытого манежа для сотни автобусов. Среди других подобных зданий — гараж на Новорязанской улице, гаражи Интуриста и Госплана.
Клубы для рабочих были вторым коньком Константина Мельникова. В 1920–30-е годы в Москве было построено 10 подобных зданий, 6 из них проектировал Мельников. Среди них — клуб завода «Каучук»
, ДК имени Русакова, клуб фабрик «Буревестник»
и «Свобода»
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна