Секреты коллекционирования от Алексея Бахрушина
Алексей Бахрушин — основатель знаменитого театрального музея. Еще при жизни Бахрушина этот музей стал одним из крупнейших в Европе по своей тематике. Если предмет касался истории театра (а подчас просто истории), Алексей Александрович не отказывался ни от чего, брал всё, приговаривая: «Доброму вору всё впору. Там разберемся!» Вот несколько способов, которыми Бахрушин пополнял свою уникальную коллекцию. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
№ 1: Ходить по барахолкам
![Марианна Кирцингер. Фигура в темном костюме с красными рукавами (фрагмент). Крепостной театр графа Шереметева, Москва. 1785. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/32a377e2-087f-5151-9b32-73387064beeb/t_average/1-jpg.png)
![Марианна Кирцингер. Дама в голубом (фрагмент). Крепостной театр графа Шереметева, Москва. 1780-е годы. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/3489bf75-0ba1-575c-a766-51169fc7e16c/t_average/2-jpg.png)
![Марианна Кирцингер. Девушка в костюме XVI века (фрагмент). Крепостной театр графа Шереметева, Москва. 1780-е годы. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b05350b8-655a-5a02-8d25-5c3b72a1634e/t_average/3-jpg.png)
На знаменитом Сухаревском рынке молодой Бахрушин приобрел первый важный экспонат, положивший начало его коллекции. В какой-то темной антикварной лавке он купил за 50 рублей 22 небольшие картины маслом, на которых были изображены люди в театральных костюмах.
Когда он отдал их на реставрацию, мастер предположил, что картины имеют отношение к шереметевскому театру. И действительно, как-то граф Павел Шереметев, увидев у Бахрушина эти работы, рассказал, что в 1780-е их приобрел в Париже его предок, создатель театра граф Николай Петрович. По ним шили костюмы для его труппы, в том числе для его будущей жены Параши Жемчуговой. По словам нынешнего обитателя Кусково, из дворца они были украдены — недаром Гиляровский говорил, что на барахолках Москвы можно найти все! Что характерно, Бахрушин и не подумал возвратить картины Шереметевым. А благородный граф, наоборот, прислал ему в подарок несколько работ из серии, случайно позабытых ворами.
№ 2: Помнить о человеческом тщеславии
Большое количество экспонатов Бахрушину дарили. Он умел обращаться со звездами сцены. Например, если Бахрушин узнавал, что кто-нибудь из известных деятелей театра собирается посетить его частный музей, он быстро организовывал специальную витрину, посвященную этому человеку.
Однако за стеклом были выставлены совершенные пустяки: все по-настоящему интересное и ценное Бахрушин прятал. А потом, подводя гостя к витрине, он грустно вздыхал: «Как обидно, что такой крупный деятель театра, как вы, так слабо отражен в музее! Но что поделать!». Прием действовал безотказно — вскоре коллекция обязательно пополнялась чем-то любопытным.
№ 3: Рисковать
![Нина Мозалевская. Ксения и мамка (фрагмент). Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/db60cf8f-c86f-5909-b361-6c595f64d55d/t_average/6-jpg.png)
![Александр Осмеркин. Татьяна. Эскиз женского костюма к неосуществленному спектаклю «Евгений Онегин». Государственный Камерный театр, Москва. 1936. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/afb33410-4963-5330-9004-0a5e34ce2ac2/t_average/5-jpg.png)
![Андреас Леонгард Роллер. Сады Черномора (фрагмент). Эскиз декорации к опере Карла Альбрехта «Руслан и Людмила». Большой Каменный театр, Санкт-Петербург. 1842. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/6c064cd1-0dd3-577b-8077-8b15bfe56917/t_average/4-jpg.png)
Бахрушин никогда не боялся рискнуть и потратить кучу денег на экспонат, который мог оказаться интересным. Как-то в гости к нему тайком пришел сын Пушкина.
После беседы за запертыми дверьми довольный Бахрушин вышел из кабинета и рассказал семье: «Купил кота в мешке. Сейчас уплатил тысячу рублей за все бумаги по опеке Пушкина. Думаю, что не очень попал: судя по описи, там должны быть автографы и самого Пушкина, и Натальи Николаевны, и Жуковского, и Николая I. Пока все это по секрету. Александр Александрович только и продал с этим условием, чтобы никто об этом не знал. Дворянская спесь заедает — а я ему сказал, что стыдного тут ничего нет, что он отдает вещи в надежные руки и в хорошее место и что люди ему за это только спасибо скажут».
Читайте также:
№ 4: Брать все, что дают
Бахрушин был знаком с Николаем Соловцовым — знаменитым режиссером и антрепренером (основателем театра Соловцова — ныне киевского Театра русской драмы им. Леси Украинки). Артист посетил Музей Бахрушина только однажды, причем вопреки просьбе хозяина ничего не написал в альбом для почетных посетителей — только оставил пустую страницу со своей подписью.
Коллекционер обиделся и долго уговаривал Соловцова снова приехать в Москву и посетить музей. Наконец, тот пообещал отпраздновать свой юбилей в Киеве и возвратиться. Весь театральный Киев готовился торжественно отметить 45-летие любимого артиста. Но тут Соловцов внезапно скончался. Его неожиданная смерть потрясла всех. А через некоторое время из Киева на адрес Бахрушина приехало несколько ящиков, набитых поздравительными адресами, венками, приветственными телеграммами и подношениями, которые готовились юбиляру, но не пригодились…
№ 5: Уметь получать подарки, не выпрашивая их
![Щербов. Шарж на Федора Шаляпина в роли Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь». Начало XX века. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/72a24884-b1fe-5268-b3b5-f288a6494e66/t_average/8-jpg.png)
![Федор Шаляпин. Автопортрет (в режиссерской Московского Малого театра) (фрагмент). 1906. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/bdcaee04-1af7-5043-9761-4e4fcd9da78b/t_average/7-jpg.png)
![Робер Поль. Шарж на Федора Шаляпина (фрагмент). Начало XX века. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/51357623-5d64-56d6-b6b0-aa494a6c58ed/t_average/9-jpg.png)
Со временем попасть в частный Музей Бахрушина — либо с помощью своих памятных вещей, либо просто в качестве гостя на одну из его знаменитых суббот — стало делом чести. Например, коллекционер никогда не приглашал на обеды Шаляпина, хотя и был его горячим поклонником. Присутствие темпераментного певца за столом было чересчур жестоким испытанием для нервов Бахрушина: он все время боялся, как бы Шаляпин не учинил скандала.
Шаляпин, видимо, знал об этих опасениях, но добиваться приглашений ему не позволяла гордость. Вместо этого он время от времени «напоминал о себе», присылая что-нибудь в коллекцию в качестве подарка.
Один раз таким подарком стала нарисованная им собственноручно карикатура на Константина Коровина. Тот был на ней в полосатых парижских брюках с торчащим сзади хлястиком в жилете, с всклокоченными волосами. Его можно было узнать с первого взгляда, несмотря на то, что лица Шаляпин не изобразил. Когда кто-то спросил автора почему, тот ответил: «Так ведь Костя безличный». В другой раз певец прислал салфетку из ресторана, на которой кроме автопортрета изобразил непристойный ребус на свою фамилию. На салфетке также значилось «Бахрушину в музей».
№ 6: Не забывайте о семье
Не только Алексей Александрович, но и другие члены рода Бахрушиных увлекались коллекционированием. Его кузен Алексей Петрович Бахрушин собрал огромное количество вещей по русской истории (позже он завещал свое собрание книг, картин и миниатюр Румянцевскому и Историческому музеям).
Как-то, услышав от игумена Данилова монастыря, что на чердаке валяется старинный портрет какого-то генерала, кузен загорелся идеей его увидеть. Служка приволок сильно потемневшее полотно. Казначей обители получил некую сумму, а картина отправилась в дом собирателя.
В присутствии нового владельца и его двоюродного брата реставратор начал чистить полотно. После первых же манипуляций изображение генерала стало потихоньку линять. Вместо него все яснее проступал портрет Николая Гоголя, а незадачливый покупатель становился все мрачнее. Его возбуждение падало, сменившись полной депрессией. «Вон! Тащите его вон из моего дома поскорее!» — закричал Алексей Петрович, тяжело вздыхая. Ну, а создатель Театрального музея, памятуя о близких отношениях Гоголя с Даниловским монастырем, хитро улыбнулся и увез изгнанный портрет к себе в коллекцию на извозчике.
№ 7: Ловить мгновение
![Виктор Васнецов. Кума (фрагмент). Эскиз женского костюма для Марии Ермоловой в опере Петра Чайковского «Чародейка». Императорский Малый театр, Москва. 1884. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/1b2cad39-4b97-55f2-9a49-3d5279259fcc/t_average/10-jpg.png)
![Константин Коровин. Зейнаб в короне. Эскиз женского костюма для Марии Ермоловой в спектакле Александра Сумбатова «Измена». Императорский Малый театр, Москва. 1903. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/912a959a-84d4-5186-8e55-3752a1d9599b/t_average/11-jpg.png)
![Константин Коровин. Коронационное платье леди Макбет (фрагмент). Эскиз женского костюма для Марии Ермоловой в спектакле Ивана Платона «Макбет». Императорский Малый театр, Москва. 1896. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/353e7537-c9b1-5e8e-8c8a-67846912c6d6/t_average/12-jpg.png)
Бахрушин жил во времена, когда творилась сама история русского театра — и не только русского. Как-то в Москву приехал величайший итальянский актер XIX века — Томмазо Сальвини. На его гастрольном спектакле «Отелло» в зале сидела Мария Ермолова. В антракте Бахрушин беседовал с Сальвини, и тот спросил: «Кто ваша первая трагическая актриса?». Бахрушин окинул взглядом комнату и увидел входящую Ермолову: «Вот она!».
Загримированный в мавра Сальвини порывисто подошел к актрисе и поцеловал ее руку. Смущенная Ермолова положила другую руку на его ладонь — и на ее белой перчатке отпечатался темный грим. Длинная белая лайковая перчатка в рыжих пятнах заняла свое место в экспозиции Музея Бахрушина рядом с бюстом итальянского трагика.
Смотрите также