Владимир Немирович-Данченко
Персона

Владимир Немирович-Данченко

Годы жизни:
23 декабря 1858 — 25 апреля 1943
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художественный руководитель
,
Режиссер

Отец Владимира Ивановича Немировича-Данченко был украинец, мать — армянка, детство и отрочество будущего реформатора театра прошли в Тифлисе (сейчас Тбилиси). В 1876 году он поступил на физико-математический факультет Московского университета, и с тех пор жизнь Немировича была связана с Москвой.

А жизнь он прожил длинную. Владимир Иванович ушел в возрасте 84 лет и до последнего дня нес на плечах огромный груз забот. Когда он с Константином Станиславским организовал Московский Художественный театр, Немировичу было 40 лет. Он уже был востребованным драматургом, прозаиком и педагогом — преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Пьесы Немировича-Данченко шли на сценах Александринского, Малого театров, не говоря уже о провинциальных сценах России. Как драматург Владимир Иванович обладал большими амбициями, старался стать выразителем времени — но в 1896 году, прочитав чеховскую «Чайку», отказался получать Грибоедовскую премию за свою пьесу «Цена жизни». «Чехов — это талантливый я», — изрек Немирович-Данченко.

«Чайку» он поставил в первый же сезон работы МХТ. Много сил потребовалось, чтобы убедить Чехова дать молодому коллективу пьесу, провалившуюся в интерпретации актеров Александринского театра. Мхатовскую «Чайку» ждал успех. Антон Павлович подарил Немировичу брелок с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» В дни репетиций «Чайки» и «Царя Федора Иоанновича» по драме Алексея Толстого познакомились Чехов и Ольга Книппер — ученица Немировича-Данченко и актриса только что созданного МХТ. Ольга Леонардовна сыграла в «Чайке» Аркадину. В последующие годы Станиславский и Немирович поставят спектакли по всем пьесам Чехова. Долгожителем станет спектакль «Три сестры», поставленный Немировичем-Данченко в 1940 году. На будущих классиков формировавшегося тогда советского театроведения этот спектакль произвел сильнейшее, определяющее впечатление. «Лирической трагедией» назвал спектакль Немировича знаменитый завлит МХАТа Павел Марков — Миша Панин из «Театрального романа» М.А. Булгакова.

Владимир Иванович Немирович-Данченко проходит в романе Булгакова как Аристарх Платонович. Вторая «голова» «двуглавого орла» в руководстве Независимым (читай — Художественным) театром — это Иван Васильевич, то есть Константин Сергеевич. Булгаков запечатлел феномен мхатовского «двоецарствия» в сложный период. Театр начал свое существование в одном государстве, а продолжать пришлось в другом — советском. В какой-то момент основатели МХТ растерялись: что ставить, для кого?.. Как нельзя кстати тут оказалась возможность уехать на зарубежные гастроли — подальше от непонятной отечественной реальности. Пока основная часть коллектива во главе со Станиславским покоряла Европу и США, «в лавке» оставался Немирович-Данченко. Вообще, в уникальном дуэте Станиславского и Немировича последний всегда брал на себя функции организатора, нередко в ущерб своим творческим устремлениям. В середине 20-х усталость и раздражение Владимира Ивановича дали о себе знать. В утрированной интерпретации Булгакова двое «директоров» не разговаривают друг с другом с 1885 года — и ничего, корабль плывет, лавирует не без помощи артистичных интриганок, секретарш Ивана Васильевича (Августы Менажраки) и Аристарха Платоновича (Поликсены Торопецкой).

Немирович пишет в письме Станиславскому: «Этот человек (молодой сотрудник МХАТ) смотрит совершенно определенно на меня как на ломовую лошадь, на Вас — как на вдохновенного гения». В памяти мхатовцев остался шарж, на котором высокий красавец Станиславский изображен как холеный супруг, а Немирович — как жена-хлопотунья, на которой хозяйство, заботы о шикарном муже.

В книге «Немирович-Данченко» историк театра Инна Соловьева замечательно пишет о роли своего героя в «дуэте» с «вдохновенным гением» Станиславским:

«Свой театр он и понимал в общем именно так, как можно понимать жизнь — с ее полюсами духа и плоти, мечты и необходимости, исканий и оседлости, идеала и практики. Но да не добавится к прочим пошлостям, произносимым, когда сравнивают основателей МХТ, еще и та пошлость, будто дух и идеал тут были от Станиславского, а плоть и практицизм — от Немировича-Данченко. Уж скорее он годами бывал в театре силой, которая в ходе самой жизни гармонизирует противоположения, притом что не посягает их снять».

Несколько раз Немировичу представлялись шансы оставить Художественный театр и получить такую должность, на которой не надо было бы делиться славой. Приглашали его возглавить Малый театр, потом — дирекцию Императорских театров. Вот как описал Василий Качалов момент, после которого история МХТ могла бы пойти по другому пути (это март 1908 года): «Немирович официально заявил, что он уходит на Императорскую сцену, если, впрочем, будет уверен, что Художественный театр будет продолжать жить с одним Константином, на что Константин вынул часы и торжественно заявил: «Сейчас 5 часов. Уходите. Но четверть шестого уже и меня не будет в Художественном театре». После этого они очень долго говорили, и дело уладилось. Немирович остался».

В 1926–1927 годах Владимир Иванович работал в США. «Со стороны не разобрать, кем он был для них в Голливуде: режиссер? сценарист? интеллектуальная ценность, вывезенная из Европы, как вывозили по камням замки, — увлечение миллионеров в те годы?.. — размышляет историк театра Инна Соловьева. — Его жизнь под пение калифорнийских соловьев хуже неудачи, она бессмысленна». Дуглас Фербэнкс, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Конрад Фейдт — не могут они заменить Немировичу мхатовцев. В конце 1927 года Владимир Иванович шлет Станиславскому телеграмму: «Протягиваю вам руку на полное примирение и полное забвение всех взаимных обид». И «вдохновенный гений» быстро откликается: «Бесконечно счастлив. Крепко жмите давно протянутую руку для полного примирения, полного забвения всех взаимных обид, полного слияния, как встарь. Вместе жить, вместе умирать. Жду вас с большим нетерпением. Станиславский». Снова победили взаимное уважение и верность общему делу.

Фильмы и спектакли

Царь Федор Иоаннович
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Драма
1981
200 мин
Чайка
Московский художественный академический театр имени М. Горького
Драма
1974
167 мин
Враги
Московский художественный академический театр имени М. Горького
Драма
1972
134 мин

Смотрите также

Николай Мордвинов
Актер кино
Актер театра
Художественный руководитель
Художник-постановщик
Россия
15 февраля 1901 — 26 января 1966
Айседора Дункан
Актер театра
Художественный руководитель
Танцор
Хореограф
США
27 мая 1877 — 14 сентября 1927
Всеволод Мейерхольд
Актер театра
Художественный руководитель
Режиссер
Россия
09 февраля 1874 — 02 февраля 1940
Сергей Образцов
Художественный руководитель
Режиссер
Россия
05 июля 1901 — 08 мая 1992