ЛÓЖА

ЛÓЖА
Ложей называют огороженные места в зрительном зале с отдельным входом. Как правило, ложи располагаются в несколько ярусов.

В русский язык слово «ложа» пришло из французского. А французское loge восходит к древненемецкому laubia, что переводится как «крытый навес».
Ложи впервые появились в венецианских театрах в XVII веке. Изначально их придумали для того, чтобы сэкономить место в зрительном зале и заработать больше денег на продаже билетов. Венецианские импресарио считали, что богатые посетители театров будут часто выкупать ложи, поскольку им хочется посмотреть оперу или спектакль в одиночестве или с друзьями.

В XVIII веке ложи появились почти во всех европейских театрах. Однако строили их уже не для экономии места. Места в ложах подчеркивали статус зрителей. Во многих театрах их арендовали еще во время строительства и оплачивали на много лет вперед. Так, некоторые ложи в театре «Лисео» в Барселоне переходят по наследству до сих пор: с 1847 года их продолжают арендовать одни и те же семьи.

Центральные ложи с лучшим видом на сцену обычно принадлежали владельцам театра, титулованной знати или директору коллектива. Их, как правило, дополнительно украшали, лучше меблировали. В самых известных театрах строили специальные парадные ложи для правящих монархов. Места рядом с ними обычно покупали придворные, фавориты, приближенные ко двору аристократы. Иногда монархи лично решали, кто будет сидеть в соседних с ними ложах. Чем ближе к правителю размещался зритель, тем выше был его статус.

Царские ложи были и в крупнейших российских театрах — Мариинском, Михайловском, Александринском в Петербурге, Большом в Москве.

Существовали также специальные ложи бенуар. Они располагались по бокам партера на уровне сцены или чуть ниже нее. С таких мест было сложно рассмотреть артистов, однако и самих посетителей, которые сидели в ложе бенуар, не было видно со стороны зрительного зала. Иногда эти места дополнительно закрывали специальной сеткой. Через нее можно было следить за залом и сценой и при этом оставаться незамеченным.

В XX веке во многих театрах начали сокращать количество лож, поскольку эти места подчеркивали разницу в социальном статусе и доходах разных зрителей. Однако совсем от лож не отказались. В лондонском Ковент-Гардене из более чем ста таких пространств осталось всего около двадцати. А в Большом театре в советское время построили специальную правительственную ложу. Оттуда за постановками любил следить Иосиф Сталин.
Материалы по теме