Михаил Чехов
Персона

Михаил Чехов

Годы жизни:
29 августа 1891 — 01 октября 1955
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер театра
,
Режиссер
,
Актер кино

Михаил Чехов — масштабная и трагическая фигура в истории русского театра. Гениальный актер, режиссер, педагог и теоретик сценического искусства, в возрасте 37 лет он покинул Россию и дальше был вынужден выживать, но не жить насыщенной жизнью художника, как то было в Москве — в Художественном театре, в Первой студии МХТ, которую Чехов возглавил в 1922 году.

Кому-то зарубежный путь Михаила Чехова кажется ярким: актер играл в спектаклях великого немецкого режиссера Макса Рейнхардта, собирал полные залы в Париже, преподавал в Англии, наконец, создал в Голливуде успешную актерскую школу, в которой учились Юл Бриннер, Энтони Куинн, Клинт Иствуд, Мэрилин Монро! Однако дневниковые размышления Чехова той поры полны горечи, разочарования в том, как обстоит дело в театре европейских стран и США. Ни одной значительной новой роли не сыграл он со времени отъезда из СССР, только повторял свои партии московских времен: Мальволио в «Двенадцатой ночи», Хлестакова в «Ревизоре», короля Эрика в «Эрике XIV», Калеба в «Сверчке на печи». Но именно в годы скитаний по разным странам Чехов писал книгу, в которой сформулировал принципы своего метода, — «О технике актера». Сегодня она обязательна к прочтению для любого актера, режиссера, историка театра, как «Работа актера над собой» Станиславского.

Михаил Чехов — племянник Антона Павловича Чехова, сын старшего брата писателя Александра. Он родился и вырос в Петербурге, там же начал свой актерский путь — в Суворинском театре. В 1912 году по приглашению Станиславского перешел в МХТ. Выдающиеся способности актера были очевидны, но родством с Антоном Павловичем Михаила Чехова попрекали долго — коллеги делали это в шутку, а некоторые дремучие зрители вполне серьезно. Доходило до анекдотов. Однажды в МХТ во время спектакля «Вишневый сад», где Михаил Чехов играл Епиходова, какой-то купчик из партера указал на актера пальцем и крикнул во весь голос: «Вот он! Нет, вы подумайте: сам же пишет и сам же играет!»

Играл же Чехов так, что его спектаклей не могли забыть даже самые искушенные зрители. В 1921 году Первая студия МХТ гастролировала в Праге. Кроме прочего, играли «Эрика XIV» по Стриндбергу с Михаилом Чеховым в роли безумного короля. На спектакле побывал Карел Чапек. Вот как он сформулировал свои впечатления:

«Как воздать должное этому тончайшему интеллигентному уму, этому актеру, некрасивому, обладающему щуплым, худым тельцем, который в течение целого вечера, выступая на чужом для нас языке, в чужой для него, иностранной пьесе, смог проявить себя столь необыкновенно, стать из ряда вон выдающимся явлением. Я видел много действительно вдохновенных актеров. Их высшим искусством было умение убедить вас, что под оболочкой тела их героев, где-то внутри их, скрыта напряженная душевная жизнь. У Чехова нет никакого «внутри», все обнажено, ничего не скрыто, все импульсивно и резко, с огромной динамикой выливается в игру всего тела, всего этого тонкого и дрожащего клубка нервов».

На самом же деле такой эффект достигался филигранной работой актера над ролью. Основываясь на своем опыте, а также в результате напряженных размышлений и наблюдений за коллегами Михаил Чехов пришел к мнению: актер должен создавать образ, ежеминутно помня, что он на сцене. «Бессознательное» творчество, при котором исполнитель «входит в образ» и ломает мебель на сцене, руки-ноги партнерам по спектаклю, нездорово. Гораздо более продуктивно и художественно верно, когда актер со-чувствует герою, наблюдает за ним, играя. Такой метод предполагает раздвоенность сознания — но Чехов вовсе не видел в том болезни и учил применять технику отстранения в истинном ее виде.

Смотрите также

Эмиль Лотяну
Режиссер
Сценарист
Поэт
Актер театра
СССР
1936–2003
Евгений Леонов
Актер кино
Актер театра
СССР
1926–1994
Фаина Раневская
Актер кино
Актер театра
Россия
1896–1984
Николай Мордвинов
Актер кино
Художественный руководитель
Художник-постановщик
Актер театра
Россия
1901–1966