Александр Бенуа

Годы жизни: 03 мая 1870 - 09 февраля 1960
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Работа над картиной в мастерской, создание эскизов театральных костюмов и декораций
, подготовка к публикации очередной статьи об искусстве… Таким был обычный день Александра Бенуа — художника, критика, искусствоведа и театрального деятеля.

Из династии Бенуа

Зинаида Серебрякова. Петергоф. Дворец Марли (фрагмент). XX век. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Альберт Бенуа. Вид вокзала в Петергофе (фрагмент). 1881. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Петергофские фонтаны (фрагмент). 1901–1917. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Александр Бенуа родился в Санкт-Петербурге в семье архитектора
Николая Бенуа и его жены Камиллы. Среди родственников Александра Бенуа был Альберт Кавос, создатель проекта Мариинского театра
, актер Питер Устинов, художница Зинаида Серебрякова
. Едва ли не половина представителей культуры Серебряного века
так или иначе были связаны с родом Бенуа.
В своих воспоминаниях художник подчеркивал, что его художественные и эстетические взгляды сформировали две категории переживаний. Первая и наиболее сильная — это театр. Александр Бенуа навсегда связал понятие «художественность» с понятием «театральность». Именно на сцене, по его мнению, возможно достижение высшей цели искусства — синтеза искусств. Вторая категория переживаний — это впечатления от знакомства с петербургскими царскими резиденциями и пригородами
.
«От этих разнообразных петергофских впечатлений… вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа
, Царского Села
, Версаля»
Александр Бенуа

«Охватить предмет как можно шире и изучить как можно глубже»

Александр Бенуа. Набросок паркового пейзажа. Начало XX века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Николаевский мост в Петербурге. 1895. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Храм Василия Блаженного в Москве (фрагмент). 1902. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа учился в частной гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь он сблизился с Сергеем Дягилевым
и другими участниками будущего «Мира искусства». Некоторое время посещал вечерние классы Академии художеств
. Основным навыкам живописи его обучил брат Альберт
.
Александр Бенуа считал, что только через самообразование можно достичь совершенства в своей профессии. На протяжении всей жизни он изучал изобразительное искусство, стал блестящим искусствоведом. Среди его работ — глава о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века», «История живописи всех времен и народов», один из лучших путеводителей по Эрмитажу
и многое другое.

«К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

Александр Бенуа. Вид Версаля. 1926. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Эскиз декорации для 1-й и 3-й сцены балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Русские сезоны (Антреприза Сергея Дягилева), 1909 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Герман у подъезда графини (фрагмент). Иллюстрация к III главе драмы Александра Пушкина «Пиковая дама». 1910. Самарский областной художественный музей, Самара
На формирование авторского стиля Бенуа-художника оказали влияние петербургская культура, заграничные поездки и изучение западноевропейского искусства.
«Во мне «пассеизм» начал сказываться как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве. …Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. <…> У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему»
Александр Бенуа
Особенно часто Бенуа пишет царский Петербург и его дворцово-парковые ансамбли, сцены из жизни исторических персонажей, пейзажи Франции и версальские парки.
Бенуа написал «Азбуку в картинках»
и создал иллюстрации к «Медному всаднику»
и «Пиковой даме»
Александра Пушкина
, которые вошли в историю книжной графики.
Особое место в его творчестве занимает театр. Бенуа создавал декорации
к постановкам, разрабатывал эскизы костюмов. Он помогал оформлять несколько спектаклей для Русских сезонов в Париже.

Александр Бенуа в комиссии Горького

Александр Бенуа. Санкт-Петербург, 1910 год. Фотография: фотоателье Карла Буллы / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Москва, 1914–1915 годы. Фотография: Музей Московского Художественного академического театра, Москва
Александр Бенуа. 1921 год. Фотография: Яков Чернов / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа боролся за сохранение культурного наследия. Сразу после Октябрьской революции он тесно сотрудничал с Максимом Горьким
в Комиссии по охране памятников искусства. Художник был одним из первых, кто побывал в Зимнем дворце после его штурма и описал это в своих воспоминаниях.
Бенуа помогал восстановить деятельность Русского музея
и составить новую экспозицию искусства XVIII–XX веков. Позже художник стал заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, параллельно проводил исследовательскую работу.
Также он работал над сохранением архитектурных памятников Петербурга и его пригородов, а результаты своей работы он освещал в серии статей.
«Это народное имущество, это наше добро, и нужно сделать всё от нас зависящее, чтоб народ это осознал и чтоб он вошел во владение тем, что ему принадлежит по праву. Самая идея народности всякого искусства, всего того, во что люди из народа вкладывали свои идеалы красоты, вот эта идея должна сейчас выявиться и ожить с особенной силой»
Александр Бенуа

Эстетические взгляды «Мира искусства»

Александр Бенуа. Первоначальный эскиз театрального занавеса для постановки балета Игоря Стравинского «Петрушка» (фрагмент). Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1917 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Эскиз театральной декорации (фрагмент). 1917 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Александр Бенуа. Эскиз театральной декорации к комедии Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» (фрагмент). 1922. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Кружок «Мир искусства» (как и его журнал) стал, по словам Бенуа, «практической необходимостью». В обществе передвижников наметился кризис, и художникам необходим был новый вектор движения. Журнал знакомил аудиторию с западной классикой и модерном, отечественной живописью и архитектурой.
В различное время в состав объединения входили Валентин Серов
, Исаак Левитан
, Михаил Нестеров
, Михаил Врубель
, Лев Бакст
, Константин Сомов
 и, конечно, Сергей Дягилев
. Разделял взгляды мирискуников и Илья Репин
.
«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться»
Александр Бенуа
«Мир искусства» объявлял красоту главной целью творчества. Субъективность этой цели давала художникам полную свободу — как при выборе темы, так и при выборе художественных средств.
«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца»
Сергей Дягилев
В 1926 году Александр Бенуа эмигрирует во Францию. Художник разочаровался в новой власти, в новой идеологии искусства и не смог смириться с продажей коллекции Эрмитажа. В эмиграции он продолжает писать картины и создавать декорации для театра. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году. Он оставил после себя огромное творческое наследие: картины и книги, публикации и мемуары.
«Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть «вдохновением». Но только пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство и рождается красота»
Александр Бенуа
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна