Александр Грибоедов

Годы жизни: 15 января 1795 - 11 февраля 1829
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Драматург, Писатель, Поэт
Содержание
Александр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Сергей Харламов. Портрет Александра Грибоедова (фрагмент). 1969. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Алексей Бровцын. Александр Грибоедов (фрагмент). 1941. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Александр Бобкин. Александр Грибоедов (фрагмент). 1976. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.
Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы
и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.
В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам
: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет
и за два года окончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.
Когда началась Отечественная война 1812 года
, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

Петр Борель. Портрет Александра Грибоедова. Середина XIX века. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Иван Крамской. Портрет Александра Грибоедова. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Уткин. Портрет Александра Грибоедова. 1829. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в какое-нибудь министерство. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги»
, по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.
В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.
В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

Светозар Остров. Молчалин (на коленях). Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Светозар Остров. Чацкий. Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
Светозар Остров. Платон Михайлович с супругой (фрагмент). Из серии иллюстраций к произведению Александра Грибоедова «Горе от ума». 1980. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.
Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума»
 — он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.
В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид»
, сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего»
и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским
Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».
Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову
. Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».
Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того — комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом — литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.
Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие — жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.
«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки… Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала… В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества… Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал»
Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа
Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе — генерала Ивана Паскевича; в Чацком — декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

Александра Миролюбова. Портрет писателя Александра Грибоедова. 1946. Соликамский краеведческий музей, Соликамск, Пермский край
Юрий Иванов, Сергей Дмитренко и Елена Трубилова. Открытка из комплекта «Александр Сергеевич Пушкин»: Александр Грибоедов, Михаил Глинка и Александр Пушкин (фрагмент). Вятскополянский исторический музей, Вятские Поляны, Кировская область
Николай Калита. Александр Грибоедов (фрагмент). Из серии «Русские поэты и писатели». Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов
. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.
В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.
«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений»
Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»
Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I
. Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.
Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году — тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна