Константин Коровин
Персона

Константин Коровин

Годы жизни:
05 декабря 1861 — 11 сентября 1939
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Художник

Константин Коровин уже в 1880-х годах увлекся новым для России живописным течением, и его работу “Портрет хористки” называли “первой ласточкой русского импрессионизма”. Кроме импрессионистких пейзажей и натюромортов, художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.

«И ВОТ Я В МАСТЕРСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ»

Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина – купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.

«Земное окружение, леса, цветы, реки наши и озера, одним словом – природа, созерцание ее – было самым существенным в моем детстве, и осталось самым дорогим и родным сердцу на всю жизнь. Природа захватывала всего меня, с головой, с сердцем и душою, давала настроение, как если бы ее изменения были слиты с моей душой».
Константин Коровин

Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать».

В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение - в пейзажный класс Алексея Саврасова.

«И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!».
Константин Коровин

У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив – «в нем должна быть история человеческой души». В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин – автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина».

Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца – молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс.

Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли “первой ласточкой русского импрессионизма”. Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам – после окончания Школы он так и не получил звание классного художника.

КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА

Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».

В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год – художник изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей...» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые “северные” работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и другие.

В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке». Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона, с помощью живописца Николая Клодта он создал тридцать панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них – «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции – он стал кавалером Почетного легиона, и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.

В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом – и в этом жанре он был верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы – пятен, росчерков, зигзагов.

НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИК, НО И ЛИТЕРАТОР

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости».

Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!». Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы – сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан. Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.

К 60-летию со дня рождения Коровина в 1921 году Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открыли ретроспективная экспозицию полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу: для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном знакомые “по старой памяти”. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?».

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Себе любимому: дома архитекторов и художников по собственным проектам
Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное.
Дачное настроение
Отдыхаем, глядя на картины русских художников.
Однажды летним днем
Краски лета на картинах русских художников.
5 известных живописцев, потерявших зрение
Потеря зрения для живописца — настоящая драма. Кому из знаменитых российских мастеров пришлось пройти через это испытание?
Художник о художнике
Воспоминания Константина Коровина о Василии Поленове.

Лекции

Константин Коровин
Анна Прозорова
2014
81 мин

Смотрите также

Эль Лисицкий
Архитектор
Художник
Россия
1890–1941
Роберт Фальк
Художник
Россия
1886–1958
Вера Мухина
Скульптор
Художник
Россия
1889–1953
Василий Поленов
Художник
Россия
1844–1927