Галина Уланова
Персона

Галина Уланова

Годы жизни:
08 января 1910 — 21 марта 1998
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Танцор
,
Хореограф

Она носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком.

Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме. «Обыкновенная богиня», — говорил о балерине Алексей Толстой.

Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье. Отец Сергей Николаевич был режиссером труппы Мариинского театра, мама Мария Федоровна — балериной и педагогом классического танца. Именно поэтому оборотная сторона балета не была для Гали тайной и предстоящие занятия вызывали не затаенный восторг, а слезы.

«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?»
Галина Уланова

Первым педагогом стала мама. На первых порах помогала бороться с болью пути на пуантах, а затем и преодолевать природную застенчивость, выходя на сцену. Среди воспитанниц дочь не выделяла. Не разглядела на первых порах в девочке будущую приму и второй педагог Галины Улановой — Агриппина Ваганова. Лишь в конце обучения в ленинградском художественном училище стало ясно: восходит настоящая звезда, «гений русского балета» — как говорил об Улановой Сергей Прокофьев.

Флорина в «Спящей красавице» стала премьерной ролью молодой балерины в Ленинградском театре имени Кирова — нынешней Мариинке. Первый шаг из балетного класса на сцену: «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался... Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

В 19 лет Галина Уланова получила первую ведущую партию — Одилии–Одетты в «Лебедином озере», но лишь Жизель помогла впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения. Чтобы почувствовать роль, Уланова уехала в Царское Село. Именно в этот момент — в одиночестве, на природе — пришло озарение, которое и помогало в будущем балерине проживать каждую роль.

Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты: искренность и нежность шекспировской героини были так близки балерине. Неповторимый лирический дуэт с Ромео — Константином Сергеевым стал одним из последних на сцене кировского театра. В годы Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах и госпиталях Перми, Алма-Аты, Свердловска, а в 1944 году стала москвичкой, поступив в Большой.

«Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке». Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве... Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета? Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце мое с Вами».
Борис Пастернак

Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые в 1956 году Большой театр выехал на гастроли в Лондон. Уланова танцевала Жизель и Джульетту. Триумф необычайный, по оценкам зарубежной критики — впервые со времен Анны Павловой. В 1960 году прима прощается со зрителем, выступая в «Шопениане», и становится балетмейстером-репетитором.

«Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь». Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!»
Фаина Раневская

Среди учеников Галины Сергеевны — Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе. А Екатерине Максимовой она «передала» свою Джульетту: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней — все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно…»

Проработав почти 30 лет балетмейстером в Большом театре, Галина Сергеевна собиралась рассказать историю своей жизни, написав книгу к 90-летию. Увы, планам не суждено было осуществиться. Но прикоснуться к памяти великой балерины можно, побывав в музее в доме на Котельнической набережной. В квартире Галины Улановой все так же, как при жизни: картины, книги, письма-восхищения… целая эпоха.

«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда и далеко не всем удается это сочетать. Вы же остаетесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно ее присутствие облагораживает. Думаешь о Вас — и согревается душа».
Елена Образцова

Смотрите также

Бронислава Нижинская
Хореограф
Танцор
Белоруссия (Беларусь)
1891–1972
Анна Павлова
Актер кино
Танцор
Россия
1881–1931
Тамара Карсавина
Танцор
Россия
1885–1978
Вера Каралли
Актер кино
Танцор
Россия
1889–1972