ЭСКИ́З

ЭСКИ́З
Эскизом в изобразительном искусстве называют предварительный рисунок для более крупной работы. В русский язык это слово пришло из французского: esquisse можно перевести как «набросок».
Эскизы не пишут с натуры в отличие от этюдов. Их выполняют разными материалами — карандашами, акварельными, масляными или гуашевыми красками, пастелью, углем или сангиной. Работая над набросками, художники намечают будущую композицию, ее центр, детали, продумывают освещение и цветовую палитру.

Эскизы создают не только для живописных полотен, но и для скульптур, настенных панно, росписей, мозаик, резьбы по дереву. Степень проработанности может быть разной: некоторые эскизы остаются лишь быстрыми зарисовками, другие же становятся почти законченными произведениями. Так, альбомы с подготовительными рисунками Леонардо да Винчи и Эдгара Дега считаются самостоятельными произведениями искусства. А мастера эпохи рококо рисовали эскизы для гобеленов, как, например, французский живописец и декоратор Франсуа Буше.

Русские живописцы тоже выполняли множество подготовительных рисунков. Для картин на исторические темы они изучали архивные материалы и на их основе разрабатывали эскизы — так Карл Брюллов работал над картиной «Последний день Помпеи». Для цветных зарисовок мастера использовали пастель, гуашь или акварель. Этими материалами они намечали будущие живописные произведения или театральные декорации. Например, в смешанной технике выполнен эскиз Валентина Серова «Выезд на охоту» — рисунок центральной части занавеса к балету «Шехеразада».

Многие эскизы хранятся в музеях, их представляют на выставках. Иногда в экспозиции размещают картину, а рядом с ней наброски, эскизы и этюды к ней.
Материалы по теме