Александр Белявский
Персона

Александр Белявский

Годы жизни:
06 мая 1932 — 08 сентября 2012
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

Геолог Александр Белявский впервые вышел на сцену в Иркутском драмтеатре в 24 года: он согласился заменить актера самодеятельности, которого внезапно отправили в экспедицию. В этот момент Белявский понял, что хочет стать актером. Он не побоялся бросить работу и начать учиться заново. За свою карьеру артист снялся более чем в 100 фильмах, самыми известными из которых стали «Четыре танкиста и собака», «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Серые волки».

Александр Белявский родился в Москве. Его родители, Борис и Любовь Белявские, до революции получили только начальное образование, а продолжить обучение после 1917 года уже не смогли: нужно было зарабатывать на жизнь. Семье жила в коммунальной квартире. В одной комнате умещались вшестером: бабушка, родители и трое детей — старший Александр, Ольга и Анатолий. Будущий актер любил спорт и много времени проводил во дворе. В школу Александр Белявский пошел в 1939 году. Проучился он там недолго: через два года началась Великая Отечественная война. Отца сразу же мобилизовали в армию, а мать с бабушкой и детьми эвакуировали в Киров.

Как и многие ребята в то время, будущий актер рвался на фронт, но из-за юного возраста его не взяли. Тогда Белявский с друзьями решил бежать из эвакуации и добраться до Германии самостоятельно. Они нашли чемодан и стали складывать туда сухари, кусочки сахара, спички — все, что могло пригодиться во время долгого похода. Однако план раскрыли, и школьникам пришлось остаться с родными. Будущий актер увлекся книгами: читал исторические и приключенческие романы, произведения Пушкина и Лермонтова. После войны Белявский вернулся в московскую школу. Но в старших классах любовь к спорту помешала ученику получить золотую медаль: будущий актер ходил на секции по легкой атлетике и баскетболу и из-за соревнований часто пропускал занятия.

В 1949 году Александр Белявский окончил школу и поступил на геологоразведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Со специальностью он определился быстро. Актер вспоминал: «Я мечтал возрождать страну после войны». Во время учебы Белявский несколько раз был в Средней Азии: туда отправляли студентов на практику. В 1955 году он защитил диплом и уехал по распределению в Иркутск. Будущий актер стал работать в лаборатории Восточно-Сибирского геологического управления, где занимался анализом проб. Он вспоминал: «Вместе со мной работала красивая девушка — староста драмкружка. Однажды она пришла расстроенная. Я спрашиваю, что случилось: «Заболели?» Она отвечает: «Нет, хуже». Я еще раз: «Несчастная любовь?» Она: «Нет, у нас спектакль срывается». Оказалось, что театр самодеятельности ставил спектакль «Горе от ума», а исполнителя роли Молчалина отправили во внеплановую командировку. Тогда Александр Белявский согласился заменить актера. За две недели он выучил текст и вскоре дебютировал на сцене Иркутского областного драмтеатра. Геолог настолько хорошо вжился в роль, что зал несколько раз вызывал его на поклон, а коллеги прозвали «Белявский-Станиславский». Артист вспоминал: «Стало интересно играть другого человека. Не самого себя показывать, а другого». После премьеры он впервые задумался о карьере актера.

В 1957 году Александр Белявский вернулся в Москву. Днем он работал младшим научным сотрудником в институте НИТРИЗолото, а вечером приходил в драмкружок и учился основам сценической речи. Иногда геолога задействовали в спектаклях Дома учителя. Чем больше времени Белявский проводил на репетициях, тем больше хотел стать актером. Спустя полгода он решил изменить свою жизнь: уволился с работы и подал документы во ВГИК и Театральный институт имени Бориса Щукина. Во ВГИК его не взяли, а в Щукинском училище актер прошел вступительные экзамены с первого раза. Александр Белявский поступил на курс известного артиста Владимира Этуша.

Учиться под руководством именитого актера было непросто: он строго оценивал этюды в исполнении студентов, редко хвалил и часто грозил отчислением. Однокурсниками Белявского были артисты Иван Бортник, Зиновий Высоковский, Ирина Бунина, Людмила Максакова, Константин Желдин и многие другие. В конце первого курса Александр Белявский впервые снялся в кино: режиссер Сергей Юткевич одобрил его на эпизодическую роль в фильме «Рассказы о Ленине». Актер сыграл роль электротехника Коли, которому не давали заключить брак с возлюбленной. После учебы и съемок Белявскому приходилось подрабатывать. Если будучи геологом он зарабатывал 120 рублей в месяц, то как студент училища получал стипендию в 20 рублей. Артист переводил научные тексты, а по праздникам переодевался в Деда Мороза и проводил новогодние утренники.

В 1960 году Белявский вновь оказался на съемочной площадке — на этот раз ему доверили главного персонажа в картине «Спасите наши души». По сюжету во время заграничного плавания курсант мореходного училища спас с тонущей яхты богатую англичанку. Партнершей Белявского стала Лидия Федосеева-Шукшина. В этом же году четверокурсник сотрудничал с режиссером Эдуардом Змойро, который снимал кинофельетон о советских стилягах «Иностранцы». Белявский сыграл роль советского журналиста, который притворялся зарубежным гостем и наблюдал за реакцией стиляг.

В 1961 году Александр Белявский с отличием окончил Щукинское училище. Как одного из лучших учеников курса его пригласили в Театр сатиры. Первые месяцы он иногда пропускал репетиции: снимался в фильме «Ночь без милосердия», где играл американского летчика. В отличие от кино, в театре молодому актеру доверяли лишь эпизодические роли. Белявский играл в спектаклях «Наследники Рабурдэна», «Свадьба с приданым», «Факир на час».

В 1964 году актеру предложили сыграть главного персонажа в польском фильме «Прерванный полет». Причем на роль Белявского одобрили без пробы: режиссер Леонард Бучковский искал артиста, который уже играл летчиков, и увидел на «Мосфильме» кадр из ленты «Ночь без милосердия». По сюжету нового фильма пилот Владимир Миронов совершил аварийную посадку в Варшаве и решил найти девушку, в которую влюбился 17 лет назад во время войны. Для роли Александр Белявский специально выучил польский язык: фильм показывали в СССР с русскими субтитрами. За съемки в картине актер получил звание заслуженного деятеля культуры Польши.

Сразу после выхода ленты «Прерванный полет» на большой экран Александр Белявский ушел из Театра сатиры. Он вспоминал: «Я добровольно покинул Театр сатиры и сейчас жалею, что совершил ошибку. Это было время первой перестройки, она тогда оттепель называлась, и мне хотелось, чтобы спектакли были гражданскими, острыми, современными, о сегодняшнем дне… Одним словом, по молодости, по горячности я подал заявление об уходе». Актер перешел на работу в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского (сегодня — «Электротеатр «Станиславский»), где в это время начинали ставить пьесы зарубежных драматургов — Бертольта Брехта, Бернарда Шоу и Павла Когоута. Но в театре были свои звезды: артисты Георгий Бурков, Альберт Филозов, Евгений Леонов и многие другие, поэтому Александр Белявский был задействован лишь в немногих спектаклях.

Александру Белявскому часто предлагали сниматься в кино. В 1965 году он получил главную роль в фильме о двух физиках «Иду на грозу». А спустя несколько месяцев после окончания съемок уже работал на площадке картины «Их знали только в лицо», где играл советского разведчика-диверсанта Сергея Кулагина. В 1966 году Марлен Хуциев пригласил Белявского в свою киноленту «Июльский дождь». В это же время позвонил с предложением и режиссер Виктор Георгиев. Актер вспоминал: «Мне нужно было выбрать между двумя фильмами. И там, и там я был утвержден на главную роль. Это фильм «Сильные духом» и «Июльский дождь». Мне говорили: «Ты понимаешь, что если снимешься у Хуциева, то в лучшем случае поругают? А у Георгиева — заказная картина, и ты сразу получаешь звание, тебе увеличат ставку и дадут квартиру». Я выбрал Хуциева». Фильм «Июльский дождь» рассказывал о жизни инженера Лены и молодого ученого Володи с июля до поздней осени. Режиссер говорил, что снимал не о том, как рождаются чувства, а о том, как они угасают. На первый взгляд, в картине не было конфликта. Перед актерами стояла сложная задача: играть максимально естественно и простыми словами говорить о сложных, философских проблемах. Партнершей Александра Белявского была Евгения Уралова.

В 1966 году у Александра Белявского возникла идея юмористической телепередачи «Кабачок «13 стульев». Со времен съемок в фильме «Прерванный полет» у актера было много друзей в Польше, и ему часто привозили номера сатирического журнала «Шпильки». Белявскому настолько нравились опубликованные там миниатюры, что он предложил режиссеру Театра сатиры Георгию Зелинскому превратить их в спектакль. Разные сценки решили объединить местом действия: по задумке актеры были завсегдатаями кабачка и рассказывали друг другу истории. Постепенно список журналов, откуда брали сценки, пополнил немецкий Eulenspiegel, венгерский Ludas Matyi и советский «Крокодил». В 1966 году первый выпуск программы вышел на экраны. Александр Белявский стал ведущим. Передача сразу же обрела популярность. Актер Михаил Державин говорил: «Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом». Программу смотрел даже генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Однако ведущим «Кабачка «13 стульев» Александр Белявский пробыл всего год: не смог совмещать со съемками в кино. Не хватало времени и для сцены. В 1966 году артист ушел из Московского драматического театра им. К.С. Станиславского и стал работать в Государственном театре киноактера, где легко отпускали на съемки.

В 1967 году Белявский сыграл главную роль в фильме «Таинственный монах», через год — в «24-25 не возвращается», а еще через год его одобрили в картину «Главный свидетель». Актер не отказывался и от предложений польских режиссеров. Получить командировку за рубеж было непросто, поэтому в Варшаве Александр Белявский иногда снимался сразу в нескольких фильмах одновременно. В 1969 году актер чередовал работу над военной драмой Ежи Пассендорфера «День прозрения» и сериалом Конрада Наленцкого «Четыре танкиста и собака».

Белявский старался играть героев с разными характерами. Он говорил: «Многие актеры играют самих себя, всю жизнь этим пользуются и довольно успешны. Костюм сменил — и в другом фильме уже снимается. Мне так работать просто самому неинтересно. Ведь это ужасно, когда скучно! Особенно, когда скучно в искусстве». В 1973 году на экраны вышел четырехсерийный телевизионный фильм «Крах инженера Гарина». Фантастическую историю об ученом, который изобрел лазерное оружие массового поражения и хотел захватить мир, сняли по мотивам романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». По сюжету Александр Белявский в роли сотрудника уголовного розыска Шельги должен был остановить безумного физика.

В 1975 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил Александра Белявского сняться в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Актер сыграл Сашу — друга главного героя Евгения Лукашина. Картина собрала именитый состав: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Лия Ахеджакова. Поэтому работали по ночам, когда актеры не были заняты в театре. Первыми снимали сцены в бане. Парилкой в реальности стал цокольный этаж «Мосфильма», недалеко от стены из стеклоблоков: туда спустили скамейки из коридоров студии, принесли пальмы и полотенца. В помещении было холодно, поэтому актеры постепенно заменили бутафорские напитки на настоящие. Вскоре Рязанов заметил, что артисты опьянели, и со скандалом перенес съемку на следующий день. Но все же в фильм вошли первые кадры. Одной из самых запоминающихся фраз Белявского в фильме была: «Это вообще неслыханно, ребята: доктор отказывается пить за здоровье!»

В январе 1976 года картину показали по телевизору, а уже 7 февраля по многочисленным просьбам зрителей повторили вновь. В 1977 году киноленте присвоили Государственную премию СССР.

Следующей звездной ролью для Белявского стал преступник-рецидивист Евгений Фокс из детектива «Место встречи изменить нельзя». На съемки актер согласился не сразу. Александр Белявский вспоминал: «Я относился к Фоксу как к совершенно проходной роли. Детектив. Никто и представить себе такого успеха не мог. <…> Имя Говорухина в тот момент еще не звучало». Сначала на роль Фокса утвердили актера Бориса Химичева, но после первых дней съемок режиссер Станислав Говорухин решил изменить свое решение. Белявского порекомендовал Владимир Высоцкий, который в картине исполнял главного персонажа. Бард не был знаком с артистом лично, но видел его в других фильмах. Роль далась Александру Белявскому тяжело: «Я паниковал жутко — все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса. И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает». Первой снимали сцену допроса. Фокс должен был отрицать все обвинения.

А я сижу, смотрю в зеркало «на этого», хочу сказать себе, мол, я Фокс. И не могу! <…> Думаю, дай-ка я себе лицо изменю. Прошу у гримерши кусочек ватки, кладу за щеку, как будто опухоль. Противно! А дело было летом. Июнь месяц, вишня в Одессе поспела, все наварили вишневого варенья. Вижу, девочки, закончив свою работу с гримом, уселись пить чай именно с вишневым вареньем. Взял ватку, как следует извозил ее в варенье и засунул в рот. А варенье жидкое, если на вату надавить языком, то будто кровь по подбородку течет! Хорошо! Уже есть за что зацепиться!
Александр Белявский

После выхода картины в 1979 году Белявского стали узнавать на улицах, поклонники звонили домой и ожидали у театра после спектаклей. Роль Фокса повлияла на карьеру актера в кино. Он вспоминал: «Для режиссеров я стал не Белявским, а Фоксом, режиссеры стали предлагать мне лишь роли отрицательных персонажей. <…> После показа сериала «Место встречи изменить нельзя» мне стали часто предлагать отрицательные роли в кино, но внутренне хуже я не стал». В 1981 году Белявский в фильме «Гранатовые острова» сыграл сотрудника ЦРУ, который совершил государственный переворот. В 1986 году — белогвардейца-диверсанта в картине «Голова Горгоны».

В 1980-е актера часто приглашали на съемки в иностранных лентах. Белявский работал в Польше, Болгарии, Чехословакии, КНДР, ГДР. В СССР он в основном играл эпизодические роли и озвучивал фильмы. Голосом Александра Белявского говорил актер Кеннет Хейг из картины «Клеопатра», итальянец Алигьеро Носкезе из «Невероятных приключений итальянцев в России», Борис Хмельницкий из «Стрел Робин Гуда». Белявский вспоминал: «Я озвучил короля Людовика XIV в фильмах «Анжелика — маркиза ангелов», «Анжелика и король». Работал с бельевой защепкой на носу, чтоб получился французский говор. <…> Если бы человек, не знакомый с дубляжом, попал бы к нам в наши павильоны звучания, он бы посмотрел на актеров звучания как на дураков: мы невольно повторяем даже движения, которые делает наш герой на экране». Всего актер озвучил около 90 иностранных картин. В 1988 году Александр Белявский был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.

Первый раз актер женился в 1955 году. Его супругой стала студентка Валентина. Они оба учились в Московском институте цветных металлов и золота, только Александр учился на геологическом факультете, а Валентина — на металлургическом. Сразу после свадьбы поехали по распределению в Иркутск. Валентина Белявская вспоминала: «Это у нас было такое свадебное путешествие. Мы там комнату снимали. Холодно было, с продуктами плохо. Родители нам посылали из Москвы посылки. Потом у нас нашлись там друзья. Вообще, там была очень хорошая веселая компания из приехавших москвичей». В 1973 году в семье родился первенец, но спустя два года сын трагически погиб. Тогда супруги решили взять из детского дома мальчика Андрея. В 1976 году в семье появился еще один ребенок: родилась дочь Надежда. В начале 1980-х супруги развелись. Приемный сын актера погиб, когда ему исполнилось 20 лет: Андрей Белявский выпал из окна.

Со второй женой Александр Белявский познакомился в Ленинграде в конце 1980-х. Он торопился на съемки, шел дождь, и на светофоре актер решил встать под зонт к симпатичной девушке. Ей оказалась врач-травматолог Людмила Тихонова. Вскоре они поженились. В августе 2003 года в семье родилась дочь Александра.

Александр Белявский много снимался и после распада СССР. Одной из его первых ролей в постсоветской России стала трагикомедия «Трактористы 2» режиссеров Глеба и Игоря Алейниковых. Сценарий написала Рената Литвинова: она объединила сюжеты трех известных советских фильмов — «Трактористы», «Свадьба в Малиновке» и «Место встречи изменить нельзя». Александра Белявского одобрили на роль колхозника Назара Думы. В 1993 году актер сыграл Леонида Брежнев в фильме «Серые волки». Картина Игоря Гостева восстанавливала историю сговора против Никиты Хрущева. Режиссеру было важно добиться достоверности: диалоги героев повторяли архивные стенограммы КГБ, сценарий помогал писать сын политика Сергей Хрущев. Партнером Белявского на площадке стал известный артист Ролан Быков.

К середине 1990-х годов, несмотря на многочисленные предложения, Белявский перестал озвучивать зарубежные фильмы. Он объяснял: «Это мучительная работа — сидишь в темноте. Без окон, без воздуха — все время этот телевизор перед тобой». В это же время актер стал частым гостем телевизионной юмористической программы «Белый попугай», которую вел Юрий Никулин. Не отказывался и от эпизодических ролей в кино: в 1999 году вышло три фильма с участием Белявского и столько же в следующем. В 2002 году артист сыграл чиновника Виктора Зорина в знаменитом криминальном сериале «Бригада». Вскоре Александру Белявскому присвоили звание народного артиста Российской Федерации.

В 2003 году у актера случился инсульт, и он надолго оставил работу в кино. Его первым появлением на экране после болезни стал фильм 2007 года «Ирония судьбы. Продолжение». Вскоре после этого Александр Белявский снялся еще в двух фильмах: «Москва улыбается» и «Поцелуй не для прессы». Однако здоровье не позволяло актеру работать. Большую часть времени он проводил на даче: ухаживал за огородом, ремонтировал дом.

Александр Белявский погиб 8 сентября 2012 года в Москве. Актер выпал из окна многоэтажного дома. Прах Александра Белявского захоронен в семейной могиле на Кузьминском кладбище.

Фильмы