Евгений Леонов

Годы жизни: 02 сентября 1926 - 29 января 1994
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Евгений Леонов в юности работал учеником токаря, но уже тогда мечтал играть на сцене. Лариосик в «Днях Турбиных» стал его первой крупной ролью
в театре. А Доцент из картины «Джентльмены удачи»
был одним из самых известных киноперсонажей. Кроме того, голосом Леонова заговорил медвежонок Винни Пух
в мультфильме Федора Хитрука
.

От ученика токаря до артиста: детство и юность Леонова

Евгений Леонов. Фотография: Вадим Ковригин / ТАСС
Евгений Леонов (справа) в роли чатланина Уэфа и Юрий Яковлев в роли пацака Би в художественном фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» (1986)
Евгений Леонов. Электросталь, 1960–1970-е годы. Фотография: Николай Буробин / Музейно-выставочный центр, Электросталь, Московская область
Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве. В семье Павла и Анны Леоновых он был вторым ребенком: брат Николай был старше на два года. Семья жила в коммунальной квартире. Отец, инженер по профессии, работал на авиазаводе. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием сыновей. Евгений Леонов вспоминал о ней:
У нас мама была необыкновенно добрая женщина. Не очень образованная, но она все сердце отдала детям… У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло — мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей. У нас вечно в доме кто-то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках…
Из книги Федора Раззакова «Евгений Леонов»
В школьные годы Леонов занимался в театральном кружке. Но во время войны
он бросил учебу и устроился учеником токаря на тот же авиационный завод, где работал его отец.
В 16 лет Евгений Леонов поступил в Московский авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе. Но он по-прежнему мечтал стать артистом. Леонов занимался художественной самодеятельностью, выступал на студенческих вечерах. Через три года обучения в техникуме он решил поступать на драматическое отделение в Московскую театральную студию.
На экзамене Леонов прочел сначала рассказ Антона Чехова
«В купальне», затем «Монтера»
Михаила Зощенко
. В книге «Письма сыну» актер вспоминал: «У меня спросили: «Еще что-нибудь есть?» Я сказал: «Есть, но это еще хуже». Почему-то все стали просить, чтобы я почитал еще. Я прочитал Блока
«В ресторане»
. Я любил это стихотворение — мне казалось, что сидит одинокий, седой, красивый-красивый мужчина где-то в ресторане и говорит: «Никогда не забуду (он был или не был, / Этот вечер): пожаром зари / Сожжено и раздвинуто бледное небо, / И на желтой заре фонари. / Я сидел у окна в переполненном зале, / Где-то пели смычки о любви…»

Роли в театре: «Дни Турбиных», «Бесприданница», «Антигона»

Евгений Леонов (слева) в роли Ключицкого и Алексей Глазырин в роли Казанского в спектакле Бориса Львова-Анохина и Михаила Резниковича «Однажды в двадцатом». Москва, 1967 год. Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, Москва. Фотография: Владимир Мусаэльян / ТАСС
Евгений Леонов (слева) в роли Ванюшина и Александр Лазарев в роли Константина в спектакле Андрея Гончарова «Дети Ванюшина». Москва, 1970 год. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Москва. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
Евгений Леонов (слева) в роли Санчо Пансы и Александр Лазарев в роли Сервантеса и Дон-Кихота в спектакле Андрея Гончарова «Человек из Ламанчи». Москва, 1972 год. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Москва. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
После учебы в театральной студии Евгений Леонов присоединился к труппе Московского театра Дзержинского района. Через год он перешел в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского
.
Долгое время Леонов играл в массовке, крупных ролей ему не давали. Федор Раззаков в книге «Евгений Леонов» объяснял это так: «…костяк коллектива состоял из учеников К.С. Станиславского
, которые считали себя верными продолжателями дела великого реформатора театра, и поэтому пришлая молодежь была у них, что называется, «на подхвате». Поэтому первые годы своего пребывания в этом театре Леонов играл только в массовке, в ролях, которые принято называть «Кушать подано» (например, денщика в «Трех сестрах» или колхозника в «Тиши лесов»)»
.
Ситуация изменилась в середине 1950-х годов. Главный режиссер Михаил Яшин назначил Леонова на роль Лариосика в пьесе Михаила Булгакова
«Дни Турбиных». За ней последовали другие: Евгений Леонов играл провинциального артиста Робинзона в «Бесприданнице» Александра Островского
, вора Винченцо в «Де Преторе Винченцо», Эдуардо де Филиппо, фиванского царя Креонта в «Антигоне» Жана Ануя.
Болел я, с воспалением легких играл, падал на сцене, камфору вкалывали на спектакле. Однажды в Ленинграде «Дни Турбиных» с температурой сорок играл. Но спектакли из-за меня не отменяли.
Из книги Федора Раззакова «Евгений Леонов»
В 1968 году Леонов перешел в Московский академический театр им. В. Маяковского
. Там он играл богатого купца Ванюшина в пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина», помощника режиссера Мартына Нарокова в «Талантах и поклонниках» Александра Островского, оруженосца Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи» Дейла Вассермана и Джона Дэриона. Однако в начале 1970-х актер покинул этот театр из-за разлада с режиссером Андреем Гончаровым: тот был недоволен, что Леонов снялся в рекламе рыбы. Когда ролик показали по телевидению, Гончаров заявил труппе: «Видно, костлявая рука голода совсем задушила народного артиста, может, пустим шапку по кругу…»
Евгений Леонов перешел в Театр им. Ленинского комсомола
 — знаменитый «Ленком», где работал до конца жизни. Всего за свою сценическую карьеру артист сыграл более сорока ролей.

Леонов в кино: от «Полосатого рейса» до «Донской повести»

Евгений Леонов в роли Глеба Шулейкина в художественном фильме Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961)
Евгений Леонов в роли Доцента в художественном фильме Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971)
Евгений Леонов в роли Якова Шибалки в художественном фильме Владимира Фетина «Донская повесть» (1964)
Евгений Леонов начал сниматься в кино с конца 1940-х годов. Первые его роли были в основном эпизодическими. Актер стал известным в 1961 году, когда на экраны вышла лента «Полосатый рейс»
: в ней Леонов сыграл неуклюжего, но обаятельного буфетчика Глеба Шулейкина. Актер вспоминал:
Посадили меня в клетку, выпустили тигров
. Тигры подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются — комедия не получается. Режиссер кричит: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?» «Они к нему принюхались», — говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросенка и шепчет: «Леонов, возьми вилку, поколи поросенка, а то тигры на него не реагируют». Я говорю: «Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросенка! Они его через прутья поцарапали, поросенок визжит, тигры от этого еще больше свирепеют. Я кричу, поросенка прижимаю. А поросенок от страха совсем обезумел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросенок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, не то всех сожрут вместе с палубой…»
Из книги Евгения Леонова «Письма сыну»
После этой картины Леонова стали все чаще приглашать на киносъемки. Один из самых известных образов актер создал в комедии «Джентльмены удачи»
. Он сыграл сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом.
Другую знаменитую кинороль актер исполнил в фильме Марка Захарова
«Обыкновенное чудо»
. Там он сыграл сумасбродного короля, дочь которого влюбилась в заколдованного юношу-медведя.
Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. Режиссеры давали ему и драматические образы: например, в картине «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова
он сыграл донского казака-красногвардейца Якова Шибалка. Шолохов говорил об этой роли, что Леонов воплотил на экране не просто вымышленного героя, а настоящего живого человека. Сам же актер в «Письмах сыну» утверждал: «Интересную драму я предпочту плохой комедии. Но хорошей комедии буду верен всю жизнь».
За фильм «Донская повесть» Леонов получил приз на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели (Индия) в 1965 году и премию Всесоюзного кинофестиваля в Киеве в 1966-м. Двенадцать лет спустя ему присвоили звание народного артиста СССР. Всего за свою кинокарьеру Евгений Леонов сыграл больше 70 ролей.

«Так обрадовался, что полез целоваться к тиграм». Личная жизнь актера

Евгений Леонов. Москва, 1978 год. Фотография: Валерий Христофоров / ТАСС
Слева направо: Евгений Леонов с женой Вандой и артистом эстрады Михаилом Евдокимовым. Начало 1990-х годов. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
В первом ряду: Евгений Леонов в роли Тевье и Татьяна Пельтцер в роли Берты в спектакле Марка Захарова «Поминальная молитва». Москва, 1989 год. Московский государственный театр имени Ленинского комсомола, Москва. Фотография: Анатолий Морковкин / Фотохроника ТАСС
Со своей женой Вандой Стойловой Леонов познакомился в 1957 году. Они встретились в городе Свердловске, куда актер приехал на гастроли. Родители невесты сначала были против ее брака с актером, но в том же году пара все-таки поженилась. Ванда Леонова тоже устроилась работать в Театр им. Ленинского комсомола — в литературный отдел, который формировал репертуар и подбирал пьесы.
В 1959 году Ванда Леонова родила сына Андрея. Она в то время находилась в Москве, а сам Леонов был на съемках фильма «Полосатый рейс» в Ленинграде. Артист вспоминал: когда ему сообщили о рождении сына, он «так обрадовался, что полез целоваться к тиграм».
Из-за частых гастролей и съемок Евгений Леонов редко бывал дома, но всегда старался привозить жене и сыну гостинцы из поездок. По воспоминаниям Андрея Леонова, его отец «тащил в дом огромные сумки с продуктами. И на мамино ворчание: «Куда столько, ведь все пропадет!» — весело отвечал: «Не пропадет — позовем гостей!»
Леонов переживал, что из-за постоянных разъездов уделяет мало внимания сыну, и часто ему писал. Позже эта переписка легла в основу книги «Письма сыну». В ней Леонов поделился знаниями, наблюдениями, воспоминаниями о встречах с разными людьми и интересных событиях. В первом письме актер рассказывал:
Радуюсь ли я, что ты хочешь стать актером? Радуюсь, это укрепляет наше родство, ибо нет ничего выше духовного братства. Но сказать по совести, это меня и пугает: труден актерский путь. Мое упущение, ошибка, что моих трудностей ты не знал. А ведь есть только одна цена в искусстве — беспощадность к себе. Ах, сынок, я в смятении. Я подумаю. Я напишу тебе.
Из книги Евгения Леонова «Письма сыну»
В итоге Андрей Леонов все же пошел по стопам отца — стал сниматься в кино и играть на сцене «Ленкома».
Последней ролью Леонова стал Тевье-молочник в спектакле «Поминальная молитва». Артист умер 29 января 1994 года. В тот день он должен был играть именно в этой постановке. Зрители, которые пришли на «Поминальную молитву» и узнали о смерти любимого актера, не стали сдавать билеты. Несколько часов они простояли у входа в театр со свечами в руках.

Интересные факты

Кадр из мультипликационного фильма Федора Хитрука «Винни-Пух» (1969)
Почтовая марка с изображением Евгения Леонова. 2001. Изображение: Zimin.V.G. / wikipedia.org
Памятник Евгению Леонову в образе Доцента из художественного фильма Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971). Скульптор Екатерина Чернышева. Москва. Фотография: Александр Михеичев / фотобанк «Лори»
1. Голосом Евгения Леонова говорит Винни Пух
из советского мультфильма, который снял Федор Хитрук
.
2. Актер был поклонником футбола
, болел за московский клуб «Динамо».
3. В 2001 году в Москве установили памятник Евгению Леонову в образе Доцента из фильма «Джентльмены удачи». В 2015 году статую похитили, чтобы сдать на металлолом. Через год на том же месте поставили новый памятник.
4. Осенью 2001 года «Почта России» выпустила марку с изображением актера.
5. Андрей Леонов играл вместе с отцом в нескольких фильмах: «Гонщики», «Обыкновенное чудо», «Время и семья Конвей», «Поминальная молитва».
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна