Людмила Максакова
В честь дня рождения Людмилы Максаковой «Культура.РФ» дарит всем поклонникам этой замечательной актрисы лучшие спектакли с ее участием.
![Людмила Максакова в роли Адельмы в спектакле Рубена Симонова «Принцесса Турандот». Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, Москва, 1963 год. Фотография: М. Дулькина и М. Чернов / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/3d2fab8a-6ea9-5358-b20c-b2a1159aebe8/t_average/03-jpg.png)
![Людмила Максакова в роли Маши Чубуковой и Юрий Яковлев в роли Андрея Пчелки в спектакле Рубена Симонова «Стряпуха замужем». Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова, Москва, 1961 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/71ee98d2-c0fe-5551-ac87-aceeeb0a5f76/t_average/01-jpg.png)
![Людмила Максакова. 1960-е годы. Фотография: Алла Платова / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/2d972801-5f47-5800-9f9c-6c915ba4b0cb/t_average/02-jpg.png)
«После «Живого трупа» Симонов решил восстановить «Принцессу Турандот». Но тут восстали старые вахтанговцы! Вахтангов и его «Турандот» — неприкасаемые, спектакль нельзя трогать, потому что это была последняя работа Учителя и как можно поднять руку на святое! Наступил трудный момент. Но Симонов оказался тверд: «Нет, я вижу тех, кто готов эту задачу выполнить…»
В результате он победил. Как играли маски! Н. Гриценко, Ю. Яковлев, М. Ульянов, М. Греков! И всякий раз, когда шел этот спектакль, в кулисах стояли осветители, гримеры, монтировщики — словом, вся техническая часть театра ждала, как будут маски сегодня играть, как будут импровизировать. Прекрасная принцесса Юлия Борисова; ну, принц Калаф — Василий Семенович Лановой, он был просто рожден для этой роли. А что касается Адельмы (она неожиданно досталась мне), то я репетировала с Анной Алексеевной Орочко, первой исполнительницей роли рабыни принцессы Турандот, она помогала мне и с текстом, и с пластическим рисунком. Роль мы сумели выстроить так, как ее задумывал Вахтангов. Но хитрость была в том, что прием, который позже назвали приемом «остранения» (у Брехта), в «Турандот» воплощен особенно ярко. Вот этим методом — «остранения» — мы и должны были овладеть. Занимались и пластикой, и речью, и психофизикой, и всем на свете.
И состоялась знаменитая премьера, на которую съехалась вся Москва.
![Людмила Максакова в роли Адельмы в спектакле Рубена Симонова «Принцесса Турандот». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/7c448fa3-0719-5dec-a10e-4e3a3dd7e3e8/t_average/1-jpg.png)
![Людмила Максакова в роли Адельмы и Василий Лановой в роли Принца Калафа в спектакле Рубена Симонова «Принцесса Турандот». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a41d2e6c-67d7-5b21-bed4-b735dbf164a8/t_average/2-jpg.png)
![Людмила Максакова в роли Адельмы в спектакле Рубена Симонова «Принцесса Турандот». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/764667c8-c0da-5383-876d-ec6541eda037/t_average/3-jpg.png)
Спектакль «Турандот» объездил весь мир, маски играли текст на языке той страны, куда мы приезжали. Безумный успех был в Австрии, где публика влюбилась в Юрия Васильевича Яковлева, его буквально носили на руках.
Но вернусь в 1984 год, когда открылась интереснейшая страница моей жизни. Мне позвонили со студии «Мосфильм» и предложили прочитать сценарий. К тому времени я уже активно снималась в кино на «Ленфильме» у Иосифа Хейфица («Плохой хороший человек») и Яна Фрида («Летучая мышь»). Я любила работать на ленинградской студии, там была особая домашняя атмосфера, в отличие от «Мосфильма», где царил надменный, недоступный киномир — на пробах на тебя смотрели, как на лошадь.
Поскольку Хейфиц был Героем Социалистического Труда, он сумел снять то, что задумал, но — в Ленинграде, а в Москве, несмотря на все его заслуги, это было категорически невозможно. На роль в фильме «Плохой хороший человек» он взял Высоцкого. А тогда Володе вообще был перекрыт кислород, и в кино, и на телевидении. Хейфиц придумал вот что: снял маленький фильм, так называемый «пилот», который представлял собой отдельные сцены, где присутствовал и фон Корен — Высоцкий. Начальство посмотрело и одобрило, никто не стал наседать на режиссера: что это такое? кого вы взяли?
![Людмила Максакова в роли Баронессы Шарлотты Кастелли-Глембай в спектакле Мирослава Беловича «Господа Глембаи». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/8cc65131-3456-5760-a139-7a0955f811d8/t_average/4-jpg.png)
![Людмила Максакова в роли Баронессы Шарлотты Кастелли-Глембай и Юрий Яковлев в роли Доктора философии Леона Глембая в спектакле Мирослава Беловича «Господа Глембаи». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/72c2ad17-afc0-5977-bc36-3ee82cb33440/t_average/5-jpg.png)
![Людмила Максакова в роли Баронессы Шарлотты Кастелли-Глембай и Григорий Абрикосов в роли Игната Глембая в спектакле Мирослава Беловича «Господа Глембаи». Фотография: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, Москва](https://cdn.culture.ru/images/b39897fb-373c-5a8d-9853-985836c68d52/t_average/6-jpg.png)
В театр пригласили югославского режиссера Мирослава Беловича, с ним мы сделали два спектакля. Первый — «Господа Глембаи». У него был ярко выраженный акцент, на все он говорил «нэвероятно» — школа Товстоногова! В спектакле «Господа Глембаи» Мирослава Крлежи я играла даму — в прошлом «труженицу» публичного дома; роль моего мужа исполнял Гриша Абрикосов, а бывшего любовника — Юрий Васильевич Яковлев. Белович говорил: «Юрка, Гришка, что вы на Лудку смотрите вялыми, тухлыми глазами? Это же зексуальная торпэда двадцатого столетия!».
Спектакль он действительно сделал здорово. <…> Зато мне удался финал: героиня узнает, что полностью разорена после смерти мужа (она-то думала, что станет богатой вдовой!), и в третьем акте кричит: «Будь проклят тот день, когда я познакомилась с этим подлецом!». Мне было трудно начать сразу с высокой ноты, и я говорю Беловичу: «Мирослав! Мне нужно на что-то опереться…». Он отвечает: «Обопрись на свой талант!». Это было сказано к полному восторгу всех, кто в тот момент присутствовал на репетиции. Они мне это еще долго припоминали: «Ну что, оперлась на свой талант?».
Редакция благодарит Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова за право опубликовать в Сети фрагменты из театральных мемуаров актрисы «Людмила Максакова. Мое горькое, горькое счастье», а также за предоставленные фотоматериалы.
Смотрите также