Леонид Гайдай
Годы жизни: 30 января 1923 - 19 ноября 1993
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Сценарист
Содержание
В детстве Леонид Гайдай мечтал стать актером и какое-то время действительно играл в театре. Однако славу ему принесли режиссерские работы: комедии «Операция «Ы», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Фильмы Гайдая были одними из самых популярных в СССР: в совокупности за время проката их посмотрело больше 200 миллионов человек.
«Я был на хорошем счету»: детство и война
Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии РСФСР (сейчас Амурская область России) в семье Иова Гайдая и Марии Любимовой. Еще в 1900-х его отец был сослан на Дальний Восток за участие в революционной организации. После окончания срока Иов Гайдай остался в Амурской губернии и работал на железной дороге. Спустя несколько лет к нему в Свободный приехала невеста Мария Любимова. Леонид Гайдай был третьим и самым младшим ребенком в их семье. У будущего режиссера был старший брат Александр и сестра Августа. Вскоре после рождения Леонида Гайдая семья переехала в Читу, а затем в Иркутск. Там будущий режиссер пошел в школу.
Леонид Гайдай хорошо учился, много читал, но часто получал замечания от учителей за нарушение дисциплины: он дрался с одноклассниками, задирал девочек. Будущий режиссер посещал занятия кружка художественной самодеятельности при Доме культуры, вместе с ним ездил по Восточно-Сибирской области, играл на балалайке. Любимыми писателями Гайдая были Михаил Зощенко и Владимир Маяковский, с отрывками из их произведений он несколько раз выступал на конкурсах чтецов, а в 1940 году даже выиграл один из них.
В июне 1941 года Гайдай закончил школу, а через несколько дней после его выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Позднее режиссер вспоминал: «Почему-то в это время нам <…> было очень весело, каждый хотел быстрее попасть в армию, отправиться на фронт воевать с фашистами». Сразу после школы Гайдай устроился на работу в Иркутский областной драматический театр (сейчас Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова) разнорабочим. Там он ставил декорации, убирал сцену и выполнял поручения актеров. Как сотрудник театра, Гайдай мог бесплатно посещать спектакли. Почти все спектакли он выучил наизусть.
В феврале 1942 года Леонида Гайдая призвали на фронт и направили в Монголию. Там он следил за лошадьми, которых поставляли для нужд армии, объезжал их. После окончания полкового училища будущего режиссера перевели под Москву, на Калининский фронт. Уже в декабре 1942 года Гайдай получил медаль «За боевые заслуги», а вскоре стал командиром отделения. Он вспоминал: «Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я «поставленным голосом» подавал команды».
Актер Иркутского драмтеатра и студент ВГИКа
![Леонид Гайдай — студент ВГИКа. Кадр из документального фильма Евгения Цымбала «Леонид Гайдай: От смешного — до великого» (2001)](https://cdn.culture.ru/images/96c63027-69ef-5e9d-ba0b-c3c64d79a3d9/t_average/23-jpg.png)
![Леонид Гайдай. Иллюстрация из книги Евгения Новицкого «Леонид Гайдай» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: издательство «Молодая гвардия», 2017](https://cdn.culture.ru/images/1aa8e94e-71a9-52c8-ab6f-4c3739936a1d/t_average/24-jpg.png)
![Леонид Гайдай — студент ВГИКа. Кадр из документального фильма Евгения Цымбала «Леонид Гайдай: От смешного — до великого» (2001)](https://cdn.culture.ru/images/b73e897f-8737-523d-b598-1b63bf6348c3/t_average/22-jpg.png)
В начале 1943 года, во время Великолукской наступательной операции, Леонид Гайдай получил тяжелое ранение — подорвался на мине. Больше полугода он лечился: какое-то время будущий режиссер не мог передвигаться без костылей. Его признали инвалидом и в январе 1944 года Гайдай вернулся в Иркутск.
В феврале он поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре. Там Гайдай учился на актера, а после окончания студии стал работать в местном театре. Сначала будущему режиссеру давали небольшие роли в комедиях, но вскоре его пригласили в спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». В постановке Гайдай сыграл одного из главных героев Ивана Земнухова. О спектакле писали в местной прессе, а начинающему актеру стали давать новые роли.
После двух лет работы в Иркутском драмтеатре, в 1949 году, Леонид Гайдай решил поехать в Москву — поступать в театральный институт. В том же году брат режиссера писал: «Из института кинематографии ему прислали программу, и он сейчас усиленно готовится. Ехать думает в двадцатых числах июля». Вступительные испытания Гайдай пошел сдавать во ВГИК и в ГИТИС. Во второй институт его не взяли, зато на экзаменах во ВГИКе будущий режиссер получил отличные оценки.
В Иркутском драматическом был мой первый режиссерский опыт. В «Госпоже министерше» я ставил сцену драки. Понравилось. Решил учиться этому делу, поехал в Москву поступать в ГИТИС. О кино я тогда почти не думал. Но случилось так, что ГИТИС для меня оказался недоступен из-за уже наработанной актерской школы. А я уже из театра уволился… Ну, думаю, была не была — пойду в кино. Сдал экзамены во ВГИК. И не пожалел. Кино, я уверен, интереснее театра — впрочем, этого мнения я никому не навязываю.
Леонид Гайдай (по книге Марии Пупшевой, Валерия Иванова, Владимира Цукермана «Гайдай Советского союза»)
Уже после первой сессии его отчислили за плохое поведение, Гайдай часто подшучивал над студентами и преподавателями. Но в том же году он восстановился и попал в мастерскую Григория Александрова.
Личная жизнь: «Не могу сказать, что сразу в него влюбилась…»
![Нина Гребешкова в роли Нади Горбунковой и Юрий Никулин в роли Семена Горбункова в художественном фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)](https://cdn.culture.ru/images/4d201ec3-b55b-5fd8-a42a-faf7bf398b06/t_average/19-jpg.png)
![Нина Гребешкова в роли Анны в художественном фильме Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975)](https://cdn.culture.ru/images/8519659d-0634-5cae-b0b2-e8c41ca3b370/t_average/20-jpg.png)
![Нина Гребешкова в роли Клавдии Антоновны и Альгис Арлаускас в роли Константина Лукова в художественном фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82» (1982)](https://cdn.culture.ru/images/34827de6-8e5f-569b-8925-19ec19cc9878/t_average/21-jpg.png)
Со своей женой, актрисой Ниной Гребешковой, Леонид Гайдай познакомился еще в 1949 году во ВГИКе. Они были однокурсниками, вместе посещали занятия и часто виделись. Поженились Гайдай и Гребешкова в 1953 году.
Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришел после фронта — раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят <…> один, второй… Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет… Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. <…> Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию.
Актриса Нина Гребешкова (по книге Марии Пупшевой, Валерия Иванова, Владимира Цукермана «Гайдай Советского союза»)
В 1957 году у супругов родилась дочь Оксана. Нина Гребешкова вспоминала: «Он много занимался с дочкой, воспитывал ее своеобразно — не ругал и не опекал по мелочам». Позднее Оксана стала экономистом.
В браке Гайдай и Гребешкова прожили сорок лет. Несколько раз режиссер снимал жену в своих фильмах, в том числе в картинах «Бриллиантовая рука», «Не может быть!» и «Спортлото-82».
«За комедию больше не возьмусь»: первые работы в кино
![Леонид Гайдай (в центре) в роли Алексея в художественном фильме Бориса Барнета «Ляна» (1955)](https://cdn.culture.ru/images/d6941222-d14f-5fe1-a335-65a81b6b43b1/t_average/30-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Трижды воскресший» (1960)](https://cdn.culture.ru/images/f95cee26-890b-5493-8345-a20f1197b358/t_average/31-jpg.png)
![Кадр из короткометражного фильма Леонида Гайдая «Жених с того света» (1958)](https://cdn.culture.ru/images/85b34444-0a6c-5bc4-88fa-880214078d92/t_average/18-jpg.png)
Еще во время учебы Гайдай стал работать в кино: подрабатывал на съемочных площадках, был ассистентом, выполнял мелкие поручения. А в 1955 году он сыграл одну из главных ролей в картине Бориса Барнета «Ляна».
Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации Ивана Пырьева пригласили на студию «Мосфильм». Там он снял свой первый фильм — ленту «Долгий путь» по рассказам писателя Владимира Короленко. Картину посмотрел Михаил Ромм. В это время на «Мосфильме» ему разрешили создать собственную мастерскую, куда Ромм и пригласил Гайдая. Он предложил начинающему кинорежиссеру снять комедию. Гайдай согласился и к 1958 году закончил фильм «Жених с того света». Главные роли в картине исполнили уже известные к тому моменту актеры Ростислав Плятт и Георгий Вицин. В своем фильме Гайдай высмеивал советских бюрократов, из-за чего ленту подвергли цензуре и вырезали большинство сцен: фильм сократили с полутора часов до 47 минут. Однокурсник режиссера и киновед Иван Фролов вспоминал: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. <…> Надо было лечиться. И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощание заявил: «За комедию больше не возьмусь».
По совету Ивана Пырьева Гайдай решил снять патриотический фильм — экранизацию повести Александра Галича «Пароход зовут «Орлёнок». Лента под названием «Трижды воскресший» была закончена к 1960 году. В прокате фильм провалился. Киновед Лиана Полухина писала: «Картина была подвергнута резкой критике и ему [Гайдаю] грозило отлучение от профессии».
«Хохот стоял неописуемый»: комедии Леонида Гайдая
![Кадр из короткометражного фильма Леонида Гайдая «Самогонщики» (1961)](https://cdn.culture.ru/images/76030075-abf8-5063-932e-787bb3dcb169/t_average/15-jpg.png)
![Леонид Гайдай (слева) и актер Юрий Никулин. Москва, 1960-е годы. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва](https://cdn.culture.ru/images/937dfe40-296c-507c-8a06-e9f7b88f07c7/t_average/14-jpg.png)
![Кадр из короткометражного фильма Леонида Гайдая «Пес Барбос и необыкновенный кросс» (1961)](https://cdn.culture.ru/images/3a289bae-8b2c-580a-b785-a87ebecdbbc8/t_average/13-jpg.png)
После провала «Трижды воскресшего» Леонид Гайдай на несколько месяцев оставил кино и уехал к родителям в Иркутск. Здесь в одном из старых номеров газеты «Правда» он прочитал фельетон Степана Олейника «Пес Барбос» и решил его экранизировать. Для картины Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям имена — Трус, Балбес и Бывалый. Сыграли их Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов. Лента под названием «Пес Барбос и необыкновенный кросс» получилась короткой — всего десять минут.
Работа над фильмом «Пес Барбос и необыкновенный кросс» шла легко, доставляла удовлетворение. Было снято огромное количество полезного материала. И Гайдай проявил великое мужество, вырезая из картины огромные куски. Он ведь вырезал их с кровью, ибо в каждом из кусков было много смешного. <…> Юмор не может быть растянутым. Если длинно, то все идет насмарку. <…> До сих пор помню съемки. Мы убегали от собаки, врезались в стадо, и я оказывался на козле, Вицин на быке, а Моргунов сшибал стадо овец. Хохот стоял в студийном кинозале при просмотре неописуемый. Но… пришлось все это вырезать. Требования формы и жанра картины диктовали особый ритм, свои размеры. Лента получилась короткой, и уверен, что если бы ее растянули на две части, она стала бы хуже.
Юрий Никулин (по книге Владимира Шахиджаняна «Мне интересны все люди»)
Премьера короткометражки состоялась на закрытии Московского кинофестиваля в 1961 году. Картина принесла режиссеру известность, ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, перевели на несколько языков.
В том же году Гайдай снял второй фильм с участием тех же героев, снова короткометражный. Для «Самогонщики» Гайдай вновь написал сценарий самостоятельно. Фильм вошел в состав «Сборника комедийных фильмов», который выпустили на студии «Мосфильм».
Вскоре режиссер взялся за новый проект — экранизацию рассказов О. Генри «Деловые люди». Основой сюжета стали три не связанных между собой новеллы писателя: «Вождь краснокожих», «Родственные души» и «Дорогие, которые мы выбираем». Фильм стал одним из самых популярных в 1962 году: его посмотрело больше 20 миллионов человек.
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)](https://cdn.culture.ru/images/6d0165e1-48b8-5a90-bf48-a7ddd24bc641/t_average/10-jpg.png)
![Леонид Гайдай (справа) и актер Юрий Никулин в перерыве между съемками художественного фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». 1968 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва](https://cdn.culture.ru/images/82cf8e81-e861-59b0-9633-8ebd2fa6a39b/t_average/11-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)](https://cdn.culture.ru/images/b7e6e450-e552-5db1-bf97-c56bcc1e767f/t_average/12-jpg.png)
После успеха «Деловых людей» Гайдай решил снять современный фильм — комедию о советских людях. Режиссер нашел готовый сценарий авторов Якова Костюковского и Мориса Слободского под названием «Несерьезные истории» и вместе с ними передал его. Гайдай дописал третью новеллу, в которой столкнул интеллигентного студента Владика Арькова с героями своих короткометражек Трусом, Балбесом и Бывалым. Ленту сняли за девять месяцев. Во время съемок сценарий несколько раз изменяли: сменили имя главного героя картины с Владика на Шурика, переделали несколько сцен. Гайдай разрешал актерам импровизировать, придумывать шутки, не требовал строгого заучивания ролей. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год ее посмотрело около 70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил главный приз — «Серебряного дракона Вавеля».
Следующий фильм Гайдая стал продолжением приключений Шурика. В картине под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» в последний раз появились Трус, Балбес и Бывалый. Как и в «Операции «Ы», многие сцены Гайдай редактировал в процессе съемок. Несколько раз он специально заставлял актеров по-разному отыгрывать одни и те же моменты. В «Кавказской пленнице» режиссер сделал упор на зрелищность, трюки и динамику. Позднее Гайдай писал: «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». Тщательно подбирал режиссер и музыкальное сопровождение. Специально для картины поэт Леонид Дербенев и композитор Арно Бабаджанян создали несколько песен, в том числе «Песенку о медведях».
К ноябрю 1966 года «Кавказская пленница» была готов, однако в прокат фильм вышел не сразу. Художественный совет студии «Мосфильм» назвал картину «небрежной и невыразительной», указал на плохую работу оператора и монтажера и на «нежелательные акценты». Пришлось переделывать. В январе 1967 года состоялась премьера «Кавказской пленницы». В том году фильм стал самым кассовым и популярным среди советских зрителей. Позднее Юрий Никулин вспоминал: «Я был горд, узнав от Героя Советского Союза лётчика-космонавта В. Волкова такой факт: когда космонавтов спросили перед полётом, какой кинофильм хотели бы посмотреть, они дружно ответили: «Кавказскую пленницу».
Сценарий новой картины — «Бриллиантовая рука» — Леонид Гайдай вновь писал вместе с Костюковским и Слободским. В его основу легла заметка из газеты «За рубежом», в которой рассказывалось о контрабандистах, перевозивших украденные драгоценности в гипсе. На главную роль Гайдай пригласил Юрия Никулина, а кроме него в фильме сыграли Андрей Миронов, жена режиссера Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова. Премьера картины состоялась в апреле 1969 года. В прокате «Бриллиантовая рука» заняла первое место. Через год после выхода картины Гайдай и исполнитель главной роли Юрий Никулин «за участие в создании кинокомедий последних лет» получили Государственную премию РСФСР.
Экранизации 1970-х годов: от «Двенадцати стульев» до «Инкогнито из Петербурга»
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971)](https://cdn.culture.ru/images/05893644-4d9f-5c97-92d4-27828b57398a/t_average/7-jpg.png)
![Леонид Гайдай на съемках своего художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Иллюстрация из книги Евгения Новицкого «Леонид Гайдай» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: издательство «Молодая гвардия», 2017](https://cdn.culture.ru/images/8fa23e29-584e-5170-a985-758b797b7964/t_average/8-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)](https://cdn.culture.ru/images/4478bd82-b97e-5980-9c6d-82c697813d8e/t_average/9-jpg.png)
После успеха комедий Леонид Гайдай решил снять фильм по пьесе Михаила Булгакова «Бег», но не получил разрешения от Государственного Комитета по кинематографии. Тогда режиссер экранизировал другое литературное произведение — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».
Я долго добивался экранизации «Двенадцати стульев», несколько раз проходил по всем инстанциям. А потом вдруг узнал, что этот роман собирается ставить Гия Данелия. Там уже все на мази. Я, конечно, расстроился. Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Данелия и спрашивает: «Леня, хочешь ставить «Двенадцать стульев»?». Я отвечаю: «Это мечта моей жизни». — «Бери и начинай», — говорит Гия. «А ты?» — спрашиваю. «Пока готовился, у меня все перегорело», — говорит Гия. — «Я уже не знаю, как этот роман ставить». Ну, я сразу за дело…
Леонид Гайдай (по книге Ивана Фролова, «В лучах эксцентрики»)
Трудности у Гайдая возникли и с подбором актеров: на роль Остапа Бендера претендовало 22 человека, в том числе Владимир Высоцкий, Никита Михалков и Евгений Евстигнеев. Режиссер остановился на малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили. Съемки закончили к концу 1970 года, а премьера фильма состоялась весной 1971 года. Лента была не так популярна, как предыдущие работы Гайдая, но все равно попала в лидеры проката. На Фестивале советских фильмов в Сорренто и Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси картина удостоилась специальных наград.
После «Двенадцати стульев» Гайдай вновь попытался экранизировать произведение Михаила Булгакова и выбрал пьесу «Иван Васильевич» о советском инженере, который создал машину-времени. Гайдай долго подбирал актеров — многие отказывались от участия в фильме, так как полагали, что цензура запретит его из-за шуток над Иваном Грозным. Во время согласования картины худсовет «Мосфильма» действительно потребовал убрать несколько сцен, в том числе ту, в которой царь жарил котлеты. Часть вырезанных эпизодов попали в короткометражную версию ленты под названием «Черные перчатки». Вскоре после выхода этого фильма режиссеру присвоили звание народного артиста РСФСР. Гайдай узнал об этом на съемках новой картины — экранизации произведений Михаила Зощенко. Фильм под названием «Не может быть!» вышел на экраны в 1975 году.
Экранизации Гайдая были не так популярны, как комедии «золотого десятилетия» — периода между 1965 и 1975 годами. Последний из фильмов режиссера 1970-х — «Инкогнито из Петербурга» по пьесе Гоголя «Ревизор» провалился в прокате. Гайдай объяснял это цензурой: «Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину». Киноведы критиковали сценарии новых фильмов режиссера — после «Бриллиантовой руки» он перестал работать в соавторстве с Костюковским и Слободским и все сценарии писал сам.
Между «кино» и «комедией» он [Гайдай — Прим. ред], если приходилось, выбирал первое, предпочитая ритмическую чистоту высказывания лишней шутке (известна его жалоба на монтаже Бриллиантовой руки: «Плачу, но режу»). Понятно также, какая коллизия изменила курс Л. Г. в конце шестидесятых. Послушавшись худсоветовских доброхотов, он оставил оригинальную комедию и обратился к экранизации — роду деятельности, ему очевидно чуждому, но приличествующему статусу «главного сатирика страны». В фильмах «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» — фильмах переходных — фантазия режиссера боролась с литературностью.
Михаил Брашинский (по книге «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст»)
«Он всегда болезненно следил, идут его картины или не идут»: последние фильмы
![Михаил Пуговкин (слева) в роли Сан Саныча Мурашко и Альгис Арлаускас в роли Константина Лукова в художественном фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82» (1982)](https://cdn.culture.ru/images/351a67b4-61fd-5766-b19a-d1becec9d920/t_average/4-jpg.png)
![Леонид Гайдай (справа) и оператор Игорь Черных на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». 1989 год. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва](https://cdn.culture.ru/images/74fc8111-143f-5b6f-a856-3edf172c1be3/t_average/5-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)](https://cdn.culture.ru/images/2060df2a-925d-5cf7-86b6-1f0680d40c09/t_average/6-jpg.png)
В 1980-х годах Леонид Гайдай продолжил снимать фильмы. В 1980 году экранизировал повесть Майю Лассила «За спичками», а в 1982 году снял полнометражную рекламу лотереи «Спортлото» — комедию «Спортлото-82». Эти фильмы стали последними успешными проектами режиссера. Картины следующих лет — «Опасно для жизни!» и «Частный детектив, или операция «Кооперация» остались без внимания критики. Нина Гребешкова писала о реакции Гайдая на провалы фильмов: «Он всегда болезненно следил, идут его картины или не идут, часто подходил к стендам, смотрел репертуар кинотеатров».
В 1989 году «за большие заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность» Гайдаю присвоили звание народного артиста СССР.
В 1990-х здоровье режиссера ухудшилось, а финансирование «Мосфильма» сократили. Гайдай почти не снимал фильмов, а создавать собственное производственное объединение или киностудию не хотел. Его последней режиссерской работой стала картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Ее съемки начались еще в 1991 году, до распада СССР, и проходили в РСФСР и США. Премьера фильма состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал в больницу из-за проблем с сердцем. Он умер 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронили режиссера на Кунцевском кладбище.
Интересные факты
![Наталья Варлей в роли Нины и Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)](https://cdn.culture.ru/images/669f7416-1c6f-5d95-8851-5823659216d3/t_average/1-jpg.png)
![Слева направо: Леонид Гайдай, Анатолий Папанов в роли Антона Сквозник-Дмухановского и Александр Ширвиндт в роли Христиана Гибнера на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». Иллюстрация из книги Федора Раззакова «Леонид Гайдай. Любимая советская комедия» из серии «Культурный слой». Москва: издательство «Алгоритм», 2020](https://cdn.culture.ru/images/c131e981-c116-5425-bc83-de8395d03fa9/t_average/2-jpg.png)
![Леонид Гайдай и Наталья Кустинская в роли актрисы на съемках художественного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Иллюстрация из книги Евгения Новицкого «Леонид Гайдай» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: издательство «Молодая гвардия», 2017](https://cdn.culture.ru/images/47f5e1cb-653c-5663-a5c9-0af3986b6bd4/t_average/3-jpg.png)
1. В детстве любимым актером и режиссером Леонида Гайдая был Чарли Чаплин. Его фильмы показывали в иркутском кинотеатре. Чтобы посмотреть картины несколько раз, Гайдай прятался в зале: залезал под кресла и ждал начала следующего сеанса.
2. Гайдай хорошо катался на коньках. В детстве на них он часто добирался до школы: его дом (сейчас Иркутск, улица Касьянова, дом 25) стоял недалеко от слияния рек Ангары и Иркуты.
2. Гайдай хорошо катался на коньках. В детстве на них он часто добирался до школы: его дом (сейчас Иркутск, улица Касьянова, дом 25) стоял недалеко от слияния рек Ангары и Иркуты.
3. Гайдай мечтал стать актером с детства, но плохо выговаривал звуки «л» и «р» — из-за этого будущего режиссера поначалу не хотели брать в драмкружок. Чтобы исправить дефект, Гайдай долго тренировался, но и спустя много лет иногда оговаривался в сложных словах, особенно когда уставал.
4. «Кавказская пленница» была одним из любимых фильмов генсека Леонида Брежнева. Однажды он лично позвонил Гайдаю и поблагодарил за комедию. После этого в следующий фильм — «Бриллиантовая рука» — режиссер добавил документальные кадры, на которых была запечатлена хроника с места ядерного взрыва. Так Гайдай хотел привлечь внимание Брежнева и выразить свое недовольство Холодной войной. Однако на контрольном просмотре фильма в Госкино у режиссера потребовали вырезать этот момент.
В публикациях
Фильмы
Смотрите также