Рассказы о Ленине
Художественные фильмы

Рассказы о Ленине

Год выхода:
1957
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Биографический
Длительность:
108 мин.
В ролях:
Олег Ефремов, Людмила Крылова, Анна Лисянская, Мария Пастухова, Всеволод Санаев, Максим Штраух, Геннадий Юхтин, Борис Бибиков, Любовь Студнева
Режиссёр:
Сергей Юткевич
Производитель:
«Мосфильм»

К моменту работы над «Рассказами о Ленине» вождь мирового пролетариата уже вошел в фольклор и представал на сцене и экране этаким вездесущим, разговорчивым, обаятельным персонажем. «Пожалуй, один только Юткевич мог додуматься до такой гениальной идеи: взять, казалось бы, уж самую официозную, сакрально-железобетонную тему и найти для этой темы сверхсовременное, даже модное решение, — пишет историк кино Петр Багров («Сеанс», № 21–22, 2004). — Причем Юткевич вовсе не рвался в Пигмалионы: он собирался делать современное кино про того самого, набившего оскомину монументального Ленина. Монумент был отлит еще в конце 1930-х стараниями Михаила Ромма и Бориса Щукина».

Фильм состоит из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» (по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина) и «Последняя осень» (по сценарию Евгения Габриловича). Первая новелла посвящена событиям августа-сентября 1917 года, когда Ленин укрывался от ареста в Финляндии. Вторая — последнему периоду жизни революционера, когда он уже был сильно болен и постоянно находился в подмосковных Горках. «Было понятно, как трудно осуществить задуманное. Ведь возникала необходимость показать Ильича больным, тяжко больным, — вспоминал позже Габрилович. — Да и вообще тема сама по себе была беспримерной и сулила бездну административных препятствий. К тому же она сразу ставила вопрос об отказе от доскональности фактографической: свидетели говорили о том, что в последние месяцы жизни В.И. Ленин лишился речи». В итоге авторы погрешили против правды и сделали Ленина той поры способным говорить. Правда художественная подчас отличается от фактической — и воздействует на человека сильнее. «Новелла «Последняя осень» при всех своих недостатках содержала драгоценнейшее для искусства качество — она не была ни информационной, ни иллюстративной, она была буквально переполнена волнением, — писала в журнале «Искусство кино» (№ 12, 1967) критик Людмила Погожева. — Присущий ей ток сердечности вызывал сопереживание зрителей. И хотя, пожалуй, слишком красивы были пейзажи, слишком много было музыки и не было строгой точности в изображении окружения Ленина, но сам Ленин в исполнении М. Штрауха был правдив, глубок, человечен, мудр и прост. Эта работа была серьезным достижением 50-х годов».

В этом фильме Юткевича актер Максим Штраух сыграл Ленина в пятый раз (только в кино!). В 1966-м они с Юткевичем представят еще один образ вождя — в фильме «Ленин в Польше». Такой перерыв между фильмами «ленинианы» случился потому, что «Рассказы о Ленине» не понравились лениноведам. Юткевич и его сценаристы забыли посоветоваться со специалистами, и те устроили фильму разнос. На несколько лет режиссер был отстранен от ленинской темы.

В подборках

Кинообразы Всеволода Санаева
Вспоминаем советского актера Всеволода Санаева и фильмы с его участием.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин