Всеволод Пудовкин
Персона

Всеволод Пудовкин

Годы жизни:
28 февраля 1893 — 30 июня 1953
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Режиссер
Содержание

Режиссер Всеволод Пудовкин снял один из первых советских игровых фильмов — «Мать». За картины об исторических личностях — «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов» и «Жуковский» — он трижды получал Сталинскую премию. Кроме этого, Пудовкин был одним из главных теоретиков советского кино. Он первым в СССР заговорил о применении ускоренной съемки, современном слоу-мо, и впервые использовал монтаж с обратным кадром — флешбеками.

Всеволод Пудовкин в роли Федора Протасова в художественном фильме Федора Оцепа «Живой труп» (1929)

Всеволод Пудовкин родился в Пензе, в семье коммивояжера. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Москву. Здесь Пудовкина определили в гимназию, после которой он поступил в Московский государственный университет. Закончить обучение Пудовкин не успел: началась Первая мировая война, и он ушел на фронт.

В ранней юности я отличался тем, что принято называть «разбросанностью». Страстные, но беспорядочные увлечения живописью, игрой на скрипке, астрономией и сочинением очень странных, похожих на философские диалоги пьес комбинировались с довольно прочным влечением к физико-математическим наукам и с крайним отвращением к медицине, которая, по решению родителей, должна была стать основой моей будущей работы. Я настоял на своем и поступил в университет не на медицинский, а на физико-математический факультет.
Всеволод Пудовкин

Зимой 1915 года Всеволод Пудовкин попал в плен. В лагере в Померании, куда его доставили, он работал химиком, учил немецкий, английский и польский языки. Через три года ему удалось сбежать в Россию.

В 1920 году Всеволод Пудовкин поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. В этом же году он впервые снялся в фильме: в немой ленте «В дни борьбы» Ивана Перестиани Пудовкин сыграл красного командира.

В Школе кинематографии Всеволод Пудовкин учился в группе Льва Кулешова, который до этого руководил съемками на фронтах Первой мировой. В течение пяти лет Пудовкин писал сценарии, рисовал эскизы декораций и помогал их строить, играл главные роли и участвовал в эпизодических сценах, ставил отдельные фрагменты фильмов и монтировал будущие киноленты.

На съемочной площадке Всеволод Пудовкин познакомился с актрисой Анной Земцовой, известной под псевдонимом Анна Ли. В 1924 году они поженились. «Ей я обязан не только своими первыми самостоятельными шагами в режиссерской работе, но и многими из тех побед над собой, в которых помощь и поддержка искреннего друга играют иной раз решающую роль», — говорил режиссер. Через год они вместе работали над немой короткометражкой «Шахматная горячка» — Пудовкин ставил сцены, а Анна Ли играла невесту главного героя. Кроме актеров в фильме снимались и настоящие гроссмейстеры — Карлос Торре и Рихард Рети, Фрэнк Маршалл и Фредерик Ейтс.

В 1925 году Пудовкин перешел в киностудию «Межрабпом-Русь» (сегодня — Киностудия имени М. Горького). Одной из первых его работ на студии стал научно-популярный фильм «Поведение человека» об опытах и теоретических трудах академика-физиолога Ивана Павлова. Сам нобелевский лауреат одобрил фильм, а английские университеты использовали его как учебное пособие.

Всеволод Пудовкин. Фотография: ruspekh.ru

Уже будучи на третьем курсе, в журнале «Кино» Пудовкин опубликовал первую теоретическую статью — «Время в кинематографе» о том, как зритель воспринимает время в кинофильме в зависимости от темпов музыки. Эту тему он развивал и в других своих публикациях.

Пудовкин одним из первых в России заговорил о применении «цайт-лупы» — ускоренной съемки, «слоу-мо», которую используют и в наши дни. На пленку в каждую секунду фиксировали не 24 кадра, как обычно, а 100 и более. Этот метод позволял показать движение в замедленном темпе. За рубежом цайт-лупу впервые показали в Австрии в 1904 году.

Короткий кусок, снятый «цайт-лупой», может помещаться между двумя длинными нормальными кусками, сосредоточивая на момент в нужном месте внимание зрителя. «Цайт-лупа» в монтаже не искажает действительного процесса. Она показывает его углубленно и точно, сознательно руководя вниманием зрителя».
Всеволод Пудовкин

Режиссер призывал использовать эту технологию не только как трюк, но и для усиления экспрессии. Фрагменты фильма, которые отсняты на разной скорости, придают картине своеобразный ритм: «Они не скользят, как пейзаж в окне вагона, под равнодушным взглядом привыкшего к этой дороге пассажира. Они развертываются и растут, как рассказ талантливого наблюдателя».

Многие публикации Всеволода Пудовкина стали учебными пособиями для студентов-кинематографистов. В 1926 году в свет вышла статья «Принцип сценарной техники» и книга «Киносценарий (Теория сценария)». В них режиссер рассказывал об основах кинематографа — искусстве монтажа, крупных и общих планах, сценарном мастерстве. Он говорил о новом для того времени приеме — нелинейном повествовании, который сегодня называют «обратный кадр» или «флешбек» и часто используют в кино. Суть его в том, чтобы скомбинировать сцены, происходящие в разное время и в разных местах. В «Статье о монтаже» Пудовкин писал: «Пример — зал суда; несправедливо обвиняемый слушает жестокий приговор; внезапно на экране появляется изображение истинных обстоятельств преступления, полностью оправдывающих обвиняемого. Правда фактов развертывается под звучащими словами ложного приговора».

Кадр из художественного фильма Всеволода Пудовкина «Мать» (1926)

В 1926 году Всеволод Пудовкин снял свой первый полнометражный фильм — «Мать» по роману Максима Горького. Идею ему подсказал один из руководителей студии — Моисей Алейников. Вместе с Пудовкиным над фильмом работал сценарист Натан Зархи: он существенно изменил образ матери — Ниловны. У Горького она почти в начале повествования переходит на сторону революции, а у Зархи — только после череды трагических событий. В роли Ниловны Пудовкин по совету своего ассистента Михаила Доллера снял Веру Барановскую. Готовили сначала финальные сцены, и только потом — первую сцену, которой открывается фильм. Режиссер был уверен, что так актриса лучше раскроется в драматически напряженной завязке.

В фильме снялся и сам Пудовкин — он сыграл офицера, который проводил обыск в доме главных героев. Сцены демонстрации снимали в Твери, большинство статистов были рабочими заводов — всего около 700 человек. Когда на площадь по сценарию прибыл отряд казаков, волонтеры-артисты запаниковали и бросились врассыпную. С ними же бежал и Пудовкин: он пытался направить поток людей в нужную сторону. Из-за этого происшествия сцена получилась максимально достоверной. Народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал: «Я утверждаю, что почти на все сто процентов картина заснята таким образом, что кажется — будто по какому-то волшебству оператор мог непосредственно фотографировать самую действительность. Актерская игра абсолютно не чувствуется».

В 1927 году «Мать» показали в Париже.

Я был на… показе [фильма «Мать»] в театре «Комеди де Шанз-Елизе». …Он был встречен нескончаемыми овациями. Меня больше всего тронула в этом фильме психологическая эволюция героини, ее осознание революции. Пудовкин и Зархи убедили меня, что человек не «един и неделим», не «белый или черный».
Жорж Садуль, кинокритик и историк. Из книги «Всеобщая история кино».

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм «Мать» назвали одной из шести лучших кинокартин всех времен и народов.

Вместе с Натаном Зархи Пудовкин работал над фильмами «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана». В 1938 году Зархи погиб.

Кадр из художественного фильма Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» (1939)

В 1939 году на «Мосфильме» Пудовкин приступил к съемкам художественных фильмов об исторических личностях. Первой появилась черно-белая озвученная картина «Минин и Пожарский». Режиссер вспоминал: «Работая над образами Минина, Пожарского и крестьянина Романа, мы не боялись, что они приобретут некоторую монументальность, патетичность и приподнятость. <...> Хотелось в обрисовке образов оставить лишь крупные черты характеров, сделавшие этих людей полководцами, народными героями». В следующем году режиссер закончил работу и над вторым биографическим фильмом — «Суворов» о русском полководце XVIII века. В 1943 году за эти два фильма Пудовкину присудили Сталинскую премию.

Во время Великой Отечественной войны студия «Мосфильм» находилась в эвакуации в Алма-Ате. Здесь Всеволод Пудовкин снял несколько художественных фильмов, в том числе двухчастную киноновеллу «Пир в Жирмунке», «Убийцы выходят на дорогу», «Во имя Родины».

После войны режиссер работал над картиной о герое обороны Севастополя — адмирале Павле Нахимове. На одном из заседаний центрального комитета ВКП(б) Иосиф Сталин раскритиковал первый вариант фильма: «В фильме «Нахимов» тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать... Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чем угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории». Сталин дал режиссеру полгода, чтобы исправить сценарий и доснять нужные сцены.

Окончательный вариант с морскими боями и сценами захвата в плен турецких генералов оценили и в СССР, и за границей. Режиссера удостоили Сталинской премии, а на Международном кинофестивале в Венеции — награды в номинации «Лучшие массовые сцены». Также почетные дипломы в Венеции получили исполнитель главной роли Алексей Дикий и операторы Анатолий Головня и Тамара Лобова.

В 1950 году на экраны вышел первый цветной фильм Пудовкина — «Жуковский», посвященный российскому конструктору, основоположнику аэродинамики Николаю Жуковскому. Впервые после немой «Механики головного мозга» Пудовкин вернулся к теме науки.

Ах, как… [Пудовкин] мечтал о научном фильме! И о том, что «кино родственно науке» и что «мышление кинохудожника вдвигает его в науку», что «зритель, смотрящий на экран, переживает диалектический ход мысли». <...> Вот его мечта о научном кино, предметом которого станут социология и психология, о научном кино, на которое перенесена сила художественного. Впрочем, тут есть и предчувствие развития телевидения, и нечто вроде Интернета, и что-то такое, о чем мы и сейчас не догадываемся».
Валентин Берестов. Из книги «Концерт чашек на площади цветов. О Всеволоде Пудовкине».

Кинолента «Жуковский» тоже принесла Пудовкину Сталинскую премию.

В последние годы Пудовкин возглавлял киносекцию Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Он много путешествовал по миру, собрал большую домашнюю библиотеку с книгами по разным отраслям наук.

В 1953 году на экраны вышел последний фильм режиссера — «Возвращение Василия Бортникова» о послевоенной жизни фронтовика.

30 июня этого же года Всеволода Пудовкина не стало. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Всеволод Пудовкин. Фотография: kinovoid.com

1. Пудовкин свободно владел четырьмя иностранными языками — английским. польским, немецким и французским.

2. В юности Пудовкин презрительно относился к кинематографу, считая его пародией на театр. А в зрелом возрасте свое мнение изменил: «Кинематограф обладает всеми возможностями театрального зрелища плюс новые огромные технические и творческие возможности, позволяющие развернуть это зрелище до предельного объема содержания литературного или даже научного сочинения. Таков кинематограф в своих возможностях. Он вмещает в себе все возможности всех до сих пор созданных искусств».

3. Когда Пудовкин вернулся из плена в 1918 году, он устроился работать на завод «Фосген-1», где участвовал в разработке и производстве химического оружия.

4. Всеволод Пудовкин дружил с режиссером Сергеем Эйзенштейном, иногда играл в его фильмах роли второго плана. В 1937 году, когда в Главном управлении кинематографии забраковали «Бежин луг» Эйзенштейна и хотели запретить режиссеру снимать фильмы, Пудовкин единственный выступил в его защиту: «Многие из нас знают толк в работе над фильмом, но только один из нас — гений, и это Эйзенштейн. У него всем нам впору учиться».

5. В 1942 году Пудовкин снял фильм «Убийцы выходят на дорогу» по пьесе Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Однако цензура запретила показывать киноленту, поскольку события, которые показаны в ней, — мародерства, доносы, предательства — происходили не только в гитлеровской Германии, но и в СССР.

Фильмы