Всеволод Пудовкин
Персона

Всеволод Пудовкин

Годы жизни:
28 февраля 1893 — 30 июня 1953
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Режиссер

Режиссер Всеволод Пудовкин снял один из первых советских игровых фильмов — «Мать». За картины об исторических личностях — «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов» и «Жуковский» — он трижды получал Сталинскую премию. Кроме этого, Пудовкин был одним из главных теоретиков советского кино. Он первым в СССР заговорил о применении ускоренной съемки, современном слоу-мо, и впервые использовал монтаж с обратным кадром — флешбеками.

Первые фильмы

Всеволод Пудовкин в роли Федора Протасова в художественном фильме Федора Оцепа «Живой труп» (1929)

Всеволод Пудовкин родился в Пензе, в семье коммивояжера. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Москву. Здесь Пудовкина определили в гимназию, после которой он поступил в Московский государственный университет. Закончить обучение Пудовкин не успел: началась Первая мировая война, и он ушел на фронт.

В ранней юности я отличался тем, что принято называть «разбросанностью». Страстные, но беспорядочные увлечения живописью, игрой на скрипке, астрономией и сочинением очень странных, похожих на философские диалоги пьес комбинировались с довольно прочным влечением к физико-математическим наукам и с крайним отвращением к медицине, которая, по решению родителей, должна была стать основой моей будущей работы. Я настоял на своем и поступил в университет не на медицинский, а на физико-математический факультет.
Всеволод Пудовкин

Зимой 1915 года Всеволод Пудовкин попал в плен. В лагере в Померании, куда его доставили, он работал химиком, учил немецкий, английский и польский языки. Через три года ему удалось сбежать в Россию.

В 1920 году Всеволод Пудовкин поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. В этом же году он впервые снялся в фильме: в немой ленте «В дни борьбы» Ивана Перестиани Пудовкин сыграл красного командира.

В Школе кинематографии Всеволод Пудовкин учился в группе Льва Кулешова, который до этого руководил съемками на фронтах Первой мировой. В течение пяти лет Пудовкин писал сценарии, рисовал эскизы декораций и помогал их строить, играл главные роли и участвовал в эпизодических сценах, ставил отдельные фрагменты фильмов и монтировал будущие киноленты.

На съемочной площадке Всеволод Пудовкин познакомился с актрисой Анной Земцовой, известной под псевдонимом Анна Ли. В 1924 году они поженились. «Ей я обязан не только своими первыми самостоятельными шагами в режиссерской работе, но и многими из тех побед над собой, в которых помощь и поддержка искреннего друга играют иной раз решающую роль», — говорил режиссер. Через год они вместе работали над немой короткометражкой «Шахматная горячка» — Пудовкин ставил сцены, а Анна Ли играла невесту главного героя. Кроме актеров в фильме снимались и настоящие гроссмейстеры — Карлос Торре и Рихард Рети, Фрэнк Маршалл и Фредерик Ейтс.

В 1925 году Пудовкин перешел в киностудию «Межрабпом-Русь» (сегодня — Киностудия имени М. Горького). Одной из первых его работ на студии стал научно-популярный фильм «Поведение человека» об опытах и теоретических трудах академика-физиолога Ивана Павлова. Сам нобелевский лауреат одобрил фильм, а английские университеты использовали его как учебное пособие.

Публикации по теории кино

Всеволод Пудовкин. Фотография: ruspekh.ru

Уже будучи на третьем курсе, в журнале «Кино» Пудовкин опубликовал первую теоретическую статью — «Время в кинематографе» о том, как зритель воспринимает время в кинофильме в зависимости от темпов музыки. Эту тему он развивал и в других своих публикациях.

Пудовкин одним из первых в России заговорил о применении «цайт-лупы» — ускоренной съемки, «слоу-мо», которую используют и в наши дни. На пленку в каждую секунду фиксировали не 24 кадра, как обычно, а 100 и более. Этот метод позволял показать движение в замедленном темпе. За рубежом цайт-лупу впервые показали в Австрии в 1904 году.

Короткий кусок, снятый «цайт-лупой», может помещаться между двумя длинными нормальными кусками, сосредоточивая на момент в нужном месте внимание зрителя. «Цайт-лупа» в монтаже не искажает действительного процесса. Она показывает его углубленно и точно, сознательно руководя вниманием зрителя».
Всеволод Пудовкин

Режиссер призывал использовать эту технологию не только как трюк, но и для усиления экспрессии. Фрагменты фильма, которые отсняты на разной скорости, придают картине своеобразный ритм: «Они не скользят, как пейзаж в окне вагона, под равнодушным взглядом привыкшего к этой дороге пассажира. Они развертываются и растут, как рассказ талантливого наблюдателя».

Многие публикации Всеволода Пудовкина стали учебными пособиями для студентов-кинематографистов. В 1926 году в свет вышла статья «Принцип сценарной техники» и книга «Киносценарий (Теория сценария)». В них режиссер рассказывал об основах кинематографа — искусстве монтажа, крупных и общих планах, сценарном мастерстве. Он говорил о новом для того времени приеме — нелинейном повествовании, который сегодня называют «обратный кадр» или «флешбек» и часто используют в кино. Суть его в том, чтобы скомбинировать сцены, происходящие в разное время и в разных местах. В «Статье о монтаже» Пудовкин писал: «Пример — зал суда; несправедливо обвиняемый слушает жестокий приговор; внезапно на экране появляется изображение истинных обстоятельств преступления, полностью оправдывающих обвиняемого. Правда фактов развертывается под звучащими словами ложного приговора».

Фильм «Мать»

Кадр из художественного фильма Всеволода Пудовкина «Мать» (1926)

В 1926 году Всеволод Пудовкин снял свой первый полнометражный фильм — «Мать» по роману Максима Горького. Идею ему подсказал один из руководителей студии — Моисей Алейников. Вместе с Пудовкиным над фильмом работал сценарист Натан Зархи: он существенно изменил образ матери — Ниловны. У Горького она почти в начале повествования переходит на сторону революции, а у Зархи — только после череды трагических событий. В роли Ниловны Пудовкин по совету своего ассистента Михаила Доллера снял Веру Барановскую. Готовили сначала финальные сцены, и только потом — первую сцену, которой открывается фильм. Режиссер был уверен, что так актриса лучше раскроется в драматически напряженной завязке.

В фильме снялся и сам Пудовкин — он сыграл офицера, который проводил обыск в доме главных героев. Сцены демонстрации снимали в Твери, большинство статистов были рабочими заводов — всего около 700 человек. Когда на площадь по сценарию прибыл отряд казаков, волонтеры-артисты запаниковали и бросились врассыпную. С ними же бежал и Пудовкин: он пытался направить поток людей в нужную сторону. Из-за этого происшествия сцена получилась максимально достоверной. Народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал: «Я утверждаю, что почти на все сто процентов картина заснята таким образом, что кажется — будто по какому-то волшебству оператор мог непосредственно фотографировать самую действительность. Актерская игра абсолютно не чувствуется».

В 1927 году «Мать» показали в Париже.

Я был на… показе [фильма «Мать»] в театре «Комеди де Шанз-Елизе». …Он был встречен нескончаемыми овациями. Меня больше всего тронула в этом фильме психологическая эволюция героини, ее осознание революции. Пудовкин и Зархи убедили меня, что человек не «един и неделим», не «белый или черный».
Жорж Садуль, кинокритик и историк. Из книги «Всеобщая история кино».

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году фильм «Мать» назвали одной из шести лучших кинокартин всех времен и народов.

Вместе с Натаном Зархи Пудовкин работал над фильмами «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана». В 1938 году Зархи погиб.

Биографические кинокартины Пудовкина

Кадр из художественного фильма Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» (1939)

В 1939 году на «Мосфильме» Пудовкин приступил к съемкам художественных фильмов об исторических личностях. Первой появилась черно-белая озвученная картина «Минин и Пожарский». Режиссер вспоминал: «Работая над образами Минина, Пожарского и крестьянина Романа, мы не боялись, что они приобретут некоторую монументальность, патетичность и приподнятость. <...> Хотелось в обрисовке образов оставить лишь крупные черты характеров, сделавшие этих людей полководцами, народными героями». В следующем году режиссер закончил работу и над вторым биографическим фильмом — «Суворов» о русском полководце XVIII века. В 1943 году за эти два фильма Пудовкину присудили Сталинскую премию.

Во время Великой Отечественной войны студия «Мосфильм» находилась в эвакуации в Алма-Ате. Здесь Всеволод Пудовкин снял несколько художественных фильмов, в том числе двухчастную киноновеллу «Пир в Жирмунке», «Убийцы выходят на дорогу», «Во имя Родины».

После войны режиссер работал над картиной о герое обороны Севастополя — адмирале Павле Нахимове. На одном из заседаний центрального комитета ВКП(б) Иосиф Сталин раскритиковал первый вариант фильма: «В фильме «Нахимов» тоже имеются элементы недобросовестного подхода постановщиков к изучению того предмета, который они хотели показать... Это, собственно, не фильм о Нахимове, а фильм о чем угодно, с некоторыми эпизодами о Нахимове. Мы вернули фильм обратно и сказали Пудовкину, что он не изучил этого дела, не знает даже истории». Сталин дал режиссеру полгода, чтобы исправить сценарий и доснять нужные сцены.

Окончательный вариант с морскими боями и сценами захвата в плен турецких генералов оценили и в СССР, и за границей. Режиссера удостоили Сталинской премии, а на Международном кинофестивале в Венеции — награды в номинации «Лучшие массовые сцены». Также почетные дипломы в Венеции получили исполнитель главной роли Алексей Дикий и операторы Анатолий Головня и Тамара Лобова.

В 1950 году на экраны вышел первый цветной фильм Пудовкина — «Жуковский», посвященный российскому конструктору, основоположнику аэродинамики Николаю Жуковскому. Впервые после немой «Механики головного мозга» Пудовкин вернулся к теме науки.

Ах, как… [Пудовкин] мечтал о научном фильме! И о том, что «кино родственно науке» и что «мышление кинохудожника вдвигает его в науку», что «зритель, смотрящий на экран, переживает диалектический ход мысли». <...> Вот его мечта о научном кино, предметом которого станут социология и психология, о научном кино, на которое перенесена сила художественного. Впрочем, тут есть и предчувствие развития телевидения, и нечто вроде Интернета, и что-то такое, о чем мы и сейчас не догадываемся».
Валентин Берестов. Из книги «Концерт чашек на площади цветов. О Всеволоде Пудовкине».

Кинолента «Жуковский» тоже принесла Пудовкину Сталинскую премию.

В последние годы Пудовкин возглавлял киносекцию Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. Он много путешествовал по миру, собрал большую домашнюю библиотеку с книгами по разным отраслям наук.

В 1953 году на экраны вышел последний фильм режиссера — «Возвращение Василия Бортникова» о послевоенной жизни фронтовика.

30 июня этого же года Всеволода Пудовкина не стало. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Интересные факты о жизни и творчестве Всеволода Пудовкина

Всеволод Пудовкин. Фотография: kinovoid.com

1. Пудовкин свободно владел четырьмя иностранными языками — английским. польским, немецким и французским.

2. В юности Пудовкин презрительно относился к кинематографу, считая его пародией на театр. А в зрелом возрасте свое мнение изменил: «Кинематограф обладает всеми возможностями театрального зрелища плюс новые огромные технические и творческие возможности, позволяющие развернуть это зрелище до предельного объема содержания литературного или даже научного сочинения. Таков кинематограф в своих возможностях. Он вмещает в себе все возможности всех до сих пор созданных искусств».

3. Когда Пудовкин вернулся из плена в 1918 году, он устроился работать на завод «Фосген-1», где участвовал в разработке и производстве химического оружия.

4. Всеволод Пудовкин дружил с режиссером Сергеем Эйзенштейном, иногда играл в его фильмах роли второго плана. В 1937 году, когда в Главном управлении кинематографии забраковали «Бежин луг» Эйзенштейна и хотели запретить режиссеру снимать фильмы, Пудовкин единственный выступил в его защиту: «Многие из нас знают толк в работе над фильмом, но только один из нас — гений, и это Эйзенштейн. У него всем нам впору учиться».

5. В 1942 году Пудовкин снял фильм «Убийцы выходят на дорогу» по пьесе Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Однако цензура запретила показывать киноленту, поскольку события, которые показаны в ней, — мародерства, доносы, предательства — происходили не только в гитлеровской Германии, но и в СССР.

Фильмы

Суворов
Биографический
1941
104 мин
Возвращение Василия Бортникова
Драма
1953
102 мин
Острова. Всеволод Пудовкин
Документальное
2005
40 мин
Мать
Драма
1926
87 мин
Адмирал Нахимов
Биографический
1946
93 мин

Смотрите также

Алла Ларионова
Актер кино
СССР
19 февраля 1931 — 25 апреля 2000
Нонна Мордюкова
Актер кино
Актер театра
СССР
25 ноября 1925 — 06 июля 2008
Михаил Кононов
Актер кино
Россия
25 апреля 1940 — 16 июля 2007
Алексей Баталов
Актер кино
Актер театра
Режиссер
Россия
20 ноября 1928 — 15 июня 2017