Альберт Филозов

Годы жизни: 25 июня 1937 - 11 апреля 2016
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание

Школа-студия МХАТ

В детстве Альберт Филозов мечтал быть певцом, пел в хоре и исполнял партию медведя в детской опере «Девушка-семиделушка». В подростковом возрасте его голос начал меняться, и Филозов уже не мог петь, как раньше. Его перевели в драмкружок, где он активно участвовал в постановках. А еще юный Альберт часто слушал по радио передачу «Театр у микрофона». Но жизнь в послевоенном Свердловске была тяжелой — мало кто всерьез задумывался о творческой профессии. И получив гражданский паспорт, Альберт Филозов сразу же пошел работать токарем на шарикоподшипниковый завод, чтобы помогать матери содержать семью: отца-поляка расстреляли как врага народа, когда мальчику не было и полугода.
Когда в 1955 году на Урал
с гастролями приехал МХАТ
, Филозов сходил на прослушивание — просто так, за компанию с друзьями. Неожиданно для себя он проходил тур за туром — и в результате был принят в школу-студию
и отправился в столицу. Позже он вспоминал: «Москва мне понравилась сразу, и я решил, что больше никогда из нее не уеду».
«Первое время я очень сильно ощущал свою провинциальность. Когда приехал в Москву, на мне тогда было бобриковое тяжелое пальто до пят. Все по свердловской моде. Ширина штанов у меня внизу была до 32 сантиметров. А в Москве в то время уже носили брюки-дудочки. Заметив это, я быстро сузил штаны и подрезал пальто. И так было во всем. Я очень долго приспосабливался к столичной жизни».
Альберт Филозов
Учился Филозов на курсе Виктора Станицына. Мастер настрого запретил своим студентам сниматься в кино до окончания школы-студии. Но уже на на третьем курсе Филозову предложили роль в фильме «Зеленый фургон». Он согласился с одним условием: если администрация киностудии договорится с руководством училища. Приехав в Одессу подписывать договор, Филозов узнал, что никакой договоренности вовсе нет. Несостоявшийся киноактер молниеносно вернулся в Москву, чтобы его не исключили из школы-студии за участие в съемках.
«И я… сбежал от них. Честное слово, в прямом смысле слова — со всех ног прямо по летному полю помчался к самолету. Добежал, а трап уже убран. Я машу билетом, кричу: «Пустите, я опоздал!» Заметив, что дверь еще открыта, подпрыгнул (хорошо, самолет был маленький), как-то уцепился, подтянулся и… представьте себе, запрыгнул внутрь — вот где пригодились уроки физкультуры!»
Альберт Филозов

«Главные спектакли жизни»

Сразу после окончания МХАТа Альберт Филозов устроился в Театр имени Станиславского
, где одним из ведущих актеров того времени был Евгений Леонов
. Он все активнее снимался в кино и не мог посвящать театру достаточно времени. Так его роли перешли по наследству вчерашнему выпускнику Филозову. Комедийные персонажи начинающему артисту удавались с трудом, кроме того, срабатывал психологический фактор: «Представляете, каково выходить к зрителю, пришедшему «на Леонова»!»
Через год режиссер Леонид Варпаховский пригласил Альберта Филозова перейти в Театр имени Ермоловой
 — сыграть в спектакле «Продолжение». Актер согласился, но незадолго до премьеры был призван в армию, где служил сначала в саперном батальоне, потом командовал военным оркестром, затем младшего сержанта перевели в Матросскую Тишину.
«Тянул лямку, как все, так и не признавшись, что я артист. Трудно было: полное бесправие, жестокость, чуть зазеваешься — останешься без еды. Но я через это прошел».
Альберт Филозов
После демобилизации Филозов вернулся в Театр имени Станиславского. О работе с режиссером Марией Кнебель он вспоминал с восторгом: «С ней я впервые что-то после школы-студии понял про профессию. <…> Я полностью освободился в ее спектакле. У меня фантазия открылась, я понял, что такое свободное существование на сцене».
Сотрудничество с учеником Марии Кнебель — Анатолием Васильевым — стало для Филозова расцветом творчества, а две постановки Васильева по пьесам Виктора Славкина, «Взрослая дочь молодого человека»
и «Серсо», он называл главными спектаклями своей жизни. «Серсо», или, как он изначально назывался, «Мне сорок лет, но я молодо выгляжу», был очень популярным — с ним театр объехал всю Европу. В Театре Станиславского Альберт Филозов выступал до 1990 года.
В 90-е годы его пригласили преподавать во ВГИК
. Своих студентов профессор Филозов учил, что академическое образование — это отнюдь не самое важное в творческой профессии. Актер, по мнению Филозова, словно средневековый подмастерье, должен учиться у опытных артистов — подглядывать за ними, перенимать их приемы.
Кадр из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»
Кадр из к/ф «Герой нашего времени»
Кадр из к/ф «Васса»

«Школа современной пьесы»

В 1989 году Альберт Филозов вместе с Любовью Полищук
сыграл главную роль в спектакле Иосифа Райхельгауза
«Пришел мужчина к женщине». Эта лирическая комедия по пьесе Семена Злотникова получила сразу несколько крупных театральных наград — за режиссуру, лучшие женскую и мужскую роль. В том же году был создан театр «Школа современной пьесы»
, с тех пор спектакль «Пришел мужчина к женщине» сыграли более 500 раз.
Альберт Филозов был задействован в большинстве постановок «Школы современной пьесы»: «Записки русского путешественника»
, «Русское варенье»
, «А чой-то ты во фраке» и многих других. Здесь он сыграл Дорна сразу в трех «Чайках»
: спектаклях «Антон Чехов. Чайка», «Борис Акунин. Чайка» и «Чайка. Настоящая оперетка»
. Иосиф Райхельгауз вспоминает об Альберте Филозове как о «замечательном артисте, объемном, разном и уникальном человеке». Он называл актера «совестью театра».
«На сцене я спасаюсь от всех жизненных неприятностей. Творчество — это высшее проявление нечеловеческого счастья».
Альберт Филозов

И снова кино

С тех пор как Альберт Леонидович сбежал с площадки «Зеленого фургона», он снялся более чем в сотне фильмов. Но приглашать в кино его стали далеко не сразу — пришлось ждать 10 лет. Актер шутил, что это было «наказанием за ту трусость».
Первой его крупной работой в кино стал фильм «Вид на жительство» (1972). В нем Альберт Филозов сыграл главного героя — Ростислава Савельева, советского ученого, поехавшего по путевке за границу и оставшегося там жить. Фильм понравился критикам.
«Ассистент режиссера картины «Вид на жительство» ходила по театрам, искала актера «с ненадежной внешностью» и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдет, но прямо с порога режиссеры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может».
Альберт Филозов
Актер надеялся, что в его карьере артиста кино «все пойдет по нарастающей». Однако после «Вида на жительство» прошел почти год, пока приглашения на кинопробы возобновились.
Некоторое время Альберт Филозов играл только положительных героев, или, как их называли, «невзрачных тихонь». Но в 1977 году ему предложили первую отрицательную роль — Юрия Петухова (фильм «И это все о нем»). А затем — нациста Шернера в детективе «Тегеран-43» совместного производства СССР, Франции, Швейцарии и Испании. Филозов долго обдумывал это предложение: «Мне казалось, что, соглашаясь на отрицательную роль, я тем самым перехожу какой-то рубеж». В фильме он все-таки снялся. Его партнерами по картине стали Игорь Костолевский
, Армен Джигарханян
, Ален Делон
«Актерство может научить только каким-то профессиональным вещам. Особенно кино. Мне столько довелось делать вещей, которых я в жизни не делал: водил самолет по полосе, что-то делал на счетных машинках, к которым я раньше никогда не прикасался. А научить жить — нет. Научиться жить можно только самому».
Альберт Филозов
В последние годы жизни Альберт Филозов тяжело болел, но из последних сил он выходил на сцену «Школы современной пьесы», отдавая всего себя зрителем, приходящим в театр «на Филозова». Он умер в апреле 2016 года на 79-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна