г. Москва, пл. Триумфальная, д. 2
Каталог театров

Московский академический театр сатиры

Сайт:
satire.ru
Телефон:

Официальной датой возникновения московского Театра сатиры считается 1 октября 1924 года, когда в подвале дома Нирензее в Большом Гнездниковском переулке (где раньше располагалось кабаре «Летучая мышь») группа сатириков из журналов «Крокодил» и «Красный перец» выпустили юмористический спектакль «Москва с точки зрения».

Для своего представления драматурги В. Типот и Н. Эрдман вместе с режиссером Д. Гутманом придумали жанр «театрального обозрения» - это было веселое представление, состоящее из сатирических бытовых зарисовок, высмеивающих мещанство.

Новый жанр требовал от авторов молниеносной реакции на злобу дня, а от актеров умения импровизировать на сцене. Советский сатирический театр только нащупывал свой путь. Обозрения «Вечерний выпуск» (театрогазета) были сделаны в формате печатной газеты с колонкой редактора, хроникой происшествий, критикой и даже объявлениями.

В 20-е годы Театром Сатиры были поставлены обозрения «Захолустье», «Национализация женщин», «Нужная бумажка», «Спокойно — снимаю!», «Мишка, верти!» и другие.

Часто веселые бытовые зарисовки на злобу дня достигали сатирических высот или неожиданно обрывались драматическим финалом. В театральном обозрении начинали свой путь такие артисты, как Р. Зеленая, Е. Милютина, Ф. Курихин и О. Поль. Несколько лет обозрения сохранялись в Театре сатиры как главная сценическая форма, к 30-м жанр окончательно изжил себя.

Постепенно Театр Сатиры вышел на новый уровень. В 1932 году взялся за постановку «Города Глупова» по Салтыкову-Щедрину, где в качестве театральных художников интересно работали знаменитые Кукрыниксы. Затем обратился к молодой современной драматургии — комедии Исидора Штока «Вагон и Марион», написанной под воздействием впечатлений от поездки автора на Магнитострой. Обе постановки оказались неудачными, талантливому актерскому коллективу явно не хватало крепкой режиссерской руки.

С приходом в Театр сатиры в 1933 году нового главного режиссера ситуация изменилась — Николай Горчаков сделал ставку на бытовую комедию. В этом же году с театром сотрудничали И. Ильф и Е. Петров, работавшие над «Вечером пародий и водевиля».

Вершиной этого периода стала постановка пьесы «Чужой ребенок» В. Шкваркина. Лирико-водевильная комедия с сатирическими элементами прошла 1500 раз. Комедию дважды показывали в Кремле. Спектакль стал триумфом актерского мастерства, режиссеры постановки Р. Корф и Н. Горчаков дали возможность актерам П. Полю, И. Зенину, Е. Каре-Дмитриевой свободно развернуться в несложных и смешных ситуациях пьесы, где за водевильной комедией положений проглядывала едва уловимая грусть.

В 1948 году главным режиссером Театра Сатиры стал Н. Петров, возглавлявший театр до 1953 года.

В послевоенное время Театр сильно изменился. В 50-ые в Сатире впервые были поставлены пьесы Владимира Маяковского. В 1953 — «Баня», в 1955 — «Клоп», в 1957 — «Мистерия-буфф». В работе над этими пьесами выработалась поэтика сатирического спектакля, обозначается режиссерский метод, в традиции которого позже были поставлены «Дамоклов меч» Назыма Хикмета и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Режиссером постановок выступил ученик Всеволода Мейерхольда Валентин Плучек (в первых двух), на художественное руководство которого пришелся золотой век Театра Сатиры. В 50-ые его спектакли открыли целое направление в режиссуре, основанное на образных, метафорических сценических решениях и психологической остроте характеров. В постановках по пьесам Маяковского сформировались артисты: Б. Рунге, Н. Архипова, Г. Тусузова, Георгий Менглет, Владимир Лепко, Анатолий Папанов, а позже — Андрей Миронов. В 1965–1973 годах рядом с Плучеком плодотворно работал в качестве режиссёра-постановщика Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место» А.Н. Островского, «Темп-1929» по ранним произведениям Н. Погодина, «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и ряд других.

С конца 60-х годов в Театре Сатиры наступил настоящий расцвет. Валентин Плучек ставил классические произведения, делая ставку на ведущих актеров театра: Андрея Миронова и Анатолия Папанова.

В 1969 году состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше с Мироновым в главной роли. Спектакль на 18 лет стал визитной карточкой театра. 26 марта 1972 года родилась еще одна знаковая премьера театра — «Ревизор» — актерский спектакль с звездной командой: А. Ширвиндтом, М. Державиным, Г. Менглетом, В. Васильевой, Т. Васильевой и исполнителями главных ролей — А. Папановым и А. Мироновым. В 1976 в афише театра появился знаковым спектакль — «Горе от ума», с Андреем Мироновым в роли Чацкого-изгнанника и диссидента, и Папановым-Фамусовым.

В 1987 году, когда умерли А. Папанов и А. Миронов, театру пришлось снять с репертуара 13 спектаклей. Потеря ведущих актеров сплотила команду театра. Зрители продолжали ходить на актеров, полюбившихся телезрителям по программе «Кабачок 13 стульев»: О. Аросьеву, Н. Селезневу, С. Мишулина, М. Державина, Б. Рунге, Р. Ткачука и З. Зелинскую.

После смерти Валентина Плучека в 2000 году театр по сей день возглавляет Александр Ширвиндт. Его репертуарная политика — сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком.

Маленькие комедии большого дома
Московский академический театр сатиры
Комедия
1974
153 мин
Ворон
Московский академический театр сатиры
Драма
1986
118 мин
Пена
Московский академический театр сатиры
Комедия
1977
120 мин
Пощечина
Московский академический театр сатиры
Комедия
1976
106 мин
Таблетку под язык
Московский академический театр сатиры
Комедия
1978
99 мин
Священные чудовища
Московский академический театр сатиры
Драма
2000
116 мин
Привет от Цюрупы
Московский академический театр сатиры
Комедия
2004
99 мин
Дом, где разбиваются сердца
Московский академический театр сатиры
Драма
1975
177 мин
 Орнифль
Московский академический театр сатиры
Комедия
2004
119 мин
Самоубийца
Московский академический театр сатиры
Комедия
1989
172 мин
Гнездо глухаря
Московский академический театр сатиры
Мелодрама
1987
179 мин
У времени в плену
Московский академический театр сатиры
Комедия
1980
139 мин
Безумный день, или Женитьба Фигаро
Московский академический театр сатиры
Комедия
1973
170 мин
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
Московский академический театр сатиры
Комедия
1971
91 мин
Ревизор
Московский академический театр сатиры
Комедия
1982
175 мин
Проснись и пой!
Московский академический театр сатиры
Комедия
1974
97 мин