Марк Захаров
Персона

Марк Захаров

Годы жизни:
13 октября 1933 — 28 сентября 2019
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Режиссер
,
Актер театра
,
Театральный режиссер
,
Педагог
Содержание

Марк Захаров больше 40 лет был художественным руководителем театра «Ленком» в Москве. На его сцене режиссер поставил спектакли «Доходное место», «Юнона и Авось», «Жестокие игры». Захаров снял телефильмы, которые стали настоящей советской классикой: «12 стульев», «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен».

Марк Захаров в своем кабинете в театре «Ленком». Москва, 1993 год. Фотография: Анатолий Морковкин / ИТАР–ТАСС

Марк Захаров родился в 1933 году в Москве. При рождении он получил фамилию Ширинкин. Его отец, Анатолий Ширинкин, преподавал в школе, а мать, Галина Бардина, окончила театральную студию и вела занятия в актерских кружках для детей. После рождения сына семья жила в коммунальной квартире в районе Красной Пресни в столице.

Захаров с ранних лет полюбил театр, особенно кукольный. В своей книге «Контакты на разных уровнях» он писал: «Я очень увлекался театром в детстве, был ошеломлен довоенной «Синей птицей» во МХАТе, позднее знал наизусть многие спектакли в волшебном театре Сергея Образцова». С третьего класса он посещал драмкружок, а затем и театральные коллективы Москворецкого дома пионеров, где занимался вместе с Андреем Тарковским.

После школы Марк Захаров решил поступать в Школу-студию МХАТ, но его даже не допустили до экзаменов. На предварительной консультации абитуриенту посоветовали выбрать другую профессию. Но затем Захаров успешно прошел вступительные испытания в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского. В 1951 году его зачислили на актерский факультет, руководителем студента стал режиссер и актер Иосиф Раевский. Уже со второго курса Захаров участвовал в массовых сценах, играл в спектакле «Дорога свободы» в Театре им. Маяковского. Во время учебы режиссер познакомился со своей будущей женой, Ниной Лапшиновой, которая училась на курс младше.

Марк Захаров на репетиции драмкружка Пермского государственного университета. Пермь, 1958 год. Фотография: Пермский краеведческий музей, Пермь

В 1955 году Марк Захаров окончил ГИТИС. В СССР существовала практика распределения: государство отправляло выпускников на несколько лет работать по специальности в разные регионы страны. Захарова определили в Пермский областной драматический театр. Спустя год в Пермь приехала Нина Лапшинова, они с Захаровым поженились и вместе служили в драмтеатре. По воспоминаниям режиссера, в то время ему поручали играть в постановках «разных смешных людей» — например, Бернардо в пьесе Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». Одновременно Марк Захаров работал на радио и рисовал карикатуры для прессы.

В 1956 году Захарова пригласили в театральную студию Пермского университета. Там он дебютировал как режиссер со спектаклем «Аристократы» по мотивам пьесы Николая Погодина. Об этом периоде позднее он писал: «Я почувствовал запах режиссерской профессии».

В Перми Марк Захаров проработал три года, затем вернулся в Москву. Там его приняли в Театр им. Гоголя, но поручали в основном второстепенные роли. Спустя год Захаров перешел в Московский театр миниатюр, где актеры выступали с монологами, показывали комические сценки и фельетоны. В то же время продолжал заниматься режиссурой, ставил спектакли в студенческом театре Московского государственного университета. Первой работой мастера на новой сцене в 1962 году стал спектакль «Дракон» по одноименной пьесе Евгения Шварца. Затем публика увидела постановку «Карьера Артуро Уи» по произведению Бертольта Брехта: Захаров работал над ней вместе с советским актером Сергеем Юткевичем. Эти спектакли принесли режиссеру известность среди коллег.

В 1965 году Марк Захаров пришел в Московский театр сатиры. Первым спектаклем на профессиональной сцене стало «Доходное место» по пьесе Александра Островского. Главные роли исполнили ведущие актеры театра — Андрей Миронов и Татьяна Егорова. Захаров вспоминал, что спектакль «очень быстро превратился в московскую сенсацию, зритель штурмовал театр».

Но спустя несколько месяцев постановку сняли с репертуара: министр культуры СССР Екатерина Фурцева назвала «Доходное место» безыдейным: по ее мнению, комедия не соответствовала советской идеологии. Другая работа Захарова-режиссера также оказалась под запретом: вскоре после премьеры закрыли комедию «Банкет» по пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина.

В 1973 году Марк Захаров стал главным режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола — «Ленкома». На этой должности он сменил Анатолия Эфроса. Первой постановкой Захарова стала пьеса «Автоград‑XXI»: режиссер написал ее совместно с поэтом Юрием Визбором. Главным героем стал молодой технократ, который руководил строительством большого завода. В драматической фантазии, как называли пьесу авторы, сочетались юмор и гротеск, психологизм драмы и лирика. Захаров отмечал, что это музыкальный рассказ о новом герое, который сквозь сомнения и препятствия движется к победе — готовому заводу. В постановке звучали песни на стихи Юрия Визбора и Роберта Рождественского.

В 1977 году Захаров поставил спектакль «Парень из нашего города». В его основу легла одноименная пьеса советского писателя Константина Симонова. Действие разворачивается в 1930-е. Герой произведения — Сергей Луконин, студент танкового училища. После учебы он отправился на войну в Испанию, попал в плен, но ему удалось сбежать. В постановке играли Виктор Проскурин, Олег Янковский и Людмила Зорина.

Другой известной работой Захарова-режиссера стали «Жестокие игры» по одноименной пьесе Алексея Арбузова. По сюжету социальной мелодрамы, как ее называли критики, родители молодого художника Кая улетели в командировку в Исландию. Юноша остался один в большой московской квартире. К нему постоянно приходили гости, среди них оказалась девушка Неля, которая сбежала из провинциального города от родных. Родители Кая не принимали особого участия в его жизни, отец и мать Нели не разделяли ее ценностей и убеждений. Оба героя чувствовали свою заброшенность и ненужность. Захаров писал, что «Арбузов тонко воссоздал многие особенности в мышлении и взаимоотношениях молодых людей». Постановка стала актерским дебютом Татьяны Догилевой: она исполнила роль Нели.

В 1981 году в репертуаре театра появилась рок-опера «Юнона и Авось». С разным составом актеров постановку показывали на сцене «Ленкома» свыше тысячи раз, она идет и по сей день — уже больше 40 лет. Музыку для спектакля написал композитор Алексей Рыбников, либретто создал поэт Андрей Вознесенский.

В основу истории легли реальные события. В начале XIX века русский дипломат Николай Резанов в составе экспедиции отправился в кругосветное плавание. Он прибыл в Калифорнию, в город Сан-Франциско, чтобы пополнить запасы продовольствия для колоний на Аляске. Там Резанов встретил юную Кончиту Аргуэльо, дочь местного губернатора, и вскоре обручился с ней. Но Резанову предстояло вернуться в Россию, чтобы просить разрешения на брак с иностранкой. До Петербурга он не доехал — тяжело заболел в дороге, из-за сильной слабости упал с лошади и вскоре скончался. Кончита узнала о смерти жениха лишь через год. Замуж она больше не вышла, постриглась в монахини и занялась благотворительностью.

Роль Резанова в рок-опере исполнил Николай Караченцов, Кончиту сыграла Елена Шанина. Вскоре после премьеры труппа отправилась на гастроли во Францию по приглашению кутюрье Пьера Кардена. Больше месяца спектакль шел в Париже каждый день, пресса благосклонно о нем отзывалась. По воспоминаниям Марка Захарова, зрители приходили на постановку по несколько раз. После успеха во Франции труппа отправилась дальше, в США, Германию и Нидерланды.

В 1970-е годы состоялся дебют режиссера Захарова в кино. В 1976 году на экраны вышел телефильм «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Лента стала второй советской экранизацией этого произведения: на пять лет раньше вышла картина Леонида Гайдая. Молодого авантюриста Остапа Бендера в комедии Захарова сыграл Андрей Миронов, а его приспешника Ипполита Воробьянинова по прозвищу Киса — Анатолий Папанов. Музыкальную картину в четырех сериях тепло приняли зрители.

В 1979 году на экраны вышел телефильм «Тот самый Мюнхгаузен». В основу ленты легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый». Драматург создал ее по мотивам произведений немецкого писателя XVIII века Рудольфа Эриха Распе. Образ выдумщика с богатым воображением, чьи фантазии зачастую оказываются реальностью, воплотил на экране Олег Янковский. Несколько ролей в картине сыграли актеры «Ленкома», в том числе Леонид Броневой и Александр Абдулов.

В 1980-х Марк Захаров открыл для себя еще одно направление работы: он пришел преподавать на режиссерский факультет ГИТИСа. Там он проработал почти 30 лет.

В 1990-х Захаров продолжал ставить спектакли в «Ленкоме». Среди постановок того периода — опера для драматического театра «Королевские игры», история о жизни английского короля Генриха VIII и его второй супруги Анны Болейн, которую казнили из-за подозрений в измене.

Захаров в «Ленкоме» поставил несколько спектаклей, которые называл «тихими» — без музыкального сопровождения. Режиссер писал о них: «Мы пытались освоить некоторые иные способы поэтического созидания». Среди подобных постановок — «Чайка» по одноименной пьесе Антона Чехова. Роль Тригорина в ней исполнил Янковский. Марк Захаров считал эту работу актера «вершиной его сценических свершений».

В 2000–2010-х Захаров работал над фильмами-спектаклями — экранизациями театральных постановок. В 2005 году вышла телеверсия комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро», главные роли в ней исполнили Дмитрий Певцов и Александра Захарова. Режиссер вспоминал в мемуарах, что перед труппой стояла цель развеселить себя и зрителей, поэтому для действа характерна была «праздничная заразительность», с «хохотом и взрывами аплодисментов».

До последних дней Марк Захаров продолжал работу. Режиссер умер в сентябре 2019 года в Москве, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Вскоре после этого театр, в котором он ставил спектакли более 40 лет, стал называться «Ленком Марка Захарова».

Фильмы

Спектакли