5 главных фильмов Марлена Хуциева

19 марта 2019 года ушел из жизни режиссер Марлен Хуциев. Он снял не так много — 11 фильмов. Однако этого хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа. Картины Хуциева отражали эпоху, но в них не было привычной для советского времени пропаганды. Режиссера интересовали простые люди и их драмы, столкновение навязанных идеалов с реальностью. Его фильмы запрещали, выпускали мизерными тиражами и жестоко критиковали. «Культура.РФ» рассказывает о пяти главных лентах Марлена Хуциева.
Режиссер Марлен Хуциев (слева) во время съемок своего художественного фильма «Бесконечность». 1991 год. Музей кино, Москва
Режиссер Марлен Хуциев (слева) во время съемок своего художественного фильма «Бесконечность». 1991 год. Музей кино, Москва

«Весна на Заречной улице»

После окончания ВГИКа, в 1952 году, Марлена Хуциева взяли работать на Одесскую киностудию. Там он написал сценарий для первой своей большой картины. Однако руководство попросило его доработать текст — так у сценария появился соавтор. С Феликсом Миронером Хуциев учился в институте, они вместе снимали дипломную работу — короткометражку «Градостроители».
В основе сюжета «Весны на Заречной улице» — история любви сталевара Александра Савченко и молодой учительницы Татьяны Левченко, которую направили преподавать в школу рабочей молодежи. Основные сцены фильма снимали в Запорожье, на заводе «Запорожсталь». Для правдоподобности главного героя (его сыграл Николай Рыбников) пришлось действительно обучать сталеварному делу. В этом помогал заслуженный сталевар Украины Григорий Пометун.
На комбинате были сталевары намного опытнее меня, но это было решение Марлена Хуциева. Дело было так. Приходит в мартеновский цех толпа народу — секретарь парткома, Марлен Хуциев, сценаристы, операторы. Прошли по цеху, подходят ко мне. Из них я знал только секретаря парткома. Один из гостей — им оказался режиссер Хуциев — и говорит: «А не могли бы вы нам помочь, познакомить с работой сталевара наших актеров?» Спросил: не помешает ли это моей работе? У нас тогда кого только не было в мартеновском цехе — и поляки, и китайцы… Я и говорю: нам никто не мешает, вы свое дело делаете, а мы свое дело знаем.
Григорий Пометун, из интервью «УкрРудПрому»
Во время съемок Рыбникова постоянно обливали водой. Пометун вспоминал: «Я потный — работа у сталевара горячая, а у него [Рыбникова] ни капли пота. Марлен кричит: «Николай, ты почему не потеешь?!» Марлен сейчас весь живой, а тогда был вообще как спичка. Раз! — набирает воды в чане и обливает Рыбникова». В массовке картины участвовали настоящие рабочие.
Фильм снимали два года, он вышел на советские экраны в 1956 году. «Весну на Заречной улице» посмотрели более 30 миллионов зрителей. В 1957 году фильм получил бронзовый медальон на VI фестивале молодежи и студентов в Москве.

«Мне двадцать лет» («Застава Ильича»)

Над фильмом о поколении времен оттепели Хуциев начал работать в 1959 году. Сценарий «Заставы Ильича» он снова писал в соавторстве — с молодым шестидесятником Геннадием Шпаликовым.
Главную роль в фильме исполнил Валентин Попов, его Хуциев приметил на выступлении во Дворце культуры ЗИЛ. Вообще, чтобы подобрать актерский состав, режиссер сам ходил по театрам, посещал абитуриентские экзамены в театральных институтах и молодежные встречи. Так он пригласил в фильм молодых актеров Николая Губенко и Станислава Любшина.
Почти все сцены снимались в павильонах, однако в первые эпизоды вошла хроника первомайской демонстрации 1961 года. Работала съемочная группа и в Политехническом музее — там проходил поэтический вечер. Режиссер пригласил для этого эпизода не актеров, а настоящих режиссеров, литераторов и поэтов. В фильме снялись Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский, Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.
В декабре 1962 года фильм приняли в Госкино. Когда «Заставу Ильича» посмотрел режиссер Михаил Ромм, он сказал Хуциеву: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Однако в марте следующего года Никита Хрущев на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства раскритиковал картину:
Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. <…> Серьезные принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца в свою очередь спрашивает сына — а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, отец сообщает — а мне двадцать один… и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит!
Режиссеру пришлось переделывать уже готовый фильм: вырезать и сокращать сцены, переснимать эпизоды. Поменяли и название — фильм стал называться «Мне двадцать лет». Режиссер вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены. Прихожу как-то к новому министру Романову. Он мне говорит, что надо вырезать еще сцену, где танцуют со свечами в руках. Почему? Пожарные не разрешают. Свечи, оказывается, с нашим бытом не совместимы. <…> Вообще я не принадлежу к тем, кто хвастается страданиями, прошлыми обидами, гонениями. Я не страдал. Наоборот, до сих пор испытываю огромную признательность к людям, с которыми работал. Это было подлинным счастьем». В 1965 году фильм вышел в прокат. Первоначальную версию картины зрители смогли посмотреть только в 1988 году — 29 января ее показали в Доме кино.

«Июльский дождь»

Фильм «Июльский дождь» режиссер снял в 1966 году, а сюжет родился у него еще во время съемок «Весны на Заречной улице». Эпизод, который Хуциев тогда представил, стал первой сценой фильма: парень и девушка познакомились во время дождя, и молодой человек одолжил героине свою куртку. Так между ними завязались отношения, которые продлились всего несколько месяцев. Хуциев не стал показывать историю со счастливым концом. Он рассказывал: «Я стараюсь запечатлеть конкретное время. Например, «Июльский дождь». Сюжет фильма очень локален, но лента не только об отношениях двух людей — его и ее. Эти двое живут в конкретном времени, и фильм, наверное, о нем».
После выхода картины режиссера обвиняли в «излишнем эстетстве» и слабой драматургии. В 1967 году в газете «Советская культура» напечатали открытое письмо советского кинокритика Ростислава Юренева: «Фильм заполнен проходами и проездами по Москве, двумя скучнейшими вечеринками и нуднейшим пикником, участники которых, по-видимому, презирали друг друга, но почему-то пытались веселиться, танцевать, флиртовать, слушать песенки и играть в «города» и в «знаменитостей», но не слышали, не ощущали друг друга. <…> В решении вечеринки — снова перепев предыдущего фильма. В заключительной сцене — перепев демонстрации из «Мне двадцать лет». Может быть, Вы так много хотели сказать в своем предыдущем фильме, что вынуждены договаривать недосказанное?»
И хотя «Июльский дождь» не положили на полку, однако выпустили маленьким тиражом — всего 150 копий. После этой картины Хуциев на время ушел из кинематографа.

«Был месяц май»

Сценарий к фильму написал фронтовик Григорий Бакланов на основе своего рассказа «Почем фунт лиха». Он повествует о первых мирных днях после Великой Отечественной войны. Режиссер старался добиться в этой картине максимальной естественности — герои кажутся очень правдоподобными, в фильме отсутствует игровой фон. Ленту снимали в городе Гвардейске (бывший немецкий Пилау), а кадры с концлагерем — в Польше. Режиссер вспоминал: «Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших».
Одну из ролей сыграл реальный фронтовик Петр Тодоровский, он снимался в своих настоящих орденах и боевой форме. Этот фильм стал дебютным для актера Владимира Гостюхина.
Хуциев делал картину специально для Центрального телевидения. Правок в фильм почти не вносили, пришлось убрать всего два момента. Хуциев говорил: «Там было прямым текстом сказано, что они жили там же, где свиньи, и свиньи съели ребенка. Пришлось сказать, что она голодала и ребенок умер, молока не было. А вторая поправка очень обидная, когда клеил эту хозяйку один из солдат, он там ей говорит — это было по-солдатски, по-русски, — он ей одну фразу говорит, а она не понимает. Он говорит: «А что твой мужик? Ничего еще, может? А то, может быть, надо помочь?» И через паузу говорит: «По хозяйству». Вот эту фразу убрали. А что тут такого, это же не политическое? «Нет, это оскорбительная фраза». Нравственная цензура, и вырезали».
«Был месяц май» вышел на экраны в 1970 году. В 1971 году он получил премию за режиссуру на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага».

«Послесловие»

После ленты «Был месяц май» Марлен Хуциев не снимал 13 лет. В 1983 году он вернулся в кинематограф с фильмом «Послесловие». Режиссер сам написал сценарий к картине, в ее основе — рассказ Юрия Пахомова «Тесть приехал».
Пять лет назад в журнале «Звезда» был опубликован рассказ под названием «Тесть приехал». <…> Я его прочитал и понял: автор затронул очень важные в нашей жизни обстоятельства. Хотя это произведение занимало всего несколько журнальных страниц, мыслей и чувств в нем было сконцентрировано немало. Рассказ меня взволновал и дал толчок к новой работе. Я написал по нему сценарий фильма «Послесловие». О чем он? Мне всегда трудно выразить суть своей работы сжатой формулой. Искусство в любом случае — какая бы тема ни поднималась — должно быть клубком мыслей, однолинейность же всегда чревата фальшью. <…> Я хотел столкнуть в фильме двух людей. Дело вовсе не в том, что они — представители разных поколении, возрастов. Они стоят на различных жизненных позициях, вот что самое важное. Один из них, Швырков, человек сравнительно молодой, давно уже живет в привычном деловом ритме, не оставляющем времени ни на общение с «ненужными» людьми, ни на излишние переживания и копание в собственной душе. И вдруг в эту налаженную жизнь врывается нелепый старый чудак с совершенно иными представлениями о том, какой она, жизнь, должна быть…
Марлен Хуциев
В камерной драме сыграли всего два актера: Ростислав Плятт и Андрей Мягков. Действие фильма разворачивается в замкнутом пространстве квартиры. По сюжету в гости к дочери приехал 75-летний отец, но застал там только зятя. Эта попытка разных поколений найти общий язык для Хуциева стала поводом поговорить о быстротекущей жизни, современных людях и новых ценностях.
Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна