Андрей Миронов
Персона

Андрей Миронов

Годы жизни:
07 марта 1941 — 16 августа 1987
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

Андрей Миронов родился в семье эстрадных артистов и с детства мечтал быть актером. Он стал известен благодаря своей импровизации: критики писали о непринужденной манере Миронова, его умении внезапно добавлять новые детали в сценарий. В фильмах актер часто исполнял песни, с которыми потом выступал на концертах. А в Театре сатиры артист не только играл в спектаклях, но и сам ставил их.

Андрей Миронов родился в 1941 году в Москве. Его родители, Александр Менакер и Мария Миронова, служили в Московском театре эстрады и миниатюр. Они выступали дуэтом «Миронова и Менакер» с юмористическими и музыкальными номерами. Будущий актер родился 7 марта, однако его родители уговорили паспортистку изменить дату в документах на восьмое. Они хотели отмечать его день рождения в Международный женский день.

С детства Миронов часто бывал в театре. Родители брали его на свои выступления и оставляли за кулисами. В 1946 году будущий артист впервые вышел на сцену. Мария Миронова вспоминала: «В середине номера раздается дружный смех, которого мы в тот момент совершенно не ждали. <...> Поворачиваю голову и вижу стоящего посередине сцены Андрюшу с открытым ртом. Он так увлекся творчеством родителей, что захотел разглядеть их поближе и вышел на сцену».

В гости к Менакеру и Мироновой часто приходили актеры и режиссеры. Андрей Миронов пародировал их. Актер Зиновий Гердт писал: «Мальчик Андрюша, совершенно не стесняясь… изобразил всех гостей. Всех и меня самого. Было страшно похоже. <...> И я понял — это будет актер».

В 1948 году Миронов поступил в 170-ю мужскую школу Москвы (сейчас — школа №1278). Там кроме него учились Василий Ливанов, Эдвард Радзинский и Марк Розовский.

До третьего класса будущий артист носил фамилию отца — Менакер. Однако в конце 1940-х в СССР началась «борьба с космополитизмом» — политическая кампания против евреев. Александру Менакеру пришлось уйти из Театра эстрады и миниатюр. В 1950 году он решил дать сыну фамилию матери, чтобы у того в будущем не было проблем с работой. Так Андрей Менакер стал Мироновым.

В 1952 году 11-летний Миронов попытался впервые сняться в кино. Его отобрали для роли в массовке в фильме Александра Птушко «Садко». Андрей Миронов должен был играть нищего. Костюмеры выдали ему для роли потрепанный грязный костюм, и Миронов решил надеть его на свою рубашку. Из-за этого актер испортил несколько дублей: его одежда была видна из-под лохмотьев нищего. И Птушко выгнал Миронова со съемочной площадки.

С седьмого класса Миронов участвовал в школьных постановках. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. Миронов вспоминал: «Я… таил от родителей свою пагубную страсть к театру: боялся их приговора, произнесенного с недосягаемой для меня профессиональной высоты. Мне надо было доказать им, себе, всему свету, что я что-то могу. Но сколько себя помню, мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им».

В 1958 году Андрей Миронов закончил школу. Мать хотела, чтобы он поступил в МГИМО и стал дипломатом. Но будущий актер подал документы в Театральное училище имени Щукина — тайком от родителей, когда они уехали на гастроли.

На вступительных испытаниях Миронов так переволновался, что из носа у него пошла кровь. Ему пришлось несколько раз заново читать басню. Но в итоге все экзамены Миронов сдал на отлично. Его зачислили на первый курс в мастерскую актера и режиссера Иосифа Рапопорта.

Миронов старался учиться только на отлично. Если ему ставили четыре балла, будущий актер настаивал на пересдаче. Однокурсник артиста Михаил Воронцов писал: «На экзамене произошла извечная несправедливость: Андрюша, честно учивший, почему-то получил четверку. <...> Ах, как он переживал, мой милый Андрюша, ну просто не находил себе места. <...> На следующий день он поехал к педагогу по этому предмету и поздно вечером позвонил мне и почти прокричал: «Старик, я пересдал на пять».

Студентам Щукинского училища запрещали сниматься в кино во время учебы. Из-за этого в 1956 году оттуда исключили актрису Татьяну Самойлову. Однако на последних курсах Миронов начал ходить на кинопробы. В 1961 году он исполнил небольшую роль в драме Юлия Райзмана «А если это любовь?». Миронов вспоминал: «Хотя роль у меня… была очень маленькая, Юлий Яковлевич сразу же попросил меня придумать моему герою биографию. Я окунулся в прекрасную и очень серьезную атмосферу съемок, которая всегда сопутствует работе этого замечательного режиссера». Отчислять актера не стали — за него заступились педагоги.

В 1962 году Андрей Миронов с отличием окончил театральное училище. Он мечтал играть в Театре имени Вахтангова, но туда актера не пригласили. Режиссер Валентин Плучек позвал его в Театр сатиры. Вскоре Миронов получил небольшую роль в спектакле «24 часа в сутки». Затем в 1963-м он сыграл Присыпкина в постановке пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Этой его роли была посвящена целая статья в журнале «Театральная Москва». В ней говорилось: «Присыпкин в исполнении Миронова… сыгран по Маяковскому — яркими сатирическими красками, со множеством неожиданных гротескных граней. <...> Впереди у Андрея Миронова новые роли, новые встречи со зрителями, и хочется думать — новые творческие победы».
Еще через год Миронов сыграл финансиста Тушканчика в водевиле «Женский монастырь». После успешной премьеры актеру стали давать главные роли — Дон Жуана в постановке «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Хлестакова в «Ревизоре», Чацкого в «Горе от ума».

В 1969 году Миронов исполнил роль Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Кроме него в этой постановке играли Валентин Гафт, Вера Васильева и Нина Корниенко. Спектакль стал очень популярен у зрителей. Актриса Татьяна Егорова писала: «На фоне серой… жизни советского народа на сцене Театра сатиры вызывающе благоухали… розы. <...> Два актера — Миронов и Гафт, облаченные в великолепные костюмы, блестяще разыгрывали на сцене вечную тему — Власть и Художник, Талант и Бездарность». Через восемь месяцев после премьеры из-за конфликта с Плучеком Гафт перестал играть в постановке. Вместо него роль графа Альмавива исполнял Александр Ширвиндт. В таком составе «Женитьба Фигаро» шла на сцене Театра сатиры около 20 лет. Спектакль записали и для телевидения.

В 1973 году Андрей Миронов попробовал себя в роли театрального режиссера. Вместе с Александром Ширвиндтом он поставил пьесу Аркадия Арканова и Григория Горина «Маленькие комедии большого дома». В следующие несколько лет он работал над спектаклями «Феномены», «Бешеные деньги», «Прощай, конферансье» и другими.

В начале 1960-х Андрей Миронов снялся в фильмах «Мой младший брат», «Три плюс два», «Год как жизнь». В 1965 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил его в свою картину «Берегись автомобиля». Актер сыграл продавца комиссионного магазина Диму Семицветова. В том же году он снялся в ленте «Сказки русского леса».

Известность Андрею Миронову принесла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В ней артист сыграл контрабандиста Гешу Козодоева. В картине он исполнил песню «Остров невезения». Изначально Гайдай не хотел включать ее в фильм — не хватало хронометража. Но Юрий Никулин уговорил его добавить эпизод с песней в итоговую версию картины.

Миронов вносит в кинокомедию особый, театральный привкус актерской импровизации. Даже если вы опытный зритель и понимаете, что каждый эпизод снимался несколько раз, что были «дубли», более или менее удачные… все равно вас не покидает ощущение только что, сию минуту найденной актером позы, внезапного «сбоя» уверенной походки, вдруг озадаченного моргания глаз, вдруг плаксивого выражения лица, вдруг угаданной смены интонаций. <...> Весь «фокус» Миронова состоит именно в том, что идеальная чистота линий и безукоризненное благородство внешней формы… сохраняют у него свежесть сиюминутной находки, внезапность актерской шалости, непринужденность озарения, простоту и легкость случайной догадки.
Критик Константин Рудницкий. Из статьи «Форма и суть»

Премьера «Бриллиантовой руки» состоялась в апреле 1969 года. Картина стала лидером кинопроката за 1969 год и вошла в пятерку самых популярных советских фильмов. Ее посмотрело более 76 млн зрителей. А песни из ленты фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила на отдельной грампластинке.

В 1970-х Миронов снялся более чем в 20 фильмах. В 1971 году он сыграл бывшего учителя фехтования по прозвищу Маркиз в картине Владимира Бычкова «Достояние республики». В этой роли артист исполнил «Песенку о шпаге» .

В том же году Миронов вновь сыграл в фильме у Эльдара Рязанова — в комедии «Старики-разбойники». В 1973 году режиссер пригласил артиста на главную роль в картине «Невероятные приключения итальянцев в России», на роль капитана милиции Андрея Васильева. Актер сам исполнял сложные трюки — прыгал с разведенного моста, спускался с шестого этажа по ковровой дорожке. Он снимался без дублеров и в эпизодах со львом. Эльдар Рязанов вспоминал: «Андрей поразил меня своей храбростью и отчаянностью. <...> В фильме на лице Андрея отражается вся внутренняя борьба, которая происходила в нем в тот момент. <...> Сцена снята без всяких поддавков, в ней нет никакого обмана».

Рязанов позвал Андрея Миронова в свой следующий фильм — «Ирония судьбы, или С легким паром!». Он предложил артисту сыграть Ипполита, жениха главной героини. Однако Миронов захотел исполнить главную роль — хирурга Жени Лукашина. После проб Рязанов отказал актеру: Миронов выглядел неправдоподобно, когда от лица персонажа жаловался на личную жизнь. Играть Ипполита артист отказался сам.

В 1976 году Миронов снялся в экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Режиссер Марк Захаров предложил актеру роль авантюриста Остапа Бендера. Сыграть этого персонажа артист хотел уже давно: в 1971 году он ходил на пробы к Леониду Гайдаю, который снимал экранизацию того же произведения. Однако тогда режиссер утвердил на роль Бендера Арчила Гомиашвили.

В отличие от фильма Гайдая, «12 стульев» Захарова снимали в основном в павильонах. Действие намеренно сделали театрализованным — отказались от масштабных сцен с погонями и сложных спецэффектов. В ленту добавили больше музыки и песен. Их написали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. Изначально песен было пять, но последнюю из фильма убрали по решению Марка Захарова. В картину вошли композиции «Белеет мой парус…» («Песня Бендера»), «Рио-де-Жанейро», «Танго Остапа» («Странствуя по свету, словно птица…») и «Билет на пароход» в исполнении Андрея Миронова. Некоторые песни пришлось перезаписывать. Артист профессионально не занимался вокалом, поэтому боялся брать высокие ноты. Геннадий Гладков писал: «С одной стороны, он страстно любил музыку и жаждал проявлять себя в музыке и пении. С другой — понимал свои ограниченные возможности. <...> Обычно он долго и мучительно готовился к записи. <...> Он страшно боялся остаться один на один с той фонограммой, которая звучала в наушниках».

Захаров пригласил Миронова в свой следующий фильм — трагикомедию «Обыкновенное чудо» по одноименной пьесе Евгения Шварца. В ней актер сыграл министра-администратора. В картине он вновь исполнил несколько музыкальных композиций — в том числе «Песню о бабочке» и «Финальную песню» («Давайте негромко, давайте вполголоса…»).

Первой супругой Андрея Миронова стала актриса Екатерина Градова. Они познакомились в 1971 году. Миронов пришел на дипломный спектакль Градовой «Женитьба Фигаро», где актриса играла графиню Розину. В то время по просьбе Плучека Миронов и другие актеры Театра сатиры посещали студенческие постановки и искали новых артистов.

В том же году Миронов и Градова поженились. В 1973 году у них родилась дочь Мария, которая впоследствии тоже стала актрисой. Екатерина Градова вспоминала: «Наш брак был заключен по большой любви. <...> Андрей… был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом». В 1976 году Градова и Миронов расстались, но продолжали общаться.

Во второй раз Миронов женился на артистке Театра Советской армии Ларисе Голубкиной. Они познакомились еще в 1963 году, в гостях у актрисы Натальи Фатеевой. Миронов несколько раз делал Голубкиной предложение, но она отказывала. Голубкина вспоминала: «Андрей дарил мне корзины цветов еще в институте. Он мне делал предложение четыре раза на протяжении десяти лет. А я говорила: «Нет!» Потому что не хотела замуж».

В 1976 году Андрей Миронов и Лариса Голубкина поженились. Миронов удочерил ее дочь. В 1979 году Миронов вместе с женой снялся в картине «Трое в лодке, не считая собаки».

В 1980-х Миронову давали в основном комедийные роли. В это время он сыграл в фильмах «Будьте моим мужем», «Назначение». В одном из интервью Миронов говорил: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино — пока очень однопланово». Актер пробовался на несколько ролей в драмах Андрея Тарковского и Никиты Михалкова, но его не взяли.

Миронов снимался и на телевидении. Он участвовал в программах «Голубой огонек», «Кинопанорама», «Вокруг смеха». Эльдар Рязанов писал о нем: «Если откинуть его театральные и кинематографические роли, а взять только телевизионные выступления, где он представал без грима, то зритель мог составить об Андрее как человеке превратное суждение. На телевизионном экране элегантно двигался… актер, сознающий свою неотразимость. <...> А в жизни Андрей был… застенчив, неуверен в себе, недоволен собой, невероятно деликатен, раним и очень добр». Также актер ездил с гастролями по СССР и давал концерты. На них артист исполнял песни из фильмов «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Соломенная шляпка».

В 1980-х Андрей Миронов тяжело болел. Из-за переутомления он несколько раз попадал в больницу. В 1984 году актер снялся в картине Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», где сыграл писателя Ханина. Эта роль стала одной из немногих драматических в фильмографии артиста. Киновед Анна Вислова писала: «Миронов очень органично вошел в этот фильм. <...> Это была его победа, одержанная в поединке с самим собой, с собственным образом в кино и со зрителями, приверженными застывшим стереотипам восприятия. Роль писателя Ханина… оказалась едва ли не лучшей его ролью в кино».

Последней ролью Миронова в кино стал миссионер Джонни Фест в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Режиссер несколько месяцев уговаривала актера сыграть в этом фильме. Она не хотела, чтобы главную роль в ленте исполнял кто-то, кроме Миронова. Композитор Геннадий Гладков, который написал музыку для «Человека с бульвара Капуцинов», вспоминал: «Андрей тогда был грустным, уставшим, часто нервничал, был недоволен съемками. <...> Переживал и мучался из-за роли с заранее запрограммированным концом. Поэтому и сыграл свою роль в этом фильме серьезно и с большой душевной болью». Картина заняла второе место в прокате за 1987 год — ее посмотрело почти 40 миллионов зрителей.

Летом 1987 года Андрей Миронов вместе с труппой Театра сатиры отправился на гастроли в Ригу. 14 августа, прямо во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», актер потерял сознание. Через два дня, 16 августа 1987 года, он умер. Похоронили Андрея Миронова на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмы

Спектакли