Иван Васильевич меняет профессию
Художественные фильмы

Иван Васильевич меняет профессию

Год выхода:
1973
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
92 мин.
В ролях:
Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев, Савелий Крамаров, Наталья Селезнёва, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Кустинская
Режиссёр:
Леонид Гайдай
Производитель:
Мосфильм

После двух успешных фильмов Леонид Гайдай вновь приглашает на одну из главных ролей Александра Демьяненко. Артисту уже идет 36-й год, его персонаж также взрослеет. Теперь он не Шурик, а Александр Тимофеев, инженер-изобретатель, сделавший во время отпуска у себя дома машину времени. Мы видим, что Шурик женился, обзавелся квартирой, но, к счастью, сохранил свое остроумие и быструю реакцию. И еще ему снятся сны…

Александру Тимофееву в этот раз (а может быть, и исторический фильм по телевизору что-то подсказал) пригрезился странный цветной сон. Будто ловил он черную кошку по квартире и устроил короткое замыкание во всем многоквартирном доме. Затем увидел Александр, как он решил рискнуть и увеличить напряжение в своей машине времени и как та стала проявлять чудеса. После взрыва не только «растворилась» стена в соседнюю квартиру Шпака, но и открылся коридор в XVI век — прямо в палаты Ивана Грозного.

В это же время в квартиру Шпака незаконно проник домушник Жора Милославский (Леонид Куравлев), к Шурику с претензиями от имени жильцов ворвался управдом Бунша (Юрий Яковлев). И так случилось, что в общей кутерьме Милославский и Бунша отправились в прошлое, а грозный царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) оказался в современной Москве. Суеты добавил еще и уход любимой жены Зины (Наталья Селезнева) к кинорежиссеру Якину (Михаил Пуговкин).

«Иван Васильевич…» — бенефис звезды Театра имени Вахтангова Юрия Яковлева. Скороговорка, недалекость и пугливость Бунши контрастирует с широкими, величавыми жестами и реакциями Ивана Грозного. По-разному оба персонажа осваивают новые для себя предметы быта, окружения. И получается парадокс: радетель об общественном благе Бунша совсем не умеет владеть новой ситуацией, кроме как на банкете разгуляться, а вор-рецидивист Жора готов отстаивать базовые государственные ценности. Артистичная натура Милославского позволяет ему быстро приспособиться к новым обстоятельствам…

А урок Ивана Грозного режиссеру Якину, как надо обращаться с женщинами, радует уже не одно поколение зрительниц.

Добавили яркости фильму и зажигательные мелодии Александра Зацепина.

Особенности:

— Жанр в титрах — «не научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический».

— Песню «Поговори хоть ты со мной…», которая впоследствии называлась «Вариация на цыганские темы», Владимир Высоцкий записал специально для фильма.

— Песню «Разговор о счастье» поет Валерий Золотухин.

— По посещаемости картина занимает 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

— В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».

Авторы о фильме:

Яков Костюковский: «Мы с Гайдаем выработали свой принцип работы на зрителя — «А что скажет бабушка в Йошкар-Оле?». Эта бабушка была для нас главным критиком. Ни Госкино, ни ЦК, ни КГБ, а некая гипотетическая бабушка. Как ей понравится тот или иной эпизод? Поймет ли она его? Ведь для Гайдая награды и звания не имели принципиального значения — главной была реакция зрителя».

Контекст:

— В первой половине 1970-х вышли три экранизации Михаила Булгакова. В 1970-м — «Бег», режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов (по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия», «Черное море»); «Иван Васильевич» в 1973-м; трехсерийный художественный телевизионный фильм по одноименной пьесе «Дни Турбиных» в 1976-м.

Крылатые фразы:

Царь Иван Васильевич Грозный: «Ах, боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна…», «Ты почто боярыню обидел, смерд?», «Замуровали демоны!», «Ключница водку делала?», «Да, хоромы-то тесные», «Оставь меня, старушка, я в печали…»

Управдом Иван Васильевич Бунша: «Вы еще ответите за свои антиобщественные опыты, хулиган!», «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», «Здравствуйте, царь, очень приятно. Царь, очень приятно. Царь».

Жорж Милославский: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть», «Царские шмотки! Одевайся — царем будешь», «Попрошу очистить царский кабинет».

Инженер-изобретатель Александр Тимофеев (Шурик): «Если бы вы были моей женой, я бы повесился», «Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите».

Зина Тимофеева: «А вы очень темпераментный человек…»

Дьяк Феофан: «Был у нас толмач немчин. Ему переводить — а он лыка не вяжет. Мы его в кипятке и сварили», «Как же это так, батюшка? Ведь Казань-то наша!»

Ульяна Андреевна Бунша: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат…»

Антон Семенович Шпак: «Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!»

Кинорежиссер Карп Савельевич Якин: «Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?», «…Аз есмь… Житие мое, паки-паки, иже херувимы!..»

Царица Марфа Васильевна: «Всё в делах, всё в делах, великий государь, аки пчела!»

В подборках

Лучшие советские комедии
Неунывающий студент Шурик из комедии Леонида Гайдая, нерешительный Новосельцев из ленты Эльдара Рязанова и находчивый Мимино в фильме Георгия Данелия. Пересматриваем советские комедии с любимыми героями.
Москва в кино
Столичные улицы, попавшие в кадр.
Смотрим советские кинокомедии
Говорят, что смех продлевает жизнь.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин