Нонна Мордюкова

Годы жизни: 25 ноября 1925 - 06 июля 2008
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Нонна Мордюкова сыграла
более 60 ролей в кино. Она снималась в экранизациях классики
, картинах о войне
, драмах и комедиях и неизменно впечатляла зрителей своей искренностью. «Героиня моя — это народ», — говорила актриса.

«Выучиться на Любовь Орлову»

Нонна Мордюкова в молодости. 1950-е годы. Фотография: Борис Фабисович / Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда
Студентки ВГИКа (слева направо): Екатерина Савинова, Клавдия Хабарова и Нонна Мордюкова. Москва, 1945–1950 годы. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Нонна Мордюкова в период учебы во ВГИКе. Москва, 1946 год. Фотография: Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Барнаул
Нонна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в украинском селе Константиновка, а детство ее прошло в селе Глафировка Краснодарского края. Там ее мать — Ирина Мордюкова — работала председателем колхоза. Именно она дала девочке звучное и необычное имя Ноябрина и привила любовь к театру, музыке и искусству. «Я еще была мала, но мой музыкальный слух, унаследованный от предков мамы и от нее самой, наслаждался, когда она пела. Ее волшебный альт, как говорится, сводил всех с ума», — вспоминала будущая актриса.
В раннем детстве Нонна Мордюкова с удовольствием учила украинские народные песни и русские романсы, мечтала об актерской карьере. Но, помимо этого увлечения, у нее, старшей дочери в семье, было много забот — помощь по дому и хозяйству, забота о младших братьях и сестрах. Отца, Виктора Мордюкова, дети видели редко: он был военным и подолгу отсутствовал.
Ответственность и обязательность в характере будущей актрисы сочетались с независимостью и обостренным чувством справедливости. Она легко вступала в споры, дерзила учителям и не боялась высказывать свое мнение.
В школе Мордюковой не нравилось, но она понимала: без аттестата о среднем образовании исполнить мечту и выучиться на актрису не получится. К тому же ей настоятельно советовал закончить школу знаменитый тогда актер Николай Мордвинов
. Мордюкова впервые увидела его в фильме «Богдан Хмельницкий» и так впечатлилась, что написала актеру письмо. В нем будущая актриса спрашивала, что нужно сделать, чтобы «выучиться на Любовь Орлову
»
. Мордвинов посоветовал ей получить аттестат, приехать в Москву, найти его и поступить в театральный институт.
Уехать в столицу у Мордюковой не вышло: в 1941 году началась война
. И без того нелегкая деревенская жизнь стала еще тяжелее: отец ушел на фронт, а матери с детьми не удалось эвакуироваться. Чтобы их не отправили в Германию, Мордюковы скрывались от немецких солдат. В конце 1943 года домой вернулся Виктор Мордюков, потерявший в боях ногу. Его отношения с женой стали напряженными, и в начале 1944 года семья распалась. Мать забрала детей и уехала в Ейск. Здесь Нонна Мордюкова закончила школу и отсюда же вскоре после окончания войны, в 1945-м, отправилась покорять столицу.
«Но не было у нее [мамы] за душою ничего, чтобы учить меня, — только что кончилась война. И я решила избавить маму от этих мук и не терять учебный год. «Уеду, мамочка, еще и письмо пришлю, порадую тебя». Подгадала момент, когда мама в Старощербиновскую уехала на рабочем поезде. Братья и сестры с охотой приняли мою игру в сборы и проводы. На чердаке брат нашел самодельный деревянный чемодан с переводными картинками на крышке, завернули на дорогу кукурузных лепешек. В старом чайнике в беспорядке хранились деньги, весь семейный капитал. Взяла шестнадцать рублей, подкрасила немного губы типографской краской»
Из книги Нонны Мордюковой «Казачка»
Нонну Мордюкову приняли во ВГИК
: на вступительных экзаменах она получила одни пятерки, хотя даже не готовилась к творческому конкурсу. Вместо заученных отрывков из художественных произведений она разыграла перед комиссией импровизированные сценки, в которых сплелись реальные истории из кубанского детства и выдуманные подробности. «Такая девушка талантливая, приехала с Кубани, правда еще неотесанная какая-то… Вот она поучится, наберется культуры, образования, из нее может получиться хорошая актриса», — говорили о ней преподаватели.

Фильмы: от «Молодой гвардии» до «Мамы»

Нонна Мордюкова в роли Стеши Ряшкиной и Николай Рыбников в роли Федора Соловейкова в художественном фильме Михаила Швейцера «Чужая родня» (1955)
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948)
Нонна Мордюкова в роли Александры Потаповой в художественном фильме Юрия Егорова «Простая история» (1960)
Когда Нонна Мордюкова перешла на второй курс ВГИКа, режиссер Сергей Герасимов
предложил ей сняться в фильме по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»
. Картина прославила вчерашних студентов ВГИКа — и зрители, и профессиональные критики отметили талант молодых актеров. Восемь человек, в том числе и Нонна Мордюкова, получили Сталинские премии I степени. Позднее актриса вспоминала: «С тех пор прошло много лет. Было много картин, ролей, но «Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь. Конечно, артисты мы были еще «зеленые», профессионализма у нас было маловато, но живая история войны, увиденная собственными глазами, атмосфера Краснодона, куда мы приехали на четыре месяца и где нас приняли со всей душой, — все это создало вокруг нас такую обстановку, которая исключала всякую фальшь».
Закончив ВГИК, Нонна Мордюкова поступила в Театр-студию киноактера
. Следующие несколько лет в кино ее звали мало: статная красавица-казачка стойко ассоциировалась у режиссеров с Ульяной Громовой, в других образах ее не представляли. Режиссеры видели в молодой актрисе трагическую героиню, прочили ей серьезные драматические роли, но сама она хотела играть «простых русских женщин». Наконец, в 1955 году она снялась в картине Михаила Швейцера
«Чужая родня»
. После этого ее карьера пошла вверх.
Мордюкова очень хотела сыграть казачку Аксинью в фильме «Тихий Дон»
, но режиссер Сергей Герасимов ее не пригласил. Впрочем, и без того у актрисы было много ролей, которые запомнились зрителям: купчиха Домна Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова»
, Клавдия Вавилова в «Комиссаре», управдом в «Бриллиантовой руке»
, Доня Трубникова в «Председателе», Мария Коновалова в «Родне»
.
Нонна Мордюкова в роли управдома в художественном фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)
Нонна Мордюкова в роли Марии Коноваловой в художественном фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981)
Нонна Мордюкова в роли московской купчихи-вдовы Домны Белотеловой в художественном фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964)
Мордюкову полюбили за искренность и правдивость. «Вы — надежда всей страны. Простая, как мы, женщины», — писали ей зрители. Сама актриса в мемуарах говорила, что всегда стремилась не сыграть, а прожить судьбу своего персонажа, добавив в нее реальные эмоции и чувства:
Пусть будешь сначала плакать не по поводу сцены, но доведи себя до рева, до драмы, до истинной трагедии, а там уж и научишься на это разгоревшееся место накладывать нужный текст. Нетрудно это состояние переместить в действие, а там уж и вера в то, что делаешь, и реакция публики, и знание материала — все распалит предложенную тебе драматическую ситуацию.
Из книги Нонны Мордюковой «Казачка»
В 1980-х Нонна Мордюкова стала сниматься реже. Образ простой русской женщины стал покидать экраны. Ее последней работой в художественном фильме стала главная роль в картине Дениса Евстигнеева «Мама». Ариф Алиев, автор сценария «Мамы», позднее говорил, что фильм создавали специально для этой актрисы: в центре сюжета вновь оказалась волевая героиня.

Личная жизнь актрисы

Нонна Мордюкова. Москва, 1960-е годы. Фотография: Евгений Халдей / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Нонна Мордюкова в роли Феодосии Угрюмовой и Владимир Тихонов в роли Филиппа Угрюмова в художественном фильме Николая Москаленко «Русское поле» (1971)
Нонна Мордюкова в роли Александры Потаповой и Василий Шукшин в роли Ивана Лыкова в художественном фильме Юрия Егорова «Простая история» (1960)
«Две звезды» — так говорили про союз Мордюковой и ее мужа — актера Вячеслава Тихонова
. Они вместе учились в мастерской Бориса Бибикова во ВГИКе, а затем их обоих заметил Сергей Герасимов и утвердил на роли в «Молодой гвардии». Именно на съемках картины и начались их отношения. В 1950 году у пары родился сын Владимир. Молодые родители в это время жили в студенческом общежитии, где им выделили небольшую комнату.
Вскоре после рождения ребенка Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов поженились. Владимира, единственного сына, Мордюкова полюбила «жгуче и сильно» и не раз писала об этом, а вот об отношениях с мужем вспоминала с печалью: слишком непохожи они были по характерам и привычкам. Мордюкова была шумной и веселой «кубанской девушкой», любила петь и разговаривать, а Тихонов был скромным и молчаливым. «Сухарь сухарем», — написала о нем Мордюкова в мемуарах.
Брак Мордюковой и Тихонова продлился 13 лет — во многом благодаря усилиям матери Мордюковой, которая поддерживала зятя и хотела, чтобы внук рос в полной семье. После Тихонова в жизни Мордюковой было несколько мужчин: она сама признавалась, что была влюбчивой. На съемках картины «Простая история» она увлеклась Василием Шукшиным
, несколько лет прожила в браке с актером и сценаристом Борисом Андроникашвили и около полугода — с актером Владимиром Сошальским. Актриса говорила, что в ее жизни было много романов, но все — «по высокой любви».
Нонна Мордюкова очень любила своего единственного сына, Владимира Тихонова. Она долго не хотела сниматься вместе с ним в фильме Николая Москаленко «Русское поле»: по сюжету героиня Мордюковой, Федосья Угрюмова, хоронила сына, которого играл сын актрисы. В 1990 году Владимир умер. Потеря единственного ребенка стала для Нонны Мордюковой тяжелым ударом, от которого она не могла оправиться до самой смерти. «Сын был единственным мужчиной, которого Нонна любила преданно и верно всю жизнь, несмотря ни на что», — говорила сестра актрисы, Наталья Мордюкова-Катаева.

«Я играю одну роль всю жизнь, а героиня моя — это народ»

Нонна Мордюкова и режиссер Никита Михалков. Фотография: Владимир Богданов / Мультимедиа арт музей, Москва
Слева направо: актер и режиссер Олег Табаков, Нонна Мордюкова и актриса Инна Макарова. Москва, 1969 год. Фотография: Евгений Халдей / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Нонна Мордюкова на экскурсии в Московском Кремле. Москва, 1976 год. Фотография: Юрий Садовников / Мультимедиа арт музей, Москва
В последние годы жизни Нонна Мордюкова почти не снималась в художественных фильмах — только в документальных картинах, посвященных ее карьере в советском кино. Несколько лет актриса жила со своей младшей сестрой, Натальей Мордюковой-Катаевой. Внуки — Василий и Владимир — виделись с Мордюковой редко, она страдала от одиночества, тосковала по сыну.
В 2000 году Нонна Мордюкова снялась в документальном фильме Ренаты Литвиновой
«Нет смерти для меня», посвященном знаменитым советским актрисам. В нем она озвучила кредо всей своей актерской карьеры: «Я играю одну роль всю жизнь, а героиня моя — это народ».
В 1997 году Нонна Мордюкова написала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка!». В одной из последних глав говорилось: «Однако, глядя в синее небо, решительно подумала: надо взяться за себя. Буду ездить отдыхать, бывать на природе. Буду жить и жить… Спасибо зрителям, что не дают мне сиднем сидеть. Зрители — это моя жизнь».
Нонна Мордюкова умерла 6 июля 2008 года. Похоронили актрису, как она и завещала, на Кунцевском кладбище, рядом с сыном.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна