Юрий Васильев
Персона

Юрий Васильев

Годы жизни:
12 октября 1939 — 04 июня 1999
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
,
Театральный режиссер
Содержание

Актер Юрий Васильев служил в Малом театре 38 лет. Но слава к нему пришла благодаря кинематографу. Его главными ролями стали Юрий Алябьев из фильма «Журналист», князь Орловский из «Летучей мыши» и Родион Рачков из киноленты «Москва слезам не верит».

Юрий Васильев родился в Москве в 1939 году. Отец Николай Васильев был инженером-электриком, проектировал схемы электроснабжения троллейбусов и трамваев. Мать будущего актера работала библиотекарем.

По выходным семья выезжала на дачу в Подмосковье. В один из сезонов дом неподалеку арендовал известный актер театра и кино Николай Плотников. Соседи подружились: ходили в гости, а иногда по вечерам рассказывали друг другу курьезные истории из жизни. Юрий Васильев восхищался тем, как это делает Плотников — эмоционально, артистично. Он решил для себя, что тоже станет актером. Родители его стремлений не разделяли: отец настаивал на профессии инженера железнодорожного транспорта. Однако Васильев был непреклонен: в 1957 году он с первого раза сдал вступительные экзамены и стал студентом знаменитого ГИТИСа.

В студенческие годы Юрий Васильев встретил будущую жену — Нелли Корниенко. Это произошло в Геленджике, куда он вместе с двоюродным братом приехал на летние каникулы. Корниенко вспоминала: «Однажды на пляже я увидела, как он выходил из воды. Наши взгляды встретились на несколько секунд. Они и решили нашу дальнейшую судьбу. Сейчас вспоминаю, как меня словно молнией пронзило! Правда, познакомиться сразу мы не решились». Она на тот момент училась на первом курсе Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Познакомиться помогла подруга Нелли: она подсела к ребятам на пляже и попросила научить игре в карты. Васильев и Корниенко встречались три года, а затем решили пожениться.

На последнем курсе института Юрий Васильев получил свою первую работу в кино. После кинопроб его одобрили на главную роль ныряльщика Николоса Стангаса в картине «Ловцы губок». Сценарий фильма был написан по мотивам рассказа «Водолаз» греческого писателя Никоса Каздаглиса. Трагическая история молодого ловца губок, который хотел заработать денег и жениться на возлюбленной, вышла на экраны в 1960 году. Роль красавицы Ленье сыграла Нелли Корниенко. Она вспоминала: «А не мистика ли, что нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме «Ловцы губок» и вдруг мы встретились на съемочной площадке? Не мистика ли, что играли влюбленных и в действительности были влюбленной парой? Время незабываемых, очень красивых съемок, проходивших в Судаке».

Дипломным спектаклем Юрия Васильева стала драма Антона Чехова «Три сестры». Выпускник играл в нем Вершинина — подполковника, который несчастлив в браке и завел роман с одной из сестер. Комиссия оценила постановку на высший балл, и Васильева сразу пригласили на работу в Малый театр. Театровед Борис Любимов говорил: «Юрий Васильев своей природой был предназначен для Малого театра». Работать в Малый пришла и жена актера Нелли Корниенко. В первый же год Васильева задействовали в шести спектаклях. Он играл эпизодические роли: охранника, матроса, молчаливого джентльмена, колхозника. Постепенно Васильеву стали доверять роли второго плана. В 1962 году актер сыграл мистера Дамби в комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермиер». А через несколько месяцев вышел в образе тайного советника Акинфиева в постановке «Порт Артур».

В 1963 году Юрий Васильев сыграл две роли: князя Звездича в спектакле «Маскарад» по Михаилу Лермонтову и Молчалина в «Горе от ума» Александра Грибоедова. Актер много работал и часто подменял заболевших, так как хорошо знал репертуарные пьесы. Он выходил на сцену в постановках «Дачники», «Коллеги» и «Умные вещи». Однако главных ролей в театре у Юрия Васильева не было. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» актер Владимир Сафронов вспоминал: «К нему прилипло клеймо красавца-мужчины. Никому по-настоящему не пришло в голову поглядеть на то, что этот красавец может глубоко и драматично чувствовать какие-то роли».

У Васильева были дружеские отношения со всеми актерами. Артист Виталий Соломин вспоминал: «Вообще я звал его Вася, а он меня — рыжим. Но это не было панибратством, скорее выражение нежности. В театре ко мне редко кто заходит поздравить с премьерой. Один из немногих был Вася. Он всегда был искренен, и я ему верил. Он говорил: «Старичок!» и обнимал. Остальные слова уже были не важны».

В 1967 году Юрия Васильева одобрили на главную роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». В картинах Герасимов предпочитал снимать своих учеников, но, увидев актера на кинопробах, воскликнул: «То, что мне нужно!» Васильеву предстояло сыграть журналиста-международника Алябьева, который приехал в Уральский городок разобраться с жалобой жительницы и влюбился в работницу завода Шуру Окамаеву. Сценарий Герасимов писал специально для своей ученицы Галины Польских — ей досталась ведущая женская роль.

Герасимов говорил: «Эта картина не только, точнее, не столько о самой репортерской профессии (хотя о ней, конечно, тоже), сколько о совестливости человека, об умении разбираться в людях, чувствовать свою ответственность за все, что происходит вокруг, о своем долге перед обществом, перед самим собой». Съемки некоторых эпизодов проходили за границей. Васильев впервые побывал в США, Франции и ГДР. Артист Валерий Баринов вспоминал: «Вдруг Юра становится такой фигурой, на которую свалилось счастье — он едет сниматься в Париж, Нью-Йорк, и вообще будет ездить по Европе. Тогда это было крайне строго». Картину Герасимова посмотрело почти 28 миллионов зрителей. Фильм получил «Большой приз» Московского международного кинофестиваля и был назван «Лучшей картиной года» по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

После выхода фильма на экраны Юрий Васильев стал популярным. Его узнавали на улицах, писали письма, караулили у Малого театра. За гонорар Васильев первым из труппы Малого театра купил автомобиль «Жигули» и часто подвозил до дома коллег. Актеру несколько раз предлагали роли в других фильмах, но, прочитав сценарий, он отказывался. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» артист Борис Клюев вспоминал: «Я ему говорил: «Юра, надо работать. Какое это имеет значение?» Он мне отвечал: «Я не могу опуститься ниже уровня «Журналиста».

В 1978 году Юрий Васильев вновь снялся в кино. После проб его одобрили на эпизодическую роль в картине «Красавец-мужчина» по одноименной пьесе Александра Островского. Актер работал на одной площадке с известными артистами: Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Ниной Ургант, Лией Ахеджаковой и Александром Абдуловым. После выхода фильма на экраны Юрия Васильева стали чаще приглашать на съемки. В 1979 году режиссер Ян Фрид предложил ему роль князя Орловского — хозяина бала в оперетте «Летучая мышь».

Во время работы над «Летучей мышью» Васильева позвали сняться в новом фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ему предложили роль Родиона Рачкова, телеоператора с Останкино и первого возлюбленного Кати Тихомировой. Режиссер видел в этом образе других актеров: Олега Видова, Евгения Жарикова или Льва Прыгунова, но все они отказались. Никто не хотел играть героя, который бросил женщину с ребенком. О работе Васильева над ролью в Малом театре никто не знал. Режиссер Владимир Бейлис вспоминал: «Ну не было в нем звездности, не было в нем такого, что он с высоко поднятой головой ходил по театру, всем своим видом показывая, что снялся в фильме, который получил «Оскар».

Работы в театре было немного, и Юрий Васильев соглашался на любую съемку в кино. В 1980 году его одобрили на роль главного инженера Серафима Мячкина в ленте «Коней на переправе не меняют». Через три года актера задействовали в фильме «Мы из джаза», а в 1986 году Васильев сыграл женатого любовника в картине «Валентин и Валентина».

Параллельно со съемками в кино Юрий Васильев играл в спектаклях Малого театра. В основном второстепенных персонажей: Люлюкова в «Ревизоре», Олега Морозова в «Твой дядя Миша», Гримма в пьесе Шиллера «Разбойники». Аншлаги собирала постановка «Бешеные деньги» по Александру Островскому. Васильев исполнил роль Глумова — молодого человека, который не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние.

В 1990 году Васильев сыграл Афанасия Вяземского — главу опричников в постановке «Князь Серебряный» по одноименному историческому роману Алексея Толстого. В следующем году актер исполнил роль Чарльза в постановке режиссера Бориса Морозова «Убийство Гонзаго». В основу либретто лег эпизод из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира: одноименный спектакль показывали бродячие артисты. Режиссер превратил часть пьесы в самостоятельную постановку. Чтобы лучше вжиться в роль, Юрий Васильев прочитал несколько книг об истории английского театра и сам переводил фрагменты драмы.

Следующей премьерой стал спектакль «Пир победителей» по пьесе Александра Солженицына в 1995 году. Васильев вышел на сцену в образе полковника Бербенчука. Театровед Борис Любимов вспоминал: «Роль — не центральная, а становилась [благодаря таланту] одной из центральной. И я вдруг почувствовал, что какая-то его ипостась, может быть, комедийная в полной мере не была реализована». Актеры дважды встречались с писателем и обсуждали своих героев. 21 января 1995 года, за четыре дня до премьеры, спектакль показали литератору. Солженицын написал в дневнике: «Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни — я увидел «Пир победителей» на сцене».

В 1997 году Юрий Васильев дебютировал как режиссер. Вместе со своим другом Юрием Соломиным он поставил «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру, а чуть позже — «Лес» по Александру Островскому. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» Соломин вспоминал: «Буквально последние два-три года перед своим уходом он ко мне подошел и сказал: «Я вот хочу себя попробовать в педагогической деятельности, в режиссуре. Можно я тебе буду помогать?» И как режиссер он очень полюбился актерам».

Весной 1999 года режиссер Манос Захариас пригласил актера вместе с женой в Грецию. Там проходил фестиваль кино и показывали картину «Ловцы губок». Нелли Корниенко вспоминала: «Это был подарок с небес. Все было необычайно красиво, торжественно. Нас встречали с охапками белых роз. Эти таверны, где мы слушали музыку и где Юра танцевал сиртаки — прямо как в фильме 40 лет назад».

В январе 1999 года Юрию Васильеву присвоили звание народного артиста России. Но уже через несколько месяцев, 4 июня 1999 года, актер скончался. Ему было 59 лет.

Юрий Васильев на Московском международном кинофестивале. 1967. Москва. Фотография: kino-teatr.ru

1. Актер Малого театра мечтал сыграть роль Гаева в пьесе «Вишневый сад». Жена Нелли Корниенко вспоминала: «К этой роли его даже близко не подпускали. Юра очень переживал. Он был скрытен, говорить на подобные темы не любил. Но я знала. Видела переписанную от руки роль в его тетрадке».

2. Юрий Васильев не только срежиссировал спектакль «Коварство и любовь», но и сыграл там маленькую роль — актер загримировался под чернокожего слугу. Никто из зрителей не узнал режиссера на сцене.

3. Юрий Васильев сам построил дачный дом в Переславле-Залесском. Он возводил стены, собирал полы и делал кухонную мебель. Также он выращивал овощи, ухаживал за яблоневым садом.

4. Когда Юрий Васильев собирался на гастроли, то первым делом укладывал в сумку ракетки и мячики: актер очень любил играть в теннис.

Фильмы

Спектакли

Лекции

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.