21 июня 1971 года на советские экраны вышла комедия Леонида Гайдая «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Сценарий для фильма написал драматург Владлен Бахнов, он же готовил текст и для других комедий Гайдая: «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Спортлото 82», «Инкогнито из Петербурга».
В основе сюжета лежит история о том, как Остап Бендер, Ипполит Воробьянинов и нечистый на руку священник ищут спрятанные бриллианты. Стулья для фильма Гайдая — точные копии старинных стульев работы Генриха Гамбса — заказывать пришлось за границей. Советские краснодеревщики не брались за такую тонкую работу. Во время съемок почти все стулья были сломаны, а два уцелевших до сих пор хранятся в кабинете Гайдая в его квартире.
Пробы на роль Остапа проходили Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Фрунзик Мкртчян. Но для эксцентрической комедии Гайдая больше подошел образ Арчила Гомиашвили. Кавказский акцент актера спрятали: в фильме Великий комбинатор говорит голосом Юрия Саранцева. На роль Кисы Воробьянинова претендовали Анатолий Папанов и Ростислав Плятт, однако персонажа сыграл Сергей Филлипов. Фильм снимали в приволжском городе Рыбинске. В картине появилось волжское село Работки, а во время «кавказских» сцен — город Батуми.
В год проката критики встретили картину холодно, да и зрители на премьеру не спешили: за прокатный год картину посмотрели лишь 40 миллионов человек. Это притом что предыдущую работу Гайдая, фильм «Бриллиантовая рука», увидело около 77 миллионов зрителей.
Со временем отношение критиков к картине поменялось: в 1972 году фильм «12 стульев» вошел в программу Фестиваля советского кино в Сорренто и получил специальный приз «Серебряная сирена». А на VI Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси Гайдаю вручили диплом и премию «За вклад в разработку жанра комедии».