Марина Неёлова
Персона

Марина Неёлова

Родилась:
08 января 1947 (73 года)
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Актер театра
Содержание

С детства Марина Неёлова мечтала стать актрисой и занималась в драмкружке. Уже на третьем курсе театрального института она впервые снялась в кино. А вскоре критики стали называть ее «молодой Фаиной Раневской» за умение легко вживаться в роль, правдоподобно играть комических персонажей. Известна Неёлова и как актриса театра «Современник», где она играет до сих пор.

Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители Мстислав Неелов и Людмила Казанцева познакомились во время Великой Отечественной войны. В 1945 году они переехали в Ленинград, где отец будущей актрисы стал работать инженером. Мать была домохозяйкой.

В 1970-х Марина Неёлова изменила свою фамилию. Она заменила букву Е на Ё во втором слоге. Артистка сделала это, чтобы фамилия звучала благозвучно и не ассоциировалась с деревней Неé‎лово в Псковской области, откуда приехал ее отец.

С детства Неёлова интересовалась театром. Вместе с матерью она часто ходила на концерты и спектакли. После того как будущая актриса побывала на балете «Щелкунчик» в Кировском (сейчас — Мариинском) театре, она решила стать балериной и несколько лет посещала хореографическую студию. Однако из-за слабого здоровья ей пришлось бросить танцы.

Тогда Неёлова стала заниматься в студии художественного слова, выступать на конкурсах чтецов. Вскоре она решила стать актрисой: «Я ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене, рампе, занавесе, мысленно улетала куда-то далеко… Но вдруг меня вызывали к доске, и я долго не могла понять, о чем идет речь… Не представляла в то время себе, что настанет момент, когда я смогу заниматься только тем, что люблю больше всего».

Когда Марина Неёлова окончила школу, она подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств) на актерское отделение. Однако экзамены Неёлова почти провалила. Комиссия решила, что для выступления она выбрала неподходящие отрывки. Однако в институт ее все же зачислили — в мастерскую Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. Первый семестр она числилась не студенткой, а кандидатом. У Неёловой не было индивидуальных занятий с мастерами. Кроме того, она должна была сдать экзамен по актерскому мастерству на первой сессии только на пятерку. Иначе бы будущую артистку исключили. Неёлова получила на экзамене оценку «отлично». Со второго семестра она стала студенткой.

На третьем курсе Марина Неёлова впервые снялась в кино. По приглашению режиссера Надежды Кошеверовой актриса сыграла в картине «Старая, старая сказка». Она исполнила в фильме две роли — принцессы и дочери трактирщика. Кроме Неёловой в ленте играли Олег Даль, Владимир Этуш и Георгий Вицин.

Студентам театральных вузов запрещалось сниматься в кино до выпуска. Из-за роли в «Старой, старой сказке» Неёлову даже хотели исключить. Однако за актрису заступился Василий Меркурьев. В 1969 году она окончила актерский факультет.

В 1971 году Неёлова снялась в фильме «Тень» по одноименной комедии-сказке драматурга Евгения Шварца. Она исполнила одну из главных ролей — дочь хозяина гостиницы Аннунциату. Партнером актрисы вновь стал Олег Даль.

После премьеры «Теней» Неёлову стали чаще приглашать в кино. В 1970-х она снялась более чем в десяти фильмах. В картине «Монолог» режиссера Ильи Авербаха она исполнила роль внучки академика Нину Сретенскую. Кинокритик Андрей Плахов писал: «Марина Неёлова в этой роли воплотила своеобразный синтез… энергии и бездействия… жажды нового и почитания традиций. В этой заплаканной… девчонке было что-то пронзительно узнаваемое, свойственное большинству героинь актрисы начала семидесятых годов. Сквозь инфантильность и экзальтацию «гадкого утенка» прорывалась покоряющая сила вечной женственности». Позднее актриса называла эту кинороль своей самой любимой.

Известной Неёлова стала благодаря картине «С тобой и без тебя» режиссера Родиона Нахапетова. Актриса сыграла крестьянку Степаниду Базырину. К этой роли она долго готовилась. По рекомендации Нахапетова Марина Неёлова каждый день занималась физическими упражнениями. Артистка научилась доить коров, сеять и косить лен. К концу съемок она делала это так хорошо, что ее даже позвали на работу в колхоз.

За эту роль Неёлова получила свой первый приз. Зрительское жюри на Международном кинофестивале в Брюсселе в 1973 году наградило ее премией «Золотая фемина».

В своих следующих фильмах Марина Неёлова часто играла обычных советских женщин — продавщиц, преподавателей, медсестер. За «воплощение образов современников в кино» в 1976 году актрисе вручили премию Ленинского комсомола.

В 1979 году Неёлова снялась в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон». Артистка исполнила одну из главных ролей: она сыграла машинистку Аллу Ермакову. Во время съемок Неёлова поссорилась с Данелией. Актриса хотела немного изменить образ своей героини — показать больше ее переживаний. Неёлова даже предложила добавить новые сцены с Аллой Ермаковой. Однако режиссер не соглашался. Несколько недель после ссоры Данелия и Неёлова даже не разговаривали. Помирил их сценарист фильма Александр Володин.

«Осенний марафон» посмотрело более 20 миллионов зрителей. Картина получила призы кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Венеции, Берлине. Съемочной группе вручили и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1980-х Неёлова стала реже сниматься в кино. Актриса играла в фильмах «Чужая жена и муж под кроватью», «Дамы приглашают кавалеров» и сериале «Следствие ведут знатоки». Позднее она вспоминала: «В последнее время боюсь сниматься в кино. Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть».

Почти все одногруппники Неёловой по распределению попали в Волгоградский театр юного зрителя. Ехать туда артистка отказалась. Однако она и не пошла на просмотры в ленинградские театральные труппы. Неёлова мечтала стать актрисой Большого драматического театра.

Я пошла в кино, чтобы через него оказаться в театре. В театре я показываться не могла потому, что, во-первых, страшно боялась, а во-вторых, ни в какой театр, кроме БДТ, живя в Ленинграде, естественно, я не хотела, а в БДТ... Показываться и не быть принятой было равносильно потере уверенности в себе на много лет. Человек, проигрывая, очень теряет в своих запасах. После окончания учебы я так построила свою жизнь в фантазиях: надо будет сняться в каком-то фильме, где я замечательно сыграю и где меня кто-нибудь увидит и пригласит к себе в театр.
Марина Неёлова (цитируется по книге писателя Федора Раззакова «Наши любимые актрисы»)

В 1971 году Неёлова переехала в Москву и устроилась в Театр имени Моссовета. Артистка вспоминала о своей первой встрече с его художественным руководителем Юрием Завадским: «На пятую или шестую репетицию пришел Юрий Завадский. <...> Он, оказывается, был не в курсе, что пришел меня смотреть. Его просто попросили прийти на очередную репетицию и сделать замечания. Юрий Александрович удивленно смотрел на меня, пытаясь понять, кто я такая и что вообще происходит. А я играла и думала: только бы мне до конца дойти, показать, на что я способна».

В Театре имени Моссовета Неёлова исполняла главную роль в спектакле «Турбаза» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. За мастерство и способность хорошо играть комедийных героев актрису называли «молодой Фаиной Раневской».

В 1974 году Валерий Фокин и Константин Райкин пригласили Марину Неёлову в театр «Современник». Они искали новую исполнительницу на главную роль в постановке «Валентин и Валентина». Ирина Акулова, которая играла в спектакле ранее, ушла в декрет.

Неёлова не сразу согласилась на предложение Райкина и Фокина, однако они смогли уговорить актрису. После премьеры «Валентина и Валентины» ей стали предлагать новые роли в спектаклях «Современника». При этом Неёлова продолжала играть и в постановках Театра имени Моссовета. Она так уставала, что однажды уснула прямо на репетиции нового спектакля «Современника» — «Из записок Лопатина». Разбудила артистку режиссер Галина Волчек, которая посоветовала Неёловой выбрать один театр. С того момента актриса играла только в «Современнике».

Неёлова сыграла в театре более чем в тридцати спектаклях. В основном она исполняла главные роли. Актриса играла Любовь Раневскую в «Вишневом саде», Виолу в «Двенадцатой ночи» и даже Акакия Башмачкина в «Шинели». О своей работе в «Современнике» Неёлова писала: «Меня… в свое время пугали театром «Современник», говорили, что не приживусь в среде давних единомышленников — актеров, которые вряд ли поддержат кого-то, пришедшего так уж явно «со стороны». Но за все годы моей работы в «Современнике» я не встретила отчужденного отношения к себе, впрочем, как и к другим актерам».

В 1970 году Марина Неёлова вышла замуж в первый раз. Ее супругом стал режиссер и актер Анатолий Васильев. Они познакомились, когда Васильев искал исполнительницу главной роли в своем дебютном фильме «Цвет белого снега». На пробах он почти сразу выбрал Неёлову, но художественный совет творческого объединения «Экран» долго отказывался утверждать артистку: «Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, который бросился яростно ее защищать: …Это же — Анни Жирардо!» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме». Вскоре после окончания съемок Неёлова и Васильев поженились. Вместе они прожили восемь лет и расстались в 1978 году.

В 1987 году у Марины Неёловой родилась дочь Ника. Она закончила Школу изобразительного искусства Слейд в Великобритании и стала скульптором.

Вторым мужем Марины Неёловой стал дипломат Кирилл Геворгян. С ним актриса познакомилась в конце 1980-х.

В 1990-х Марина Неёлова почти не снималась в кино. Среди ее работ этих лет — «Тюремный романс» и «Ты у меня одна».

В 1991 году Неёлова снялась в новой экранизации пьесы Евгения Шварца «Тень» — фильме Михаила Козакова «Тень, или Может быть, всё обойдётся». В этот раз она играла не Аннунциату, а певицу Юлию Джули. Все музыкальные композиции за актрису исполняла Лариса Долина.

Неёлова продолжила играть в «Современнике». За роль в спектакле «Крутой маршрут» артистку наградили Государственной премией РСФСР в области театрального искусства.

В середине 1990-х Неёлова уехала во Францию, куда ее мужа Кирилла Геворгяна отправили по службе. Несколько лет артистка не играла в театре и не снималась в кино. Лишь в 1996 году Неёлова вернулась в Россию, чтобы выступить на сцене «Современника». А еще через год с труппой театра артистка побывала на гастролях в США. В газете The New York Times о ее игре писали: «Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Неёловой».

После гастролей Марина Неёлова вернулась в Москву и вновь стала сниматься в кино. В конце 1990-х вышли фильмы «Сибирский цирюльник» и «Ревизор» с ее участием.

В начале 2000-х Неёлова вместе с мужем вновь уехала из России. Она жила в Нидерландах, однако часто прилетала в Москву играть в спектаклях. В «Современнике» специально составляли удобное для актрисы расписание. Художественный руководитель театра Галина Волчек говорила в интервью газете «Театральный курьер»: «Это большая артистка, с большой судьбой, и отношения у нас многообразные. <...> Она невероятно эмоциональный человек, актриса по природе своей. Она родилась актрисой, и это будет в ней всегда».

В 2017 году Марина Неёлова снялась в картине режиссера Владимира Котта «Карп отмороженный». Кроме нее в фильме сыграли Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Александр Баширов. За роль в этой ленте актриса получила несколько наград, в том числе приз за лучшую женскую роль на Фестивале русского кино во французском городе Онфлёр.