Показать
ул. Садовая Б., д. 16
Драматические

Государственный академический театр им. Моссовета

Телефон:
Показать

Пространство, привычно называемое сегодня Театром Моссовета, поначалу, в 1923 году, именовалось для сегодняшнего уха довольно причудливо — Театр Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС). Появившись в саду «Аквариум» на гребне новой революционной жизни, театр не раз будет видоизменять название. Уже с 1930-го станет Театром имени Московского областного совета профессиональных союзов, в 1938-м получит «посвящение» — имени Московского совета, а в 1964 году статус академического. Нынешнее здание открылось в конце 1959-го, и вот пример того, как прославлявший революцию театр сам не то чтобы пострадал от режима, но вынужден был учесть его веяния: из-за борьбы с архитектурными излишествами пришлось, например, существенно сократить присутствие колонн на фасаде. Но это — впереди.

В конце 1922-го Сергей Прокофьев поставил «Савву» Леонида Андреева, однако официальный год рождения МГСПС — следующий. Впрочем, в художественном плане детище Прокофьева выдающимся не было. Если смотреть панорамно, история Театра Моссовета — три длинных периода, связанных с Евсеем Любимовым-Ланским, Юрием Завадским и Павлом Хомским. Впрочем, и это тоже еще впереди, а пока хроника возвращается в 1925 год, и главным режиссером становится Евсей Любимов-Ланской, начавший строить, по собственному определению, «театр социальной правды» и поставивший в афишу Владимира Билль-Белоцерковского, Владимира Киршона, Дмитрия Фурманова.

Расцвет театра настал в эпоху Юрия Завадского. Ученика Станиславского и Вахтангова, его назначили сюда в 1940-м, вскоре он стал худруком и возглавлял театр до самой смерти в 1977 году. С ним на эту сцену пришли Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов… Завадский ставил и «Машеньку» Александра Афиногенова, и «Отелло». Но самые запомнившиеся его работы — по особой интонации, по психологической нюансировке — «Маскарад» и «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию». К лермонтовской драме режиссер обращался дважды, в 1965-м получил Ленинскую премию, а написанный для спектакля Арамом Хачатуряном вальс стал почти что самостоятельным героем инсценировки. Наконец, при Завадском в репертуар пришла и современная мировая литература: Геннадий Бортников и Юрий Белов выпустили «Глазами клоуна» Генриха Бёлля, Ирина Анисимова-Вульф — «Лиззи Мак-Кей» по «Добродетельной шлюхе» Жан-Поля Сартра, Анатолий Эфрос поставил «Дальше — тишина» по сценарию Виньи Дельмара, в основу которого легла пьеса Генри и Ноа Лири. А из более ранней классики — Кама Гинкас инсценировал ибсеновскую «Гедду Габлер».

Вообще, Театру Моссовета повезло: во все времена он счастливо аккумулировал актерские индивидуальности. При Завадском сюда спешили на Георгия Жженова, Геннадия Бортникова, Леонида Маркова, Фаину Раневскую, Любовь Орлову, Ию Саввину, Михаила Козакова. Достаточно упомянуть, что когда, например, Леонид Варпаховский режиссировал «Странную миссис Сэвидж», то там в очередь (!) играли Раневская и Орлова. Кстати, Раневская первая пришла на эту сцену благодаря Завадскому, но иногда говорят, что отношения ее с театром были долгоиграющей любовью-борьбой. Проработав здесь с 1949 по 1956 год, она надолго оставила эти стены ради Театра имени Пушкина. Но все-таки вернулась в 1964-м.

Если говорить о театральном пространстве, в 1960–70-х оно становится более дифференцированным. Сперва в середине 1960-х театр обустроил собственную лабораторию: для театральных опытов и «малой формы» открыли «Театр в фойе». А в 1978-м на Фрунзенском Валу появится и Малая сцена.

С приходом Павла Хомского (путь к креслу худрука получился длинным: будучи режиссером-постановщиком с 1973-го, спустя 12 лет он станет главным режиссером и только в 2000 году — художественным руководителем) настала новая пора, но связь с легендарным «правлением» Завадского у него биографическая, выросшая еще из детского впечатления. В одном из интервью он рассказывал, что мальчишкой впервые попал на спектакль Завадского «Машенька» с Верой Марецкой в главной роли: «Нельзя было представить, что Машеньку играет взрослая женщина. Она настолько была девочкой, школьницей, пионеркой <…> Завадский был учеником Вахтангова, поэтому ощущение театра-праздника в нем было очень сильное».

При Хомском театр пополнился еще одной площадкой: в 1990-м Петр Фоменко показал «Под крышей» (так называется новая сцена) «Калигулу» Альбера Камю с Олегом Меньшиковым. Сам Хомский ставил Шекспира, Достоевского, Булгакова, Зорина, но так уж сложилось, что одним из главных его свершений остается «Иисус Христос — суперзвезда», сделанный вместе с Сергеем Прохановым. Рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, прозвучавшая со сцены Моссовета в 1990-м, до сих пор не сходит с афиши — но тогда, когда мюзиклы не были еще у нас в таком ходу, она доказала феноменальный успех жанра, в каждом новом поколении зрителей находя ватагу поклонников.

Сегодня, как и раньше, Театр Моссовета — прежде всего актерские имена: Сергей Юрский, Александр Филиппенко, Евгений Стеблов, Маргарита Терехова, Ольга Остроумова, Алексей Сухоруков, Александр Яцко, Александр Домогаров, Валерий Яременко, Гоша Куценко. Режиссерский костяк театра составляют Андрей Кончаловский и Юрий Еремин, но здесь ставят и Андрей Житинкин, и Нина Чусова.

Опасные связи
Государственный академический театр им. Моссовета
Драма
2017
65 мин
Морское путешествие 1933 года
Государственный академический театр им. Моссовета
Драма
2016
151 мин
Муж, жена и любовник
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2007
114 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин