И театралам, и киноманам
Бывает, мы придирчиво судим экранизацию пьесы: возможности кино ведь могут существенно изменить произведение, написанное для сцены.
Но если окинуть ретроспективным взором весь исторический период сосуществования кино и театра, можно насчитать немало драматических произведений, получивших интересную, а порой и блестящую экранную интерпретацию.
«Сослуживцы» и «Служебный роман»
![Галина Добровольская в роли Людмилы Калугиной и Петр Вельяминов в роли Анатолия Новосельцева в спектакле «Сослуживцы». Государственный драматический театр, Пермь, 1971 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/de33dacd-2208-5829-9295-4b19b987d634/t_average/1-jpg.png)
![Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Калугиной (Мымры) и Андрей Мягков в роли Анатолия Новосельцева в художественном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977)](https://cdn.culture.ru/images/263b5f1e-2e9d-5e1e-99a2-651219913c61/t_average/2-jpg.png)
Всего лишь за 22 дня написали пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов и его верный соратник, драматург Эмиль Брагинский. История неожиданного и увенчавшегося успехом романа Анатолия Ефремовича Новосельцева с директрисой Калугиной была невероятно востребована театрами.
Первые спектакли появились в 1971 году — в ленинградском Театре комедии им. Акимова (там Новосельцева и Калугину сыграли замечательные актеры Петр Вельяминов и Ольга Волкова) и в Московском театре им. Маяковского (тут главные партии достались Борису Левинсону и Галине Анисимовой). В течение последующих нескольких лет «Сослуживцев» поставили в 134 театрах СССР!
В 1977-м Рязанов снял по пьесе фильм «Служебный роман», роли в котором принесли еще большую популярность Андрею Мягкову (Новосельцев), Алисе Фрейндлих (Калугина), Лии Ахеджаковой (секретарь Вера), Олегу Басилашвили (Самохвалов). «Служебный роман» стал одним из самых кассовых фильмов в советском прокате и до сих пор не сходит с наших телеэкранов.
«Ва-банк» и «Последняя жертва»
![Александра Захарова в роли Юлии Тугиной в спектакле Марка Захаров «Ва-банк». Московский государственный театр «Ленком», Москва, 2004 год. Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/a0614cd3-582f-5edc-a157-c02883181df3/t_average/3-jpg.png)
![Кадр из художественного фильма Петра Тодоровского «Последняя жертва» (1975)](https://cdn.culture.ru/images/08ceda3c-b6d8-5e50-b59c-61e8bcb8458e/t_average/4-jpg.png)
Поздняя невеселая комедия Островского «Последняя жертва» — не самая востребованная из его пьес. Тем не менее она имеет солидную сценическую судьбу. Конечно, основные дореволюционные постановки «Последней жертвы» осуществились на подмостках «дома Островского» — Малого театра.
В 1944-м Николай Хмелёв поставил «Последнюю жертву» во МХАТе (Юлию Тугину в нем играла Алла Тарасова, а Прибыткова — Иван Москвин). Яркий актерский состав собрался в «Последней жертве» на сцене Театра им. Моссовета в постановке Юрия Завадского в 1973 году: Тугина — Валентина Талызина, Прибытков — Леонид Марков, Дульчин — Геннадий Бортников. Через пару лет кинорежиссер Петр Тодоровский снял фильм «Последняя жертва», с Маргаритой Володиной в главной роли. А Флора Федулыча Прибыткова интересно и необычно сыграл Михаил Глузский.
Вообще, этому герою — степенному благородному купцу — везет на исполнителей. В спектакле МХТ, который поставил Юрий Ерёмин, его сыграл «хозяин» театра Олег Павлович Табаков. А на сцене «Ленкома» Прибыткова играет Александр Збруев. Этот спектакль, кстати, называется «Ва-банк» — тема гибельной страсти к картам в нем выделена особо.
Читайте также:
«Вечно живые» и «Летят журавли»
![Сцена из спектакля Олега Ефремова «Вечно живые». Театр-студия «Современник», Москва, 1961 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/78f76389-063c-5a42-8fdf-ee2970dcf3eb/t_average/5-jpg.png)
![Татьяна Самойлова в роли Вероники в художественном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957)](https://cdn.culture.ru/images/724e996f-23d1-59ea-b5e9-0e344329f163/t_average/6-jpg.png)
Казалось бы, слава фильма «Летят журавли» способна затмить успех первоисточника — пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Но, как ни странно, фильм живет своей жизнью, а пьеса и память о ее постановках — своей.
На самом деле первый успех пришел к творению Розова именно в театре. В 1956 году спектаклем «Вечно живые» открылся в Москве театр «Современник». Тогда главные роли в нем играли Светлана Мизери (Вероника), Олег Ефремов (Борис). В начале семидесятых в «Современнике» возобновили спектакль «Вечно живые», где Бориса и Веронику сыграли звезды театра нового поколения — Олег Даль и Марина Неёлова.
«Зори здесь тихие…» и «…А зори здесь тихие»
![Сцена из спектакля Юрия Любимова «А зори здесь тихие». Московский театр драмы и комедии на Таганке, Москва, 1971 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/cbc3860e-5e9c-54d8-9e6b-8b1baf63adfd/t_average/7-jpg.png)
![Андрей Мартынов в роли Федота Васкова и Ирина Долганова в роли Сони Гурвич в художественном фильме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (1972)](https://cdn.culture.ru/images/6cc62646-fb12-5df7-85b4-dd3d9a42b9de/t_average/8-jpg.png)
Повесть Бориса Васильева про группу зенитчиц во главе со старшиной Васковым, опубликованная в 1969 году, до сих пор является крайне популярной основой для спектаклей. Объясняется это, кстати, не только ее непреходящими художественными достоинствами, но и практическим обстоятельством: где еще найдешь произведение с таким роскошным набором разноплановых ролей для нескольких молодых актрис?!
В 1971 году Юрий Любимов в Театре на Таганке выпустил спектакль «А зори здесь тихие», который положил начало длинной и до сих пор не оконченной сценической эпопеи повести. Через год повесть Васильева была экранизирована. Фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» сразу завоевал популярность и сделал звездами молодых актрис, исполнительниц роли доблестных зенитчиц: Ольгу Остроумову, Ирину Шевчук, Елену Драпеко. В 2015-м по повести Бориса Васильева снял фильм Ренат Давлетьяров. Самой же оригинальной интерпретацией произведения писателя стала в нашей коллекции опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие», поставленная в Большом театре.
«Бесприданница» и «Жестокий романс»
![Сцена из спектакля Льва Эренбурга «Бесприданница». Московский Академический театр им. Вл. Маяковского, Москва. Фотография: <a href="https://www.mayakovsky.ru/performance/bespridannitsa/" target="_blank">mayakovsky.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/2a258d2b-b627-55bd-8d95-ecbb5a6055e9/t_average/9-jpg.png)
![Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)](https://cdn.culture.ru/images/745f471a-a835-5f2e-a699-f6fd365fae68/t_average/10-jpg.png)
Как у каждого поколения свой Гамлет, так, наверное, и своя Лариса Огудалова, свой Сергей Сергеевич Паратов. «Бесприданницу» ставили и ставят много.
В 2014-м режиссер Лев Эренбург сделал по этой пьесе А.Н. Островского спектакль в Театре им. Маяковского, где Ларису сыграла Полина Лазарева (представительница третьего поколения замечательной театральной династии Лазаревых–Немоляевых). Один критик назвал спектакль Эренбурга «жестоким анекдотом о женской доле». Другой написал: «Лариса в исполнении молодой актрисы Полины Лазаревой не собирается быть просто чьей-то добычей. Ее выбор — это ее суд над каждым из них. И за право вынести свой приговор она готова заплатить жизнью» (Елена Груева, Time Out).
Согласитесь, совсем другой была героиня Ларисы Гузеевой в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Мягкая, жертвенная, она таяла в лучах внимания обольстительного Паратова–Михалкова. Критики предъявляли той экранизации серьезные претензии, но зрители приняли и полюбили рязановский вариант «Бесприданницы» навсегда.
Смотрите также