Владимир Зельдин

Годы жизни: 15 февраля 1915 - 31 октября 2016
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Владимир Зельдин мечтал стать танцором, учился на скрипача, а прославился благодаря ролям в театре и кино. Фильм «Свинарка и пастух»
с Зельдиным в главной роли удостоили Сталинской премии, спектакли с его участием годами не выходили из репертуара театров. Актер в 90 лет за роль Дон Кихота из Ламанчи получил престижную награду — премию «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль», и выходил на сцену даже в 101 год.

Зельдин — музыкант

Владимир Зельдин родился в Тамбовской области, в городе Козлове (сегодня это Мичуринск). Мать, Анна Зельдина, происходила из местного купеческого рода Поповых, отец, Михаил Зельдин, занимался музыкой. В разгар Гражданской войны семья оказалась в Твери
. Здесь Михаил Зельдин руководил оркестром и основал музыкальную школу. В городе не было своего театра, и Зельдин-старший стал организовывать гастроли столичных артистов. «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Гоголя
были первыми драматическими спектаклями, которые увидел Владимир Зельдин. Как и четверо его старших братьев и сестер, он занимался музыкой, играл на рояле, скрипке и трубе. «Папа страстно мечтал, чтобы я стал музыкантом», — писал Зельдин в книге «Моя профессия: Дон Кихот». — «У меня с детства был абсолютный слух. Я считался очень музыкальным способным ребенком, но, честно говоря, танцевать я любил куда больше, чем музицировать».
С 1924 года Зельдины жили в Москве, будущий актер посещал школу с военным уклоном. В 12 лет Зельдин пытался поступить в училище при Большом театре
 — на отделение характерного танца. Но отец мечтал о его будущей музыкальной карьере и рассказал в приемной комиссии о том, что у сына якобы больное сердце. Зельдина не взяли, и он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных на класс скрипки.
В 14 лет Владимир Зельдин потерял отца, а через три года — мать. Параллельно с учебой ему пришлось подрабатывать — он играл на трубе в оркестре Высшей пограничной школы. От поступления в консерваторию молодой человек отказался: на студенческую стипендию прожить было трудно. В 17 лет он подал документы в военное училище — и снова неудача, «срезали» на медкомиссии. Чтобы содержать себя, пришлось устроиться учеником токаря на завод «Опытный передатчик».

От музыки к актерской работе

Владимир Зельдин в молодости. Фотография: whosdatedwho.com
Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: kulturologia.ru
Владимир Зельдин в молодости. Фотография: kinoistoria.ru
В начале 1930-х годов театр Московского областного совета профсоюзов (МОСПС, сегодня — Театр имени Моссовета
) набирал молодежь в актерские мастерские. Зельдин увидел объявление и решил пройти прослушивание. Перед комиссией он прочел стихи Александра Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и его зачислили.
Его курсом руководил бывший актер Малого театра
и МХТ
Евгений Лепковский. Хореографию преподавали балерина Вера Мосалова и балетмейстер Галина Шаховская.
Она [Вера Мосалова] была женщиной чрезвычайно экстравагантной, требовательной и ненавидела лентяев. Под занавес урока она обычно всех учеников заставляла делать движение «ползунок». Присев надо было пройти вприсядку целый круг по репетиционному залу, поочередно выбрасывая вперед то одну, то другую ногу. «Ползунков» требовалось сделать определенное количество, это упражнение считалось пропуском на выход, на свободу. Если во время упражнения студент падал или не дай бог приземлялся попой на пол, неумолимая Вера Ильинична заставляла все повторять сначала. И так до тех пор, пока не получится. Некоторые, делая «ползунки», хватались за палку (у нас в классе был настоящий балетный станок), и тогда Мосалова даже била их по рукам. <…> Я делал это упражнение запросто и с удовольствием, поэтому убегал с занятий первым.
Владимир Зельдин. «Моя профессия: Дон Кихот»
Из 25 человек, поступивших в мастерские, закончили обучение десять. Владимир Зельдин остался в Театре МОСПС, но прослужил там недолго: ролей почти не давали, играл в массовках. Три года спустя, в 1938-м, актеру предложили сыграть в кино — эпизодическую роль в картине «Семья Оппенгейм». В этом же году Зельдин перешел в Театр транспорта (позднее — Театр имени Гоголя). Там в пьесе «Генеральный консул» Зельдина и заметила ассистентка кинорежиссера Ивана Пырьева
, которая искала актера на роль в будущем фильме.

Первая главная роль: «Свинарка и пастух»

Владимир Зельдин (в центре) в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)
Владимир Зельдин (во втором ряду слева) на юбилее Ивана Пырьева (в первом ряду второй справа). 17 ноября 1951. Москва. Фотография: архив Валентина Хухлаева / russiainphoto.ru
Владимир Зельдин в роли Мусаиба Гатуева в художественном фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941)
На роль чабана Мусаиба в «Свинарке и пастухе» пробовались многие актеры. Пырьев выбрал Зельдина: его герой должен был много петь, и музыкальность актера компенсировала недостаток опыта. А робость перед камерой и режиссером Зельдину помогли побороть партнеры по фильму — Марина Ладынина
и Николай Крючков
.
В разгар работы над картиной началась Великая Отечественная война
. 22 июня 1941 года группа возвращалась со съемок в Кабардино-Балкарии. Как только Владимир Зельдин вернулся в Москву, его направили в танковое училище. Однако уже через три недели всех мобилизованных членов съемочной группы вернули на площадку. Съемки продолжились в павильонах «Мосфильма»
, сцены на ВДНХ
снимали между авианалетами.
Помню, как снимали последнюю сцену «Свинарки…» — ту самую, где старик чабан курит трубку, а мой Мусаиб Гатуев просит его: «Отец, ты стар. Но у тебя сердце юноши. Ты складываешь такие песни, которые поет весь аул. Сложи песнь о моей любви, пламенную и нежную, как весеннее солнце. Я вложу ее в конверт и отправлю заказным письмом на север, туда, где бор, где много-много снега…» Мне казалось, что ничего особенного тут играть не надо. Довольный, что мы уложились в график, я завершил свою сцену. Но вдруг Пырьев устроил такой разнос, что сделалось стыдно. Он заставил переснимать еще и еще — до тех пор, пока сцена не достигнет нужного качества. Ему было нужно, чтобы люди, уставшие от войны, бомбежек и лишений, глядя на экран, вновь почувствовали себя посреди прежней мирной жизни и поверили: все закончится хорошо.
Владимир Зельдин в интервью газете «Наша версия» от 13 апреля 2015 года
Заканчивали картину уже в Алма-Ате, куда эвакуировали
киностудию. Фильм вышел на экраны в 1941 году, а через год Ивану Пырьеву вручили за него Сталинскую премию.
Владимир Зельдин остался в Казахстане на два года, здесь он работал в Русском драматическом театре. В 1943 году актер вернулся в Московский театр транспорта.

Легендарные роли Зельдина в театре

Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru
Владимир Зельдин в роли Альдемаро и Валентина Савельева в роли Флорелы в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: Рудольф Алфимов / sputnik.ru
Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: teatral-online.ru
После окончания войны в Театре Красной армии (сегодня — Центральный академический театр Российской армии
) режиссер Владимир Канцелев задумал поставить комедию испанского драматурга XVI века Лопе де Веги «Учитель танцев». В России это произведение никогда не шло. Перевод с испанского заказали Татьяне Щепкиной-Куперник — одной из лучших переводчиц Шекспира
и Мольера. Она адаптировала старинный текст для русской сцены, поскольку многие понятия были незнакомы современному зрителю, а предметы давно вышли из обихода. Музыку написал композитор Александр Крейн, знаток испанских народных мелодий, автор балета «Лауренсия». Играть должны были ведущие актеры театра: Любовь Добржанская
, Марк Перцовский, Борис Лисовой, Михаил Майоров. Не было лишь исполнителя главной роли — обедневшего дворянина Альдемаро, который влюбился в красавицу Флорелу и проник в ее дом под видом учителя танцев. Сыграть этого персонажа и пригласили Владимира Зельдина.
Первоначально режиссер не планировал вставлять в спектакль большие хореографические номера. Но потом Владимир Канцель увидел, как Зельдин танцует. И в постановке появились фрагменты настоящих народных танцев — тарантеллы, болеро, фанданго, паваны и других.
Спектакль с аншлагами шел в театре с 1946 по 1987 год — почти 2000 представлений. В половине из них главную роль играл Владимир Зельдин. В 1952 году сняли киноверсию
постановки с первым составом.
В 1957 году в Театре армии поставили комедию Эдуардо де Филиппо «Моя семья», где Зельдин сыграл Коррадо Куоко — молодого неаполитанца, который гонял на мотоцикле и постоянно выяснял отношения с невестой. В 1962 году в СССР приехал автор произведения, классик итальянского театра. «Я поймал себя на том, что смотрю свою пьесу с захватывающим интересом. На какое-то время было забыто, что я автор и сам актер. Я точно подсматривал жизнь чужой семьи со стороны», — цитировал де Филиппо в своих мемуарах Владимир Зельдин. В 1960 году «Моя семья» Театра армии была записана для радио.

Фильмы и «третья молодость»

Владимир Зельдин (в центре) в роли Владимира Неделина в спектакле Юлия Гусмана «Танцы с учителем». Центральный академический театр Российской армии, Москва. 2010. Фотография: Екатерина Цветкова / meduza.io
Владимир Зельдин в роли Дон Кихота в мюзикле Юлия Гусмана «Человек из Ламанчи». Центральный академический театр Российской армии, Москва. Фотография: Михаил Фомичев / sputnik.ru
Владимир Зельдин в роли Александра Серебрякова в художественном фильме Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» (1970)
Всего в Театре армии Владимир Зельдин сыграл около 60 ролей, еще 50 он исполнил в кино. О двух картинах Ивана Пырьева — «Свинарке и пастухе» и снятом в 1947 году «Сказании о земле Сибирской» — Зельдин говорил: «Эти фильмы меня сделали». Лучшей своей киноролью он считал профессора Серебрякова в «Дяде Ване»
Антона Чехова
. В 1970 году пьесу экранизировал Андрей Кончаловский
, музыку написал Альфред Шнитке. Зельдина на роль профессора Серебрякова предложил Иннокентий Смоктуновский
, который сыграл в том же фильме главного героя. Увидев, с каким изяществом и фатовством Зельдин примеряет белый пиджак, который привезла ему супруга из Италии, Смоктуновский воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»
В автобиографической книге «Моя профессия: Дон Кихот» Владимир Зельдин писал: «После 80 лет у меня в кино началась вторая молодость. Нет, третья. Вторая пришла после Серебрякова». За последние 30 лет своей жизни актер снялся в 22 картинах, не отказывался даже от маленьких ролей, если «было что играть». В этот период появились его судья Уоргрейв в экранизации детектива Агаты Кристи «Десять негритят», дедушка Сполдинг в «Вине из одуванчиков» по Рэю Брэдбери, Шандор в киноверсии оперетты Имре Кальмана «Марица».
К своему 90-летию Владимир Зельдин сыграл Дон Кихота и Сервантеса в русской версии мюзикла «Человек из Ламанчи». За эту роль ему вручили премию «Хрустальная Турандот». Постановку на сцене Театра армии осуществил Юлий Гусман.
Зельдин «сшит» не по-стариковски. Он берется играть Дон Кихота и играет не умирающего старца (что было бы и позволительно, и понятно), старика-аристократа, что-то ли вправду, то ли в видениях и старческом своем бреду был рыцарем Печального образа, который лежит и вспоминает. Он играет Дон Кихота мужчиной в полном расцвете сил, он поет, падает на одно колено перед дамой и мгновенно поднимается без посторонней помощи. И поет — лучше всех остальных в этом спектакле.
Григорий Заславский
. «Дон Кихот, который закрыл собой амбразуру», «Независимая газета» от 17 декабря 2014
Зельдин играл на сцене до последних дней. В 101 год он участвовал в бенефисе «Танцы с учителем»
. 31 октября 2016 года актера не стало. Любимая жена Иветта Капралова, брак с которой продлился 52 года, пережила мужа лишь на три месяца. Детей у Зельдина не осталось, единственный сын от первого брака умер в 1941 году.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна