Галина Волчек
Персона

Галина Волчек

Годы жизни:
19 декабря 1933 — 26 декабря 2019
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Художественный руководитель
,
Актер театра
,
Театральный режиссер
Содержание

Галина Волчек стояла у истоков театра «Современник». Она начинала в нем как актриса, но после ухода Олега Ефремова стала главным режиссером. Волчек проработала в театре более 60 лет, поставила в «Современнике» около 30 спектаклей, среди которых «Крутой маршрут», «Двое на качелях» и «Три товарища». Волчек была первым советским режиссером, который работал над спектаклем в США.

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Ее родители работали на киностудии «Мосфильм»: отец, Борис Волчек, был режиссером и оператором, преподавал во ВГИКе, мать, Вера Маймина, работала сценаристом.

Среди друзей родителей были режиссеры Юлий Райзман, Николай Охлопков и Михаил Ромм. Несколько раз они брали будущую актрису с собой на съемочную площадку. Волчек вспоминала: «Кинематограф был для меня повседневным бытом и никогда не составлял никакой тайны. Мне не нужно было и не хотелось его узнавать: на съемках я присутствовала с детства, привыкла к ним, ежедневно слышала эти киношные разговоры, видела актеров в гриме и без грима. А театр оставался таинственным, интересным, я бы сказала, манящим».

Когда Галине Волчек было 13 лет, ее родители развелись. Будущая актриса осталась с отцом. Она хорошо училась в школе, побеждала на литературных конкурсах. Волчек писала: «Я была такой забитый, с косичками ребенок, которым хвастались: как я учусь хорошо, какие у меня похвальные грамоты. <...> Книжки, которые надо читать, интонации, с которыми надо говорить, — все это таким способом в меня внедрялось, что рождало чувство протеста».

Родители хотели, чтобы Волчек поступила в Литературный институт. Однако уже к 15 годам она решила стать актрисой. В седьмом классе Волчек пришла в приемную комиссию Школы-студии МХАТ: думала, что в театральном институте есть дополнительные курсы для начинающих актеров. Однако ей посоветовали сначала получить аттестат. Тогда Волчек сдала экзамены за три года экстерном и в 1951 году подала документы в Школу-студию МХАТ и поступила.

Я твердо знала, что хочу быть актрисой, никакого права на это не имея. Абсолютно. Откуда у меня была такая уверенность, я и сейчас не понимаю, только удивляюсь, как такое существо, как я, могло мечтать о сцене: крупная, грузная, неуклюжая, с совершенно детским лицом — школу я закончила в 15 лет, потому что думала, что сцена погибнет без меня, а я без нее. <...> Все для меня аккумулировалось в одном этом названии — МХАТ. <....> Все мои мечты были связаны только с этим учреждением, никакого вуза при другом театре я не могла себе представить.
Галина Волчек. Цитируется по книге киноведа Глеба Скороходова «Галина Волчек. В зеркале нелепом и трагическом»

Галину Волчек зачислили в актерскую мастерскую Александра Карева. Вместе с ней учились артисты Леонид Броневой, Игорь Кваша и Наталья Карташова.

Уже на первом курсе Волчек едва не отчислили. Начинающая актриса была самой младшей в мастерской Карева, поэтому стеснялась отвечать на семинарах и участвовать в сценках. На комиссии по отчислению за нее вступились одногруппники. Волчек оставили на испытательном сроке — до первой пересдачи. С тех пор она училась на отлично и играла в студенческих постановках.

В 1955 году Галина Волчек закончила Школу-студию МХАТ. Для дипломной работы она подготовила роли в спектаклях «Праздничный сон — до обеда», «Хитроумная влюбленная» и «В добрый час!». После премьеры последнего в одной из театральных газет Москвы писали: «Г. Волчек — актриса сочных и ярких красок, у нее нет полутонов, она всегда играет «в полный голос», смело, даже иногда чуть-чуть грубовато, но всегда сохраняя чувство меры».

После выпуска Волчек пригласили в Киевский драматический театр им. Леси Украинки. Его художественный руководитель Михаил Романов предложил актрисе главные роли в спектаклях «Горе от ума» и «Мораль пани Дульской». Однако актриса отказалась переезжать в Киев и осталась в Москве. Тогда же в свой коллектив ее позвал Олег Ефремов, который недавно создал собственную театральную студию. В ней он собирался продолжать традиции актерской школы Владимира Немировича-Данченко и Константина Станиславского «на своей самостоятельной дороге». Коллектив планировал ставить спектакли на злободневные темы. Сначала его назвали Студией молодого актера, а через несколько месяцев переименовали в театр «Современник».

Первое время у «Современника» не было собственного помещения, поэтому репетиции дебютного спектакля «Вечно живые» проходили в квартире Галины Волчек. В постановке актриса сыграла Нюрку-хлеборезку. Сначала она хотела отказаться от роли, но Ефремов уговорил артистку. Позднее Волчек рассказывала в одном из интервью: «Чего я только не делала, лишь бы Нюрка у меня «пошла». Даже тайком выпивала четвертинку за ширмами перед своим выходом, чтобы почувствовать себя развязной и агрессивной».

Волчек сыграла и в следующих спектаклях театра «Современник»: «В поисках радости», «Два цвета» и «Голый король». Актриса вспоминала о работе в театре в эти годы: «Это были прекрасные годы. Мы тогда все так работали: будучи артистами, исполняли обязанности бухгалтеров, кассиров и рабочих сцены. Я часто выступала в амплуа кассира».

В 1957 году Галина Волчек впервые снялась в кино. Она исполнила небольшую роль женщины с постоялого двора в картине Григория Козинцева «Дон Кихот». После этого она сыграла в ленте об Октябрьской революции «Шли солдаты» и курсовой работе Георгия Данелии — короткометражке «Васисуалий Лоханкин».

Волчек не очень любила сниматься в кино, несколько раз отказывала режиссерам. Ей предлагали эпизодические роли. Часто персонажи актрисы были комедийными и отрицательными.

Как актрисе мне кино не доставило радости. Кроме встреч с несколькими замечательными режиссерами, на которые мне случайно повезло… Но в основном кинематограф использовал меня как типаж. <....> Менялись мои маски, прически, партнеры, а мне навязывали неизменный, очень необъемный образ. <....> Что я могла рассказать про себя, про вас в тех однокрасочных ролях, что пришлось сыграть?! <....> Меня раздражает, когда хвалят мои экранные роли, не достойные, по-моему, похвалы. Если меня останавливает милиционер — я нарушила правила, — и подходит ко мне с улыбкой:
— Ой, узнал! Я вас видел в таком-то фильме, — я думаю: «Да лучше б штраф с меня взял, чем напоминать мне об этом позоре!
Галина Волчек. Цитируется по книге киноведа Глеба Скороходова «Галина Волчек. В зеркале нелепом и трагическом»

В 1965 году Волчек снялась в картине «Строится мост». Режиссером был Олег Ефремов. Главные роли в фильме исполнили актеры «Современника», а в массовке играли жители Саратова. Ленту снимали прямо на месте строительства автодорожного моста в этом городе. Режиссер Александр Мачерет писал об этой картине: «Актеры играют в манере, наиболее полно согласующейся с подлинностью обычной жизни, с естественным и ненавязчивым следованием привычной правде житейского поведения». Однако в прокат фильм не вышел. Художественный совет студии «Мосфильм» запретил его из-за частого упоминания в кинокартине репрессий 1930-х годов.

В следующем году Галина Волчек снялась в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Она исполнила эпизодическую роль покупательницы магнитофона.

В 1970 году Волчек сыграла свою первую главную роль — Регану, дочь короля Лира в экранизации пьесы Уильяма Шекспира. В эту картину артистку пригласил лично режиссер Григорий Козинцев. Он вспоминал: «С Галиной Волчек — Реганой можно пуститься в плавание с легким сердцем. Я не люблю кинопроб; чем больше кандидатур, тем менее ясно, какая же из них более пригодна».

Премьера фильма состоялась в феврале 1971 года. Критики назвали роль Реганы одной из лучших в карьере Волчек. А «Король Лир» получил несколько наград, в том числе приз «Серебряный Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго.

В 1970-х Галина Волчек снялась в нескольких экранизациях сказок. Она исполнила роль Волчицы в мюзикле «Про Красную Шапочку» и сыграла сразу трех персонажей в «Русалочке» Владимира Бычкова.

В 1979 году режиссер Георгий Данелия пригласил Волчек сняться в его трагикомедии «Осенний марафон». В картине артистка сыграла коллегу главного героя Бузыкина Варвару Никитичну. В изначальном сценарии эта героиня была отрицательной. Но Волчек попросила добавить такие фразы, чтобы Варвара Никитична казалась зрителям не просто неприятной, а несчастной.

В 1980-х Галина Волчек почти перестала сниматься в кино. Она сыграла в телефильмах «Восточный рубеж» и «Тевье-молочник», исполнила небольшую роль в фантастической комедии «Уникум».

В 1962 году Галина Волчек впервые сама поставила спектакль. Олег Ефремов предложил ей поработать над пьесой американского писателя Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Волчек не согласилась, пока Ефремов не дал ей сопостановщика. Позднее артистка вспоминала: «Двое на качелях» — такая эмоционально заряженная пьеса, что, приступая к постановке, я дала себе клятву: буду выдавать все, что должна, работать на пределе каждый день, не дожидаясь предпремьерных прогонов».

Первое время спектакль шел вне основного репертуара. На него приглашали всех зрителей, которые пришли на вечерние постановки. «Двое на качелях» начинались в десять вечера, а заканчивались около часа ночи. Но это не помешало ему войти в основной репертуар театра. Спектакль шел на сцене более 30 лет.

Спектакль «Современника» гармоничен во всем. <…> В гармоничности постановки я вижу необычайно тонкую работу режиссера Г. Волчек, которая поставила свой первый спектакль. Глубокий психологизм, философичность, яркость, богатство и неожиданность мизансцен, современность — вот что есть в ее работе. Своей режиссурой, игрой артистов, оформлением спектакль как бы соревнуется с автором. И, мне кажется, выигрывает. Он полон такой искренности, глубины, чистоты, какие трудновато обнаружить даже в этой, весьма искусно написанной, пьесе.
Драматург Афанасий Салынский. Газета «Известия», 1962 год

После премьеры постановки «Двое на качелях» Ефремов назначил Волчек своим сорежиссером. Вместе с ним она работала над спектаклями «В день свадьбы», «Без креста» и «Большевики».

Первой самостоятельной режиссерской работой Галины Волчек стала постановка романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Впервые в репертуаре театра «Современник» появился спектакль по классическому произведению. Глеб Скороходов писал: «Волчек ставила трагедию. Трагедию идей, трагедию личности, которая не состоялась. Трагедию несбывшихся надежд, отступничества, перерождения». За «Обыкновенную историю» Волчек получила Государственную премию СССР. В 1969 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР за «заслуги в области советского театрального искусства».

С конца 1960-х годов Волчек почти перестала играть в спектаклях. Как режиссер она работала над постановками «На дне», «Принцесса и дровосек», «Свой остров».

В 1970 году Олег Ефремов, главный режиссер и художественный руководитель «Современника», ушел во МХАТ. Два года театром управлял художественный совет, а в 1972 году по просьбе труппы и сотрудников главным режиссером «Современника» стала Галина Волчек. Она вспоминала: «Кому-то надо было встать во главе театра. Уверена, совмещать эту работу с репетициями и спектаклями нереально. <...> Чтобы стать главрежем, надо победить свое актерское сознание».

Первой работой Волчек в новой должности стала постановка пьесы Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму». Писатели специально создали ее для «Современника». В спектакле Волчек впервые использовала приемы «бедного театра»: актеры играли без грима и костюмов на специальной площадке посреди зрительного зала. В следующие годы Волчек еще несколько раз применяла те же техники в своих постановках.

Всего в 1970-х и 1980-х Волчек поставила около 20 спектаклей. Среди них — «Вишневый сад», «Спешите делать добро», «Плаха». В 1978 году она стала первым советским режиссером, который поставил спектакль в США. Для совместной российско-американской работы она выбрала пьесу Михаила Рощина «Эшелон» о Второй мировой войне. Волчек вспоминала: «Я в Америке сумела с их артистками, которые и про войну-то не слышали, или слышали опосредованно, поставить «Эшелон» так, что они стали похожи на русских баб». После этого Волчек с труппой «Современника» несколько раз ездила за границу, ставила спектакли в Италии, Финляндии, Венгрии, выступала с лекциями по режиссуре.

В 1989 году Галина Волчек поставила спектакль «Крутой маршрут» по автобиографическому роману писательницы Евгении Гинзбург. В прессе спектакль назвали «разрушающим барьеры советской цензуры». В том же году Волчек стала художественным руководителем театра «Современник». За «большие заслуги в развитии советского театрального искусства и плодотворную общественную деятельность» ее наградили званием народной артистки СССР.

Первым супругом Галины Волчек стал актер Евгений Евстигнеев. Они познакомились во время учебы в Школе-студии МХАТ, куда Евстигнеева в 1954 году приняли на второй курс.

Родители Волчек были против брака. Они не дали денег на обручальные кольца, а отец актрисы отказался присутствовать на свадьбе. Тогда молодые артисты устроили свадьбу сами: кольца купили, продав костюм Евстигнеева, а праздновали в коммунальной квартире родственников Волчек.

Волчек и Евстигнеев вместе работали в театре «Современник», снимались в картинах «Васисуалий Лоханкин» и «Строится мост». О жизни с актером Волчек вспоминала: «Какие компании собирались в наших «хоромах» на улице Горького! Мы очень удачно сняли комнату в двух шагах от Маяковки (станции метро «Маяковская». — Прим. ред.), где в ту пору располагался «Современник», и после спектаклей труппа частенько заваливала к нам на чай».

В 1961 году у Волчек и Евстигнеева родился сын Денис. Позднее он окончил ВГИК, стал режиссером и оператором. О сыне Волчек рассказывала в одном из интервью: «Сын для меня — тема особая. Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис».

В 1964 году Галина Волчек и Евгений Евстигнеев развелись. Второй раз артистка вышла замуж через два года. Ее супругом стал ученый, преподаватель Московского инженерно-строительного института Марк Абелев. С ним Волчек познакомилась во время гастролей в Мурманске. Туда Абелева отправили в командировку. Он пришел на одну из постановок «Современника» и остался после спектакля, чтобы поговорить с актерами труппы. Вместе Абелев и Волчек прожили десять лет. Позднее Абелев вспоминал: «Мы расстались, потому что я ревновал к театру. <...> Каждый день театр». Больше актриса замуж не выходила.

Волчек интересовалась футболом и болела за московскую команду «Спартак». Увлекалась шитьем. В свободное время она делала для себя костюмы: «В двенадцатом часу ночи позвонила своей приятельнице и попросила принести ножницы, иголку и нитку. <...> Она подумала, что нужно срочно зашить рваную рану и примчалась. Вместе мы колдовали над моделью. Эта блузка была такой безумной красоты, что, когда я на следующий год впервые поехала в Америку на постановку, она страшно понравилась хозяйке театра, и в итоге я ее подарила».

В 1990-е Галина Волчек после семи лет перерыва вновь снялась в кино. Она сыграла в телеспектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?» и телесериале Константина Эрнста «Русский проект».

Волчек продолжала ставить спектакли. Среди ее работ этих лет — «Три товарища», «Пигмалион», «Мы едем, едем, едем…». В 1996 году режиссер вновь отправилась с «Современником» на гастроли в США. Впервые с 1924 года русский театр выступал на Бродвее. В 2007 году коллектив «Современника» наградили престижной американской премией «Драма Деск». Первый раз в истории этот приз получил иностранный театр.

В США Галина Волчек выступала с лекциями. А в Школе искусств Тиша Нью-Йоркского университета артистка провела курс практических занятий и поставила спектакль.

В 2000-х Волчек вступила в Российскую академию кинематографических искусств «Ника». Она была членом жюри одноименной премии. Работу в театре она не бросила — ставила спектакли «Заяц. Love story», «Мурлин Мурло», «Три сестры». В 2014 году артистка стала почетным лауреатом премии «Золотая маска».

В 2015 году Галина Волчек вновь снялась в кино. Она сыграла саму себя в телесериале «Таинственная страсть» по одноименному роману Василия Аксенова.

В последние годы жизни Волчек тяжело болела. Из-за проблем с позвоночником она почти не могла ходить. 23 декабря 2019 года ее госпитализировали, а через три дня Волчек умерла. Прощание с артисткой состоялось в театре «Современник». Похоронили Галину Волчек на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фильмы

Спектакли