Серж Лифарь
Персона

Серж Лифарь

Годы жизни:
02 апреля 1905 — 15 декабря 1986
Страна рождения:
Украина
Сфера деятельности:
Хореограф
,
Танцор

Серж Лифарь из неперспективного танцора превратился в легенду мирового балета. Он руководил парижской Гранд-Опера, получил «Золотую туфельку» и орден Почетного легиона за возрождение балета во Франции.

Лифарь в «Русских сезонах»

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье чиновника. В 17 лет он стал брать первые уроки танца в «Школе движений», которую основала прима Киевского балета Бронислава Нижинская.

Раз, два, три, четыре... Мое сердце бешено стучало, но я уже знал, что только здесь для меня была надежда обрести душевный покой. И любовь. Потому что в этом порядке заключались порыв, ритм, слияние тела и духа — значит, любовь. Все прочие образы, все прочие страсти испарились. Когда я возвращался, мысли толклись в моей голове, но одно было мне ясно: я хочу поступить в студию Нижинской, сестры великого Нижинского.
Серж Лифарь, из книги «Моя жизнь»

Балерина не видела в угловатом подростке танцора, но упорные тренировки сделали Лифаря одним из лучших ее учеников. В 1922 году Нижинская эмигрировала в Европу, оттуда она прислала телеграмму: «С.П. Дягилев просит для укомплектования своей труппы пять лучших учеников мадам Нижинской». Поехал и Сергей Лифарь.

В 1923 году его представили руководителю Русских сезонов Сергею Дягилеву. Среди молодых учеников импресарио выбирал замену ушедшему из антрепризы Вацлаву Нижинскому.

Прыжки моих товарищей были более спортивными, чем танцевальными. Когда подошла моя очередь, я продемонстрировал их с большей легкостью, чем мои товарищи, потому что лицо Дягилева просветлело, и в глазах появились огоньки. Он на секунду задумался: «Пошли, — наконец сказал он. Пусть остаются все, я верю в этого мальчика. Он будет танцором.
Серж Лифарь

Учителями Лифаря были русский хореограф Николай Легат и итальянский балетмейстер Энрико Чекетти, у которого в свое время учились Анна Павлова и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Леонид Мясин. Чикетти был строг с учениками. Позже Лифарь вспоминал его как «свирепого, вспыльчивого, злого маэстро». Занимались каждый день по три часа: не привыкший к такой нагрузке Лифарь под конец уроков с трудом держался на ногах.

В антрепризе Дягилева Лифарь прошел путь от танцора кордебалета до ведущего солиста. В первый раз он появился на сцене в балете «Свадебка» Игоря Стравинского, затем танцевал Ромео в балете Брониславы Нижинской «Ромео и Джульетта», главную партию в «Стальном скоке» Леонида Мясина, в «Аполлоне Мусагете» и «Блудном сыне» Джорджа Баланчина. Ему рукоплескал высший свет в Лондоне, Париже и Милане.

Лифарь ждет собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета.
Сергей Дягилев

В перерывах между сезонами Лифарь уезжал в Италию в Турин к Энрико Чекетти и снова тренировался в усиленном темпе. А в свободное время читал художественную литературу и критику — книги специально для него подбирал Дягилев. Иногда импресарио забирал Лифаря в Милан, во Флоренцию или в Венецию, где они вместе посещали картинные галереи и музеи. Дягилев познакомил его с французским бомондом — Полем Валери и Миссией Серт, Жаном Кокто и Тристаном Бернаром, Пабло Пикассо и Коко Шанель, которая стала ему другом.

Он всегда меня смешил — то, что многие мужчины уже забыли, как делать. Когда он видел, что я грустна, он начинал рассказывать кучу историй о своем детстве в России, о своих родителях. Он настоящий русский: посмотрите только, как он пьет свой чай, предварительно положив в рот кусочек сахара.
Коко Шанель

Переломным в жизни Сержа Лифаря стал 1929 год: умер Сергей Дягилев. Партнеры импресарио, управляющие театральными площадками, видели в Лифаре преемника Дягилева, но танцор отказался возглавить «Русские сезоны». Даже наоборот, он предложил распустить антрепризу: Лифарь понимал, что труппа существовала благодаря Дягилеву: «Дягилев внезапно умер. <...> И дело его нельзя доделать, как жизнь его нельзя дожить».

Этуаль Гранд-Опера

После смерти Дягилева его друг, директор Гранд-Опера (Парижской оперы) Жак Руше, предложил Лифарю поставить балет «Творение Прометея». Это была первая вполне самостоятельная работа танцовщика — в ней он выступил и в качестве балетмейстера. Главные партии танцевали сам Лифарь и Сюзанна Лорчия. Балет имел такой успех у публики, что Жак Руше предложил Лифарю стать балетмейстером и ведущим артистом труппы.

До Лифаря балет в Парижской опере ставили после оперных спектаклей, в качестве увеселительного завершения вечера. Он же сделал из балета самостоятельные представления.

В Парижской опере танец умирал, напоминая Спящую красавицу. Мне выпала честь оказаться ее волшебным Принцем. Я горд тем. Могу сказать без обиняков: дом развлечений я превратил в храм.
Серж Лифарь

Одним из наиболее ярких, новаторских балетов Лифаря был «Икар» на партитуру Артюра Онеггера. Сценографию к балету пытался сделать Сальвадор Дали, но балетмейстер и художник по-разному видели и главный занавес, и костюмы персонажей.

…Прежде, чем заиграет музыка, поднимается занавес и открывает великолепное полотно, которое в свою очередь поднимается и открывает основной занавес, на котором изображены тридцать едущих мотоциклов! (нельзя придумать что-то более комичное). Относительно костюмов: Икар, полностью обнажен, на голове огромная булочка, а надо лбом на железной проволоке сидит муха…
Серж Лифарь

Крылья Икара — в версии Дали это должны были быть костыли — также не устроили Лифаря, этот реквизит он сделал себе сам. Декорации и костюмы придумывал Пабло Пикассо.

Премьера балета состоялась в 1935 году на сцене Гранд-Опера. Именно после роли Икара Лифарь получил звание «этуаль» — первого танцовщика Гранд-Опера; раньше этим званием удостаивали только балерин. Позже он выпустил автобиографическую книгу под названием «Мемуары Икара».

Лифарь не оставил свой коллектив во время оккупации в 1940 году. В 1944 году Движение Сопротивления обвинило его в поддержке Гитлера и заочно приговорило к смертной казни. Лифарь вынужден был покинуть Францию. В Монте-Карло он основал театр балета «Новый балет Монте-Карло» с примой-балериной Иветт Шовире. Лифарь возглавлял труппу до 1947 года. После войны его оправдали — постановщик смог вернуться во Францию и продолжить работу в Парижской опере. В 1947 году при театре он открыл Институт хореографии. Воспитанники Лифаря стали звездами мирового балета — среди них Соланж Шварц, Лиссет Дарсонваль, Нина Вырубова, Иветт Шовире и другие.

В 1955 году Лифарю вручили Золотую медаль города, а также «Золотую туфельку» — главную награду в балете.

Лифарь был премьером, педагогом и балетмейстером Гранд-Опера вплоть до 1956 года. Он поставил около 200 балетов, большинство — в собственной хореографии. Среди них — «Послеполуденный отдых Фавна», «Аделаида, или Язык цветов», «Любовь-волшебница», а также «Вакх и Ариадна», где партнершей Лифаря была русская балерина Ольга Спесивцева. Его спектакли оформляли известные художники и сценографы Пабло Пикассо, Леон Бакст, Марк Шагал, Александр Бенуа.

С того времени, как Лифарь покинул Гранд-Опера, никогда больше артистическая сторона в этом театре не была на такой высоте. <...> Лифарь нас всех любил.
Серж Головин, танцовщик, балетмейстер

Увлечения Лифаря

После ухода из Гранд-Опера Лифарь стал преподавать — учил студентов в Сорбонне истории и теории танца. Позже его избрали ректором Университета танца в Париже и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. За возрождение балета во Франции постановщику вручили орден Почетного легиона.

Лифарь также писал картины. Он любил изображать балерин, танец, движение. Выставки этих графических работ с успехом прошли в начале 1970-х годов в Париже, Каннах, Венеции и Монте-Карло.

Еще одним увлечением артиста балета были книги. Он тратил много денег на пополнение книжной коллекции Дягилева, которую выкупил у французского правительства. Помимо дягилевской библиотеки, в собрании Лифаря были старопечатные книги XVI–XIX веков, оригиналы писем Александра Пушкина Наталье Гончаровой.

Истинный друг, великодушный и щедрый, он пренебрегал материальными благами и отдал жизнь идеалу красоты. Лифарь был нашей гордостью.

Еще в 1959 году Лифарь женился на своей давней поклоннице — Лиллан Алефельд-Лаурвиг. Вместе они прожили около 30 лет. После смерти балетмейстера Лиллан Алефельд передала часть его коллекции отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки в его родном Киеве. Похоронили Лифаря в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Сегодня его имя носит один из репетиционных залов в Гранд-Опера.

В публикациях
Куда сходить в Москве и Санкт-Петербурге 27 и 28 октября
Фестиваль мультфильмов, выставки английских гравюр и концерт из проекта «Звучащие полотна».
26 октября 2018

Смотрите также

Матильда Кшесинская
Танцор
Хореограф
Россия
31 августа 1872 — 06 декабря 1971
Бронислава Нижинская
Танцор
Хореограф
Белоруссия (Беларусь)
08 января 1891 — 21 февраля 1972
Айседора Дункан
Танцор
Хореограф
Актер театра
Художественный руководитель
США
27 мая 1877 — 14 сентября 1927
Галина Уланова
Танцор
Хореограф
Россия
08 января 1910 — 21 марта 1998