Кирилл Лавров
Персона

Кирилл Лавров

Годы жизни:
15 сентября 1925 — 27 апреля 2007
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Художественный руководитель
,
Актер театра
Содержание

У Кирилла Лаврова не было профессионального актерского образования – играть он учился прямо на сцене. Несмотря на это он стал художественным руководителем Большого драматического театра Санкт-Петербурга, сыграл в картинах «Живые и мертвые», «Мой ласковый и нежный зверь» и «Долгая счастливая жизнь».

Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде в семье актеров Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Его отец работал в Большом драматическом театре и Театре имени Мейерхольда, а мать – на радио. Когда Кириллу Лаврову было пять лет, его родители расстались. Будущий актер остался с мамой, он вспоминал: «Я всегда знал — у меня есть отец; он у нас бывал, он меня навещал, о нем всегда говорили в семье в очень благожелательных тонах, и для меня он был фигурой достаточно авторитетной. Однако встречи наши были нечастыми. Отец много ездил».

В 1932 году Кирилл Лавров поступил во Вторую среднюю школу Смольнинского района Ленинграда. Учился он хорошо, но много хулиганил, пропускал уроки. Лавров увлекался футболом, посещал тренировки ленинградского клуба «Спартак», и вскоре попал в основной состав юношеской команды – был назначен правым крайним нападающим.

В детстве Кирилл Лавров хотел стать военным и после окончания семи классов, в 1941 году, подал документы в Мореходное училище. Но к учебе приступить не успел – началась Великая Отечественная война. Семья перебралась в Кировскую область. Денег не хватало, поэтому Лавров стал подрабатывать грузчиком, токарем на заводе, охранником. В 1943 году будущий актер записался добровольцем в действующую армию. Правда, на фронт он не попал – его направили в авиационное училище в Астрахани, а закончил он его уже в августе 1945 года. Следующие несколько лет Лавров служил авиатехником на Курильских островах. Там он увлекся литературой и театром, стал участвовать в художественной самодеятельности, играл в любительских постановках.

В 1950 году Кирилл Лавров вернулся в Ленинград, чтобы поступить в театральный институт. Но приемная комиссия не приняла его заявление.

«Меня не приняли в Театральный институт из-за отсутствия аттестата зрелости. Леонид Федорович Макарьев <…> посоветовал пойти в вечернюю школу. Я попытался. Два или три дня занимался математикой, у меня поднялась температура, мне стало противно, я все бросил и понял, что в 25 лет уже не могу учиться в школе <…> А вторая причина, по которой ни отец, ни я не имели диплома о среднем и высшем образовании, — просто лень. Отец постоянно говорил, что это у нас в роду»
Кирилл Лавров (по книге литературного критика Натальи Старосельской «Кирилл Лавров» из серии «Жизнь замечательных людей»)

В это время в Ленинграде на гастролях был Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки, где работал отец Кирилла Лаврова. Его руководитель – Константин Хохлов – согласился принять начинающего артиста в труппу. Лавров перебрался в Киев, где учился актерскому мастерству, играл в спектаклях «Хождение по мукам», «В добрый час», «Рассвет над Москвой» и других. Артист Николай Рушковский писал: «Блестяще играл Алексея в первой пьесе Розова «В добрый час», которая шла в нашем театре очень хорошо. Это уже было по-настоящему, это было из того, что можно предъявлять. Вот в таких ролях Кирилл формировался как актер».

С 1954 года Кирилл Лавров работал в Большом драматическом театре имени М.Горького (сегодня он носит имя Георгия Товстоногова) в Ленинграде. Его пригласил туда Константин Хохлов, который возглавил театр. Артист работал там более пятидесяти лет, он лишь однажды хотел покинуть БДТ – после смерти Хохлова в 1956 году, когда руководителем театра стал Георгий Товстоногов. Почти сразу режиссер начал его менять: распустил половину труппы, убрал из репертуара несколько спектаклей. Кирилл Лавров решил уйти из БДТ сам – актера как раз пригласили в Ленинградский театр комедии. Однако Товстоногов предложил Лаврову сыграть в новых постановках. Уже в сентябре 1956 года артист исполнил одну из главных ролей в спектакле Товстоногова «Шестой этаж». За этой постановкой последовали другие – «Когда цветет акация», «Метелица» и «В поисках радости». Актера заметили критики. О его роли в спектакле писали: «В образе, созданном Лавровым, нет того чудесного максимализма молодости, которым подкупает Олег в исполнении С. Юрского, но в нем больше силы, упорства и воли; он медленнее и труднее приходит к протесту, но в его возмущении больше осознанной силы и зримой мужской ненависти».

Слава пришла к Кириллу Лаврову после спектакля Георгия Товстоногова «Пять вечеров» по одноименной пьесе Александра Володина. В постановке актер исполнил одну из главных ролей – студента Славу. Премьера «Пяти вечеров» прошла в марте 1959 года. Режиссер Анатолий Эфрос вспоминал: «Все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле «Пять вечеров» у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать…». В постановке Товстоногов сделал упор на реалистичную обстановку и искренность героев.

«В «Пяти вечерах» Володина Лавров проявил свою склонность к созданию многозначных характеров. По внешним признакам Слава был прямым продолжением тех симпатичных мальчишек, с которых Лавров начинал. Он был типичным представителем того молодого поколения, которое ничего не хотело принимать на веру <...> Этот курносый симпатяга, дерзкий и смешливый мальчишка с хитроватым, озорным глазом, оценивая про себя сложность отношений Тамары и Ильина, одновременно взвешивал на весах коренные основы жизни. И, очищая ее от стандарта и схемы, открывал для себя наново. А заодно и для нас, сидевших в зале»
Театровед Раиса Беньяш, «Без грима и в гриме»

Через три года Лавров сыграл Алексея Молчалина в постановке «Горе от ума». Режиссер Георгий Товстоногов решил переосмыслить пьесу Грибоедова, иначе взглянуть на главных героев. Лавров позднее писал: «Начиная работу, я поддался соблазну посмеяться над приспособленцем и подхалимом. Я легко обнаружил комедийное начало образа. Но когда однажды меня обожгла мысль о подлинном уме Молчалина, я начал жестоким образом исключать все смешное и подчеркивать все серьезное». Спектакль стал одним из самых известных в репертуаре Большого драматического театра.

После «Горя от ума» Лавров играл и в других популярных постановках – «Поднятой целине», «Мещанах» и «Трех сестрах». В последнем спектакле он исполнил роль штабс-капитана Соленого. Раиса Беньяш писала: «В Соленом-Лаврове рисунок роли определяла программная, вызывающая бестактность, непопадание в общий тон, настойчивость, с какой он привлекает к себе внимание».

Позже Кирилл Лавров исполнял в спектаклях Большого драматического театра главные роли. Актер сыграл городничего в «Ревизоре», Петра Мелехова в «Тихом Доне», Костылева в «На дне» и Астрова в «Дяде Ване». В 1970-м году в постановке «Защитник Ульянова» Юрия Аксенова он впервые исполнил роль Владимира Ленина. Артист вспоминал: «Фигура Владимира Ильича очень противоречивая, с абсолютно шекспировскими страстями, для любого артиста подарок — сыграть такого человека».

Всю жизнь Кирилл Лавров занимался спортивной гимнастикой. В детстве он получил по ней первый юношеский разряд. Зимой актер часто уезжал в лес покататься на лыжах. Лавров увлекался и футболом. Он был капитаном любительской команды Большого драматического театра, посещал матчи «Зенита».

Со своей женой актрисой Валентиной Николаевой Лавров познакомился в 1951 году в Киеве, где они оба играли в Киевским театре русской драмы имени Леси Украинки. Поженились они спустя два года, и вскоре у супругов родился сын Сергей. Как и Лавров, Валентина Николаева после 1954 года была актрисой Большого драматического театра. Однако, в отличие от своего мужа, артистка не стала популярной и после рождения дочери в 1965 году оставила сцену.

В браке у Николаевой и Лаврова прожили почти пятьдесят лет – до смерти Николаевой в 2002 году. Их дочь Мария и внучка Ольга стали актрисами Большого драматического театра.

В небольших эпизодах Кирилл Лавров стал сниматься еще в Киеве в начале 1950-х. Он сыграл в картинах «Звезды на крышах» и «Пути и судьбы». После возвращения в Ленинград актер снялся в лентах «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Медовый месяц», «Повесть о молодожёнах» и других.

Первую главную роль актер получил в 1964 году. В картине Александра Столпера «Живые и мертвые» по одноименному роману Константина Симонова он сыграл военного корреспондента Ивана Синцова. Критик Эмиль Яснец писал: «Секрет роли и, добавим, ее сложность именно в том, что фигура героя предстает как связующее начало разорванных между собой эпизодов фильма <...> Рисуется эпос войны, события изображаются объективной камерой, а соединяются между собой образом Синцова — их свидетеля и участника». Фильм стал одним из самых популярных в год выхода – его посмотрело больше 40 миллионов зрителей – и прославил Лаврова. Актеру писали поклонники, которые благодарили его за искренность и правдоподобие.

После этого его часто звали на главные роли в фильмах. В 1966 году Лавров сыграл в картине Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь», которая получила главный приз на Международном кинофестивале авторского кино в Бергамо. Через год актер снялся в продолжении «Живых и мертвых» – фильме «Возмездие». Вскоре после выхода картины он получил предложение от режиссера Ивана Пырьева сыграть в экранизации романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Лаврову досталась одна из главных ролей – Ивана Карамазова. Многосерийный фильм стал последней работой Пырьева в кино. Режиссер не успел закончить его, и съемками последней третьей серии картины руководили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

«Три больших и чрезвычайно сложных эпизода сняты Ульяновым и Лавровым в качестве режиссеров — «В Мокром», «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» и «Суд», что потребовало от артистов немало сил и — что самое главное! — той самой ответственности за все, которой оба они были буквально пропитаны насквозь. <...> Вряд ли зритель почувствует «другую руку» в этих киносценах: какими бы ни были личные амбиции режиссеров поневоле, они абсолютно не ощутимы в общей ткани кинополотна. Лавров и Ульянов не делали собственный фильм, они завершали, доводили последнюю работу режиссера, которому оказались преданы до конца, пытаясь бережно сохранить все линии, намеченные Иваном Александровичем Пырьевым, не нарушить ту эстетику, в которой лента осуществлялась»
Наталья Старосельская «Кирилл Лавров» (из серии «Жизнь замечательных людей»)

В 1970-х Лавров снялся почти в двадцати картинах. В 1970 году вместе с Людмилой Чурсиной, Василием Лановым и Василием Шукшиным он сыграл в фильме «Любовь Яровая» о годах Гражданской войны, где исполнил роль матроса-красноармейца Федора Швандю. В 1972 году актер снялся в картине «Укрощение огня» о покорении космоса в СССР. Актеру досталась главная роль – инженера-конструктора Андрея Башкирцева. Прототипом этого героя был ученый Сергей Королев. Вскоре после выхода фильма Лаврову присвоили звание народного артиста СССР, а в 1974 году за роль Башкирцева актер получил Государственную премию РСФСР. Через несколько лет его пригласили сняться в советско-финском фильме «Доверие» о признании независимости Финляндии. В ней артист вновь сыграл Владимира Ленина.

В 1978 году Кирилл Лавров сыграл роль графа Карнеева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по повести Антона Чехова «Драма на охоте». Василий Лановой писал: «Актер нашел и заявил своем отрицательном герое не до конца еще утраченные благородные свойства души, попытался вытащить крупицы человеческого из-под спуда цинизма, разврата, духовной опустошенности, показать трагедию гибнущей личности».

В 1980-х Лавров снялся в фильмах «Из жизни начальника уголовного розыска», «Магистраль», «Слушать в отсеках» и других. Самой известной его ролью этих лет стал Дубровский-старший в картине «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Критики писали, что актеру удалось создать убедительный образ дворянина начала XIX века.

В мае 1989 года умер Георгий Товстоногов. Новым художественным руководителем Большого драматического театра его коллектив единогласно выбрал Кирилла Лаврова. Против проголосовал один человек – сам актер. Заведующая литературной частью БДТ Дина Шварц писала: «Здравомыслящий человек, он должен быть единоличным правителем, хотя бы на время». Лавров говорил, что согласился руководить театром, «чтобы не развалилось созданное Товстоноговым». Он не был режиссером, поэтому, чтобы ставить спектакли, привлекал в Большой драматический театр новых постановщиков. Кирилл Лавров не оставил актерской работы: в 1990-х и 2000-х он сыграл в постановках «Коварство и любовь», «Макбет», «Борис Годунов» и других.

В 1990-х актер занимался общественной деятельностью: состоял в Союзе театральных деятелей, Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, был членом жюри премии «Ника». Кино он тоже не оставил, хотя снимался в основном в телесериалах, среди которых были «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей». В 2005 году Лавров сыграл Понтия Пилата в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Об этой роли актер говорил: «Если б мне сказали: «Мастер и Маргарита» — твой последний фильм» — я б не расстроился. Эта роль достойна того, чтобы стать последней. Потому что в каждом из нас сидит кусочек Пилата — человека, который ушел от решения вопроса, не нашел в себе сил бороться и передал проблему другим».

В 2000-х здоровье Лаврова ухудшилось – он тяжело болел. Однако несмотря на это продолжал проводить собрания в театре и планировать новые спектакли. Последнее прошло 20 апреля 2007 года. Через пять дней Лаврова госпитализировали, а еще через два – артист умер. Его похоронили рядом с женой на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Смотрите также

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.