Как читать «Медного всадника» Александра Пушкина
Александр Пушкин назвал свое произведение «петербургской повестью». В ней описан молодой «Петров град» от его рождения до расцвета, а еще — крупнейшее разрушительное наводнение в столице империи, когда в 1824 году Нева затопила почти весь город. Читайте, как и когда поэт создал свое известное произведение, каких персонажей, помимо «маленького человека» Евгения, литературоведы считают главными героями поэмы и как ее заголовок подарил название памятнику.
Петербургское наводнение
В черновиках к поэме Александр Пушкин отмечал, как сильно его потрясло наводнение в Петербурге 1824 года. Под впечатлением от первых рассказов о бедствиях в столице он и задумал написать поэму. За всю историю Петербурга — до наших дней — в городе произошло больше 300 наводнений, но потоп 1824 года до сих пор считается самым разрушительным.
Накануне бедствия с Финского залива дул сильный ветер, волны преградили Неве путь в залив. В ночь на 19 ноября разыгралась буря. Вода в реках и каналах города стала прибывать: ее уровень поднялся на четыре метра выше обычного значения. Около 10 часов утра Нева вышла на улицы даже на самых высоких набережных. Журналист Фаддей Булгарин так описал эти события: «Разъяренные волны свирепствовали на Дворцовой площади, которая с Невою составляла одно огромное озеро, излившееся Невским проспектом, как широкою рекою, до самого Аничкова моста…» Очевидцы сообщали, что почти по всему городу вода стояла выше роста человека. По разным оценкам, погибли от 200 до 600 человек, тысячи получили увечья. Множество домов были разрушены.
Пушкин во время наводнения находился в семейном имении Михайловское неподалеку от Пскова — отбывал там ссылку под надзором местных властей. Наводнение в Петербурге сильно его волновало, о чем он писал своему брату: «Этот потоп с ума мне нейдет… Если тебе вздумается помочь какому-нибудь несчастному, помогай из Онегинских денег. Но прошу, без всякого шума, ни словесного, ни письменного».
История создания «Медного всадника»
К идее создать поэму, посвященную этому событию, поэт вернулся через 11 лет. Октябрь 1833 года Александр Пушкин провел в фамильной усадьбе Болдино Нижегородской губернии. Этот творческий период его жизни называют второй Болдинской осенью (первая — 1830 год). В это плодотворное время Пушкин написал множество произведений, среди них — «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама» и «Медный всадник».
Над «Всадником» Пушкин работал с 6 по 30 октября. В письмах к жене он рассказывал, как шел процесс: «Я работаю лениво, через пень колоду валю. Начал многое, но ни к чему нет охоты; бог знает, что со мной делается». Но в следующем письме уже сообщал: «Недавно расписался и уже написал пропасть».
Пушкин написал поэму четырехстопным ямбом, как и многие другие свои произведения. Поэт тщательно продумывал каждую строку, сохранилось множество черновиков его работы. Например, к вступлению он создал целых шесть вариантов, при этом некоторые строки насчитывали к тому же до десяти версий. В разных частях поэмы различались стили языка — от возвышенного до близкого к повседневному. Поэт Валерий Брюсов отмечал:
В тех частях, где изображается жизнь и думы чиновника, он прост, почти прозаичен, охотно допускает разговорные выражения («жизнь куда легка», «препоручу хозяйство», «сам большой» и т. п.). Напротив, там, где говорится о судьбах России, язык совершенно меняется, предпочитает славянские формы слов, избегает выражений повседневных…
Валерий Брюсов. «Медный всадник: критическая статья о произведении»
Так как Пушкина во время потопа в столице не было, в работе он опирался на описания очевидцев, сообщения из прессы и издания «Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санкт-Петербурге» историка Василия Берха. В книге описывался день катастрофы: «Множество деревянных строений, подверженных первым ударам и сильному напору огромной массы воды, не могли противостоять, поколебались в своем основании и с треском обрушились».
Главный герой поэмы
Поэма состоит из лирического вступления и двух глав. По сюжету мелкий чиновник Евгений влюблен в девушку Парашу (Прасковью) и мечтает жениться на ней. Когда после наводнения он видит разрушенный дом Параши, то от переживаний лишается рассудка. Евгений неделями бродит по городским улицам. А однажды в гневе обращается к памятнику Петра I: самодержца герой считает виновником всех бедствий, потому что город царь основал на Неве. В воображении Евгения всадник оживает, сходит с пьедестала и гонится за ним.
Литературоведы считают, что образ Евгения схож с типом книжного героя «маленький человек», который появился позднее. Так называют персонажей невысокого социального положения и не наделенных особыми талантами и способностями. Евгений служил в одной из многочисленных столичных канцелярий, получал небольшое жалованье и тяготился своей бедностью. Он мечтал о спокойной жизни, уютном доме, любящей жене и детях. Автор не наделил его фамилией, что подчеркивает обычность персонажа.
Хотя Евгений происходил из древнего дворянского рода, он вспоминает об этом родстве редко:
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало,
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто.
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало,
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто.
Жил персонаж по сюжету в петербургском районе Коломна, где обычно селились небогатые чиновники и офицеры. После выпуска из лицея Пушкин тоже несколько лет занимал там комнаты и хорошо знал эти места:
Наш герой
Живет в Коломне;
где-то служит —
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Живет в Коломне;
где-то служит —
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
О его возлюбленной Пушкин приводит меньше подробностей. Известно, что Прасковья жила с матерью, их дом находился на другом берегу Невы, «у самого залива». Вероятно, имелся в виду Васильевский остров: эти места больше всего пострадали во время наводнения 1824 года.
Читайте также:
Персонаж Петра I
Еще один герой поэмы — Петр Великий в образе памятника, который сходит с пьедестала. Скульптуру императору установили в Петербурге на Сенатской площади в 1782 году. Фигура отлита из бронзы, слово «медь» Пушкин использовал лишь как более звучный синоним. А когда поэма вышла, название «Медный всадник» закрепилось и за скульптурой.
Пушкин несколько лет работал над трудом «История Петра I», изучал материалы из архивов и библиотек. Образ императора в произведении он представил двояко: во вступлении — как преобразователя, реформатора, основателя новой столицы, строителя флота:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А затем Пушкин описал Петра как царя-самодержца, олицетворение абсолютной власти: «Какая сила в нем сокрыта!» Автор словно взглянул на него глазами обычного горожанина, чья судьба зависит от «воли роковой» правителя.
Образ Петербурга
Пушкин дал произведению подзаголовок «Петербургская повесть». В романтической литературе 1830-х встречались «кавказские» и «малороссийские» повести. Сюжеты в них разворачивались в далеких от столицы краях, авторы описывали местный быт и этнографические детали. Пушкин перенес такой же изучающий подход к Петербургу — историю города он воспроизводил с большим вниманием к фактам.
Во вступлении поэт описал мечтающего царя на месте будущего города — пока среди темных лесов и болотных топей. Через сто лет «юный град», «Петра творенье» уже затмил блистательностью, богатством и величием Москву. Считалось, что строители усмирили стихию Финского залива: в городе возвели дворцы, разбили сады и парки, а воды Невы заключили в гранит набережных.
Совсем другой образ города и природной стихии предстает в день наводнения. Прежний порядок сменяется хаосом, когда река выходит из берегов:
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Пушкин детально показал масштаб разрушений: снесены мосты, площади превратились в озера, а улицы — в реки. Поэт сравнил волны с ворами, которые лезут в окна, и от них невозможно защититься:
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
На следующий день после катастрофы город вернулся к обычной жизни: люди убирали обломки и ремонтировали дома, а некоторые шли на службу как ни в чем не бывало.
Публикация поэмы и отзывы критиков
Перед печатью поэму лично просматривал Николай I — он внес девять цензурных правок. Пушкин не согласился с замечаниями императора: по его мнению, изменения искажали смысл произведения. В 1834 году вышло только вступление к поэме, к тому же из него изъяли несколько строк. Вступление напечатали в журнале «Библиотека для чтения», публикацию остальных частей отложили. В 1836 году поэт стал переделывать повесть, чтобы ее пропустили в печать, но работу не закончил. «Медный всадник» вышел в 1837 году уже после смерти Пушкина в журнале «Современник». Поэт Василий Жуковский отредактировал повесть по требованию цензуры.
Литературный критик Виссарион Белинский высоко оценил поэму: «Нам хотелось бы сказать что-нибудь о стихах «Медного всадника», о их упругости, силе, энергии, величавости; но это выше сил наших: только такими же стихами, а не нашею бедною прозою можно хвалить их…» Белинский назвал произведение «апофеозой» (прославлением) монарха: «Да, эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России…» Точно неизвестно, читал ли критик вариант Пушкина или только отредактированную версию.
Он изобилует совершенствами всех родов, начиная от своего величавого начала до последней неслыханно грандиозной сцены: когда гигант на бронзовом коне скачет за несчастным юношей, потрясая мостовую копытами металлической лошади, и в бледном сиянии луны простирает вперед свою грозную руку!
Александр Дружинин. «Пушкин и последнее издание его сочинений»
Авторский вариант Пушкина опубликовали только в 1904 году. Уточнения текста по черновикам и заметкам продолжались до конца 1940-х, именно тогда сложилась окончательная версия поэмы.
Автор: Маргарита Ковынева