5 ролей Инны Чуриковой

Актрисой Инна Чурикова
мечтала стать с детства — первую роль она сыграла еще в летнем лагере. Затем занималась в студии при Московском драматическом театре им. Станиславского
, где ее преподавателями были Александр Аронов и Лев Елагин. После окончания школы Чурикова подала документы в три главных московских театральных вуза. В Школе-студии МХАТ
и в Театральном институте им. Щукина она провалилась. Зато с первого раза поступила в Щепкинское училище
 — и сразу сказала, что пришла сюда, чтобы стать знаменитой. Так и произошло: за свою жизнь Инна Чурикова сыграла больше 20 ролей в театре и 50 в кино. Вспоминаем фильмы, в которых раскрылся драматический талант актрисы.

«В огне брода нет»

Инна Чурикова в роли Тани Теткиной и Михаил Кононов в роли Алеши Семенова в художественном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967)
Инна Чурикова в роли Тани Теткиной в художественном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967)
Инна Чурикова в роли Тани Теткиной и Михаил Кокшенов (справа) в роли Зотика в художественном фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967)
Фильм
стал дебютной работой режиссера Глеба Панфилова. На роль главной героини в полнометражную ленту о Гражданской войне он искал девушку, которую однажды увидел в каком-то телевизионном спектакле. Поиски были тщетны, пока однажды Ролан Быков
не посоветовал Панфилову присмотреться к актрисе ТЮЗа Лидии Чуриковой. Чурикову нашли — правда, оказалось, что ее зовут Инна, а не Лида. Режиссер рассказывал: «Встретились мы с Инной уже на «Ленфильме», где я работал и куда мы вызвали ее на кинопробы. Я вошел в комнату, и на меня подняла свои лучистые глаза девушка с моего рисунка и из телеспектакля, в котором я однажды видел ее, это была судьба». Так Чурикова получила свою первую главную роль — медсестры красноармейского поезда и талантливой художницы-самоучки Тани Теткиной. Картина не имела большого успеха в прокате, но фильм хорошо приняли в профессиональной среде. На международном кинофестивале в швейцарском Локарно лента получила «Золотого леопарда». А Инна Чурикова и Глеб Панфилов в начале 1970-х годов поженились.
«Я увлекающийся человек, очень, но все равно я даже не могу представить себе жизнь с кем-нибудь, без Глеба. Не могу», — рассказывала актриса в интервью для книги «Инна Чурикова. Судьба и тема».

«Начало»

Инна Чурикова в роли Паши Строгановой и Леонид Куравлев в роли Аркадия в художественном фильме Глеба Панфилова «Начало» (1970)
Инна Чурикова в роли Паши Строгановой в художественном фильме Глеба Панфилова «Начало» (1970)
Инна Чурикова в роли Паши Строгановой и Михаил Кононов в роли Павлика в художественном фильме Глеба Панфилова «Начало» (1970)
По сюжету фильма московский режиссер заметил главную героиню Пашу Строганову, когда она играла Бабу-ягу в детском любительском театре. Глеб Панфилов в фильме практически изобразил свою историю знакомства с Инной Чуриковой — ведь впервые он увидел ее в роли колдуньи в спектакле Московского ТЮЗа
. Режиссер вспоминал: «В театре она играла зверушек. Единственной человеческой ролью была, пожалуй, Баба-яга. Представьте себе, я в первый раз в жизни пожалел злую колдунью… Раньше и в голову не приходило, что злой, вредной старухе можно сочувствовать».
Изначально Панфилов мечтал снять большой фильм о Жанне д’Арк с Чуриковой в главной роли, однако процесс утверждения затянулся: чиновники не давали официального запрета, но и финансировать картину не спешили. Режиссеру предлагали для начала снять что-нибудь идеологически значимое. Панфилов даже добился разрешения на совместные киносъемки СССР и Франции. Однако французская сторона хотела видеть в главной роли Катрин Денев или Ванессу Редгрейв, а Панфилов не представлял фильма без Чуриковой. Актриса тоже мечтала об этом и в ожидании даже отказалась от роли Сони в фильме Андрея Кончаловского
«Дядя Ваня»
. В итоге было решено снять совершенно другое кино — об актрисе любительского провинциального театра, которой повезло получить роль Жанны д’Арк.
Лента с таким необычным сюжетным ходом сразу завоевала любовь зрителей — ее посмотрел почти 21 миллион человек. Инна Чурикова стала лауреатом премии Ленинградского комсомола и лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». А на 32-м Венецианском кинофестивале Чурикова получила «Золотого льва святого Марка». Несмотря на успех ленты, актриса много раз признавалась: она жалеет о том, что так и не удалось сыграть «настоящую» Жанну д’Арк.
После «Начала»
Чуриковой стало поступать множество предложений. В 1975 году актриса вошла в труппу театра «Ленком»
. Художественный руководитель и режиссер Марк Захаров
вспоминал: ​​ «Ее божественные импровизации, где высокая трагедия парадоксальным образом соседствует с комедийной стихией, легли в основу многих спектаклей «Ленкома».

«Васса»

Инна Чурикова в роли Вассы Железновой в художественном фильме Глеба Панфилова «Васса» (1982)
Инна Чурикова (справа) в роли Вассы Железновой и Яна Поплавская в роли Людмилы Железновой в художественном фильме Глеба Панфилова «Васса» (1982)
Инна Чурикова в роли Вассы Железновой в художественном фильме Глеба Панфилова «Васса» (1982)
Сниматься в фильме
по мотивам пьесы Максима Горького
«Васса Железнова» Инна Чурикова решилась не сразу, однако Глеб Панфилов нашел правильный подход.
«После того как мы начали фантазировать, после того как я поняла, что Васса любит своего мужа единственной сильной любовью, что она любит свой дом, своих девочек, после того как мы стали слушать романсы, которые слушала Васса, я сказала: давай попробую…» — рассказывала сама актриса.
К этому моменту уже вышел очень известный фильм-спектакль по мотивам этой пьесы, где роль Вассы исполняла Вера Пашенная. Критики говорили, что Чурикова вступает в «почти безнадежную конкуренцию». Однако их прогнозы не оправдались: фильм понравился не только публике, но и профессионалам из мира кино. Картина получила золотой приз Московского международного кинофестиваля и четыре Государственные премии РСФСР им. братьев Васильевых, одна из которых досталась Инне Чуриковой.

«Военно-полевой роман»

Инна Чурикова в роли Веры Николаевны и Виктор Проскурин в роли Новикова в художественном фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1983)
Инна Чурикова в роли Веры Николаевны в художественном фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1983)
Инна Чурикова в роли Веры Николаевны в художественном фильме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» (1983)
В фильме Петра Тодоровского
Инна Чурикова сыграла Веру Нетужилину — жену главного героя, который влюбляется в героиню Натальи Андрейченко
. Исполнивший главную роль Николай Бурляев
вспоминал: «На «Военно-полевой роман» она пришла позже, когда я уже отработал с Тодоровским треть фильма. Я всегда считал Чурикову великой актрисой, мне всегда хотелось поработать с ней в паре — и в нашей первой общей сцене мы с ней в паре станцевали. Поначалу она была немного зажата, скованна, трудно входила в роль. Но зато потом уже парила, творила, на ходу импровизировала, придумывала что-то поверх сценария, дополняя тексты…»
Премьера фильма состоялась в 1984 году — его показали в основной конкурсной программе 34-го Берлинского кинофестиваля. Чурикова получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль, а в следующем году фильм даже номинировали на «Оскар»
.

«Курьер»

Инна Чурикова в роли Лидии Мирошниковой в художественном фильме Карена Шахназарова «Курьер» (1986)
Инна Чурикова в роли Лидии Мирошниковой и Федор Дунаевский в роли Ивана Мирошникова в художественном фильме Карена Шахназарова «Курьер» (1986)
Инна Чурикова в роли Лидии Мирошниковой в художественном фильме Карена Шахназарова «Курьер» (1986)
Эту работу Карена Шахназарова
критики называли главным фильмом перестройки. Фильм о молодом человеке, пытающемся найти свое место в жизни, стал одним из лидеров проката. Инна Чурикова сыграла здесь мать главного героя, роль которого исполнил юный Федор Дунаевский. По воспоминаниям съемочной группы, молодой актер был очень своенравным, указывал режиссеру и своим коллегам на ошибки, подолгу выяснял отношения — в том числе и со своей «мамой», Инной Чуриковой.
Одним из самых известных эпизодов фильма стал момент, когда Чурикова и Дунаевский вместе поют под гитару песню «Трава у дома» группы «Земляне» — так произошло примирение экранных матери и сына после ссоры. Карен Шахназаров рассказывал, что эта сцена была импровизацией: Федор любил играть на гитаре на съемках, и в какой-то момент этот эпизод спонтанно решили включить в фильм.
«Курьер»
стал лучшим фильмом 1987 года по опросу журнала «Советский экран», получил специальный приз жюри на Московском международном кинофестивале и Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых.

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна