Олег Янковский

Годы жизни: 23 мая 1944 - 20 мая 2009
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Актер театра
Содержание
В кино актер Саратовского драматического театра
Олег Янковский попал случайно: он встретился в кафе с режиссером Владимиром Басовым
. Артист прославился уже благодаря первым своим ролям в фильмах «Щит и меч»
, «Служили два товарища»
. А в 1970-х и 1980-х он так часто снимался в кино, что критики назвали этот период «временем Янковского». Среди знаменитых ролей артиста — барон Мюнхгаузен из картины «Тот самый Мюнхгаузен»
, Волшебник из «Обыкновенного чуда»
и Отец из «Зеркала»
.

«Выбор был сделан — только театр!»

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года. Местом его рождения указывают либо поселок Карсакпай, либо город Джезказган (сейчас — Жезказган), которые располагаются на территории Казахстана.
Родители будущего актера были представителями старинных дворянских родов. До революции Иван Янковский служил в Семеновском полку, участвовал в Первой мировой войне
. В 1930-х он был репрессирован и сослан в Казахстан, где работал на заводах в Джезказгане и Ленинабаде (сейчас — Худжанд, Таджикистан). Позднее Олег Янковский вспоминал: «Я практически не помню своего отца: он был репрессирован, долго находился в заключении. Мы встретились только незадолго до его смерти».
Мать Янковского Марина Ненастьева в детстве занималась танцами и мечтала стать балериной, а позже выучилась на бухгалтера. Когда Ивана Янковского арестовали, ей пришлось одной воспитывать троих детей: у будущего актера были старшие братья Ростислав и Николай. В 1951 году Янковские переехали в Саратов. Там за детьми следила бабушка Ольга Ненастьева, которая учила их французскому языку.
Коньки, велосипед или — чуть позже — загадочный мир, мерцавший за соседскими стеклами пузатой линзой первого телевизора, — все это существовало не для нас. Но мы даже не испытывали зависти, потому что хотеть этих роскошных вещей было нельзя, не принято, не полагалось.
Олег Янковский
Когда Янковскому было 14 лет, вместе со старшим братом он переехал в Минск. Ростислав Янковский окончил театральную студию и устроился актером в Государственный русский драматический театр Белорусской ССР им. М. Горького (сейчас — Национальный академический драматический театр имени М. Горького).
В Минске Янковский впервые вышел на сцену. Он подменил актрису, которая сыграла подростка Эдика в спектакле «Барабанщица». Янковский вспоминал: «С того вечера все и началось… Запах декораций, кулис, театральная атмосфера буквально завораживали меня. И выбор был сделан — только театр!»
В старших классах Янковский увлекался театром: часто ходил на спектакли, занимался в школьном драмкружке. В свободное время он играл в футбол и даже думал стать профессиональным спортсменом. Однако это увлечение пришлось бросить. В футбол запретил играть старший брат: Янковский так много участвовал в матчах, что начал прогуливать уроки. А однажды он даже пропустил спектакль, в котором должен был вновь подменить заболевшую актрису.
В 1961 году по просьбе матери Олег Янковский вернулся в Саратов. Там же он окончил школу №67. Поступить Янковский решил в медицинский институт на стоматолога. Он хотел хорошо зарабатывать и помогать матери.
В Саратовское театральное училище Янковского зачислили случайно. Он зашел туда, когда возвращался домой из магазина, — хотел спросить, как будут проходить экзамены в следующем году. Вместо этого директор училища сразу зачислил его на первый курс.
Несколько месяцев Янковский даже не ходил на занятия. Он думал, что его приняли по ошибке или из-за недобора. Лишь к концу семестра Янковский узнал, что вступительные экзамены в училище втайне от семьи прошел его старший брат Николай, но в итоге уступил свое место.

Дебют в кино: «Щит и меч» и «Служили два товарища»

В театральном училище Олег Янковский учился плохо. В его характеристике педагог по сценической речи писал: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжелым, рот открывал неправильно». Однако за дипломный спектакль он получил отличные оценки.
Когда в 1965 году Янковский окончил училище, его пригласили в Саратовский драматический театр
. Несколько сезонов актер играл только в эпизодах и массовке.
Вместе с труппой Саратовского драматического театра в 1967 году Янковский поехал на гастроли во Львов. Там в одном из кафе он встретился с Владимиром Басовым
. Режиссер тогда искал актера на роль немца Генриха Шварцкопфа в своем новом фильме «Щит и меч»
. Пригласить в картину Янковского Басову предложила его жена Валентина Титова: заметила, что у начинающего актера «типично арийская внешность».
На пробах Янковский репетировал сцену из фильма вместе со Станиславом Любшиным
, которого уже утвердили на роль разведчика Александра Белова. Артист рассказывал в интервью «Российской газете»: «Олег так стал переживать! <…> Все трагическое состояние было выражено на его благородном лице. <…> Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». <…> И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».
Картина «Щит и меч» вышла в четырех сериях в 1968 году. Первый эпизод фильма «Без права быть собой» стал лидером кинопроката. Его посмотрели почти 70 миллионов зрителей.
В том же году Янковский получил еще одну главную роль
 — красноармейца Андрея Некрасова в ленте «Служили два товарища»
. Вместе с актером в этом фильме снялся его брат Ростислав Янковский, а также Ролан Быков
.

Олег Янковский — театральный актер

К концу 1960-х Олег Янковский стал популярен. Зрители стали специально ходить в Саратовский драматический театр, чтобы посмотреть на артиста. Вскоре он стал получать главные роли в спектаклях: играл князя Мышкина в постановке романа Федора Достоевского
«Идиот»
.
В 1973 году в Саратов из Москвы приехал художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком»)
Марк Захаров
. Ему посоветовали обратить внимание на Янковского и пригласить в труппу. Уже через несколько месяцев актер перешел в «Ленком». Он вспоминал: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».
В театре Янковский дебютировал в роли секретаря парторганизации Горяева в спектакле «Автоград-XXI».
В первой же совместной работе над спектаклем «Автоград-XXI» <…> я ощутил необыкновенную человеческую и актерскую собранность Янковского. Он всегда очень внимательно следил за режиссером, за собой и своими партнерами, был очень нацелен на предстоящее дело. <…> Он постоянно и умело сочиняет, исследует, просчитывает варианты, делает смелые и неожиданные предложения. <…> У него необыкновенно выразительный взгляд. Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет.
Режиссер Марк Захаров, книга «Театр без вранья»
В «Ленкоме» Янковский работал более 30 лет. Он играл Гамлета, Владимира Ленина в «Революционном этюде», Постороннего в спектакле «Диктатура совести».

Фильмы Олега Янковского

В 1970-х Олег Янковский так часто снимался в кино, что критики даже назвали этот период «временем Янковского». Актер сыграл декабриста Кондратия Рылеева в «Звезде пленительного счастья», белорусского издателя и просветителя Франциска Скорину в картине «Я, Франциск Скорина», секретаря парткома Льва Соломахина в драме «Премия».
В 1974 году Андрей Тарковский
пригласил Янковского на роль Отца в свой фильм «Зеркало»
. Режиссеру показалось, что артист внешне очень похож на Арсения Тарковского
. В этой же картине сыграл и сын актера Филипп Янковский: «Я взял в фильм сына, хотя нормальный человек, знающий кинематограф, в общем-то, не имеет права это делать. Я довольно жестоко поступил, застудил его там. Но, надеюсь, Бог меня простит».
Следующей известной ролью Янковского стал Волшебник в телевизионном фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо»
. Перед самым началом съемок актер попал в больницу с сердечным приступом. Он хотел отказаться от роли. Однако Захаров остановил работу над картиной до того момента, пока артиста не выписали из больницы.
В том же году Олег Янковский снялся в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
, экранизации повести Антона Чехова
«Драма на охоте»
. Он сыграл судебного следователя Сергея Камышева. Вместе с Янковским в картине снялись Галина Беляева и Кирилл Лавров
. Специально для ленты композитор Евгений Дога
написал вальс.
Марк Захаров пригласил Янковского и в свою следующую картину — экранизацию повести Григория Горина
«Самый правдивый». Уже несколько лет спектакль по этому произведению шел в театре Советской армии
. Главные роли в постановке играли Владимир Зельдин
и Людмила Касаткина
. Горин хотел позвать их и в фильм. Однако Захаров предложил сыграть барона Карла Мюнхгаузена Янковскому. Актера долго не хотели утверждать на эту роль. В художественном совете студии «Мосфильм»
посчитали, что он не умеет играть комических героев. А еще для роли барона актер казался им слишком молодым. Горин писал: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера».
В прокате фильм получил название «Тот самый Мюнхгаузен»
. Его премьера прошла 1 января 1980 года. Роль барона Мюнхгаузена критики назвали визитной карточкой Олега Янковского.
В 1981 году Янковский снялся еще в трех популярных телефильмах — «Мы, нижеподписавшиеся», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
и «Дом, который построил Свифт». Актер играл и главные, и второстепенные роли. А критики начали писать о разноплановости его героев.
Олег Янковский — один из немногих актеров, для которых не существует больших и маленьких ролей, и это на деле, а не на словах… Он привел с собой на экран героя, которому веришь. Обремененный раздумьями и тревогой, он мыслит, волнуется, живет — и след его присутствия остается надолго в душе зрителя. Мне нравится молчание Янковского — я назвал бы его красноречивым…
Режиссер Эмиль Лотяну
(по книге журналиста Федора Раззакова «Досье на звезд»)
Сам Янковский одной из своих лучших работ назвал трагикомедию «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна
. В фильме он сыграл сотрудника архитектурного бюро Сергея Макарова.
Изначально драматург Виктор Мережко написал сценарий картины специально для Никиты Михалкова. Но Балаяна так поразила игра Янковского в ленте «Мы, нижеподписавшиеся», что он решил позвать именно его: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было еще что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах». За роль в этом фильме актер получил Государственную премию СССР.
В 1983 году Олег Янковский вновь сыграл в картине Андрея Тарковского — фильме «Ностальгия» о русском композиторе Павле Сосновском и его биографе Андрее Горчакове. Ленту снимали в Италии. Над сценарием, кроме Тарковского, работал поэт Тонино Гуэрра. Режиссер Сергей Соловьев
так описывал подготовку к съемкам: «Тарковский устроил ему <…> экзекуцию — для того чтобы Олег пришел в себя, отдалился от массовой культуры. Он поселил его в отель и дал минимум денег <…> Олег недели две прожил в Италии в каком-то вшивом отеле в одиночку на какие-то смешные деньги…<…> И главное, ему не было ясно, когда это кончится, потому что ему никто ничего не мог объяснить: где Тарковский, куда он приехал, зачем? Это Андрей вводил Олега в состояние тоски по родине одному ему известными методами».
На Каннском кинофестивале 1983 года «Ностальгия» получила награду за лучшую режиссуру, премию Международной ассоциации кинопрессы и «Приз экуменического жюри» от христианских критиков. Однако в СССР картину запретили из-за конфликта Тарковского с чиновниками. А вскоре и сам режиссер отказался возвращаться на родину.
Даже после того, как «Ностальгию» запретили в СССР, Олег Янковский продолжил часто сниматься в кино. В том же году читатели журнала «Советский экран» признали его лучшим актером 1983 года за роль в комедии «Влюблен по собственному желанию».
Вскоре Янковский сыграл в новом фильме Марка Захарова «Убить дракона»
. Режиссер много лет хотел экранизировать пьесу Евгения Шварца
«Дракон». Ему удалось только поставить спектакль по ней в студенческом театре МГУ
, но и его закрыли после нескольких показов. Сюжет произведения рассказывал о вымышленном городе, которым правил тиран Дракон. Однажды туда приехал рыцарь Ланцелот, который попытался освободить жителей. Однако они так привыкли к своему угнетателю, что мешали герою.
Фильм вышел на экраны в 1988 году и стал последней киноработой Марка Захарова. Критики написали отрицательные отзывы на картину и назвали ее «излишне политизированной». Однако они хвалили игру Янковского. Актер исполнил в «Убить дракона» роль тирана. Киновед Кирилл Разлогов писал: «Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия — все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства».
Другой известной ролью Олега Янковского в конце 1980-х стал дворянин Василий Позднышев из экранизации повести Льва Толстого
«Крейцерова соната»
. За эту работу актер получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
«Там многое построено на монологах. И каждый вечер я после съемочного дня (а он заканчивался часов в восемь-девять), если не было еще спектакля, до трех-четырех ночи учил текст — по две страницы Толстого ежедневно. <…> Более тяжелой ситуации не помню в своей жизни — просто не мог дождаться, когда все это кончится. Другое дело, что результат получился хороший. Безумно люблю эту работу, считаю ее лучшей. Потому что в картине «Полеты во сне и наяву», за которую я получил столько комплиментов, работать было в радость: это наши дни, это мой герой, и в этом смысле я все про себя знаю. А тут Толстой, экстремальная ситуация — каждый день по три часа вводить себя в состояние человека, исповедующегося в убийстве собственной жены, — тяжелое дело».
Олег Янковский (по книге журналиста Федора Раззакова «Досье на звезд»)

Личная жизнь: «Нас свел цирк»

Со своей женой — актрисой Людмилой Зориной — Олег Янковский познакомился во время учебы в Саратовском театральном училище. Она была старше артиста на несколько лет и училась на другом курсе. Янковский вспоминал: «Нас свел цирк. <…> Нас пригласили вести праздничную программу 7 ноября. А в отличие от драматического театра, в цирке были семейные гримерные (поскольку было много семейных номеров), без разделения на женские и мужские. Нас вместе и устроили в одну гримерную и как-то сочли, что мы муж и жена. И вот начался у нас роман».
На втором курсе артисты поженились. Зорина была одной из лучших выпускниц театрального училища. Именно по ее просьбе Янковского позвали в Саратовский драматический театр, хотя сначала не хотели приглашать туда. В 1960-х Зорина была одной из ведущих актрис коллектива. Янковский писал: «Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. <…> Но мы справились».
В 1968 году у Янковского и Зориной родился сын Филипп, который, как и родители, стал актером.

«Могу работать, как хороший компьютер»: последние годы

В 1990-х Олег Янковский продолжил часто сниматься в кино. В 1991-м он сыграл в фильме «Цареубийца»
Карена Шахназарова
. Эта первая советская картина о расстреле Николая II
и его семьи. За эту роль Янковский получил премию «Ника». А еще через год он стал народным артистом СССР. Он стал последним актером, который удостоился этого звания.
По приглашению французского режиссера Клода Режи Янковский уехал во Францию. Полгода он играл главную роль в спектакле «Падение». Артист вспоминал: «Тяжелее всего было ежедневно играть. Мы не привыкли к такой поденной работе, и в этом была, пожалуй, главная трудность. К тому же играть на французской сцене, не зная языка, тоже дело непростое. Но, сознательно включившись в эту авантюру <…>, сумел открыть в себе неведомые доселе возможности. Не ожидал, что могу работать, как хороший компьютер».
Играл Янковский и в иностранных кинофильмах. Он снялся в картине английского режиссера Салли Поттер «Человек, который плакал». Партнерами артиста по съемкам были иностранные актеры Джонни Депп, Кристина Риччи и Кейт Бланшетт.
В России Янковский тоже снимался в кино. Он исполнил роли в фильмах «Роковые яйца», «Райское яблочко», «Ревизор». А в 2000 году актер даже сам снял фильм. Он экранизировал пьесу Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина получила название «Приходи на меня посмотреть».
Еще Янковский стал президентом российского кинофестиваля «Кинотавр». Он писал о своей работе над мероприятием: «С одной стороны, я заполнил возникшую паузу в работе, с другой — не стал ломать себя, продолжив заниматься тем, чем и раньше, пусть и в несколько ином качестве. <…> И, конечно, испытывал огромное удовольствие, когда фестиваль получался, когда я видел в Сочи наших артистов».
В «Ленкоме» Олег Янковский был занят в спектаклях «Чайка» по одноименной пьесе
Чехова и «Варвар и еретик» по роману Достоевского «Игрок»
. Критики назвали удачей роль актера в спектакле «Шут Балакирев» Марка Захарова. Основой постановки стала последняя незаконченная пьеса Григория Горина. В спектакле Янковский сыграл Петра I
. В 2002 году за эту работу артист получил сразу несколько наград — Государственную премию России, театральную премию имени К.С. Станиславского, премию «Кумир».
А за роль филолога Дмитрия Чарышева в ленте Валерия Тодоровского «Любовник» Янковский удостоился приза за лучшую мужскую роль кинофестиваля «Кинотавр». Кроме этого фильма, в 2000-х он снялся в экранизациях русской классики — картинах «Анна Каренина» и «Без вины виноватые». За сериал «Доктор Живаго» артист получил премии «ТЭФИ» и «Золотой орел».
В 2008 году Олег Янковский сыграл в еще одном фильме Тодоровского. В мюзикле «Стиляги» он исполнил роль отца стиляги Фреда. Последней ролью артиста в кино стал митрополит Филипп в ленте Павла Лунгина «Царь».
В последние годы у Янковского были проблемы со здоровьем. Актер несколько раз попадал в больницу. 10 апреля 2009 года он сыграл свою последнюю роль в театре — моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по пьесе
Николая Гоголя
. Вскоре Янковского вновь госпитализировали, 20 мая 2009 года он умер. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище в Москве.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна