Николай Караченцов
Персона

Николай Караченцов

Годы жизни:
27 октября 1944 — 26 октября 2018
Страна рождения:
СССР
Сфера деятельности:
Актер кино
,
Исполнитель
,
Актер театра
Содержание

Николай Караченцов почти 40 лет проработал в «Ленкоме» (сейчас — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»). Мировую известность ему принесла роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось». У отечественных зрителей были популярны фильмы с участием Караченцова: «Старший сын», «Приключения Электроника», «Человек с бульвара Капуцинов». А еще актер учился играть на гитаре у Владимира Высоцкого и играл в теннис с Борисом Ельциным.

Николай Караченцов родился в Москве 27 октября 1944 года в семье иллюстратора и графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Его отец состоял в Союзе художников СССР, рисовал агитационные плакаты, сотрудничал с известными советскими газетами, журналами и издательствами. Мать Караченцова ставила балеты в крупнейших театрах России, работала в Европе, Азии и на Среднем Востоке. Позже родители развелись, и будущий актер остался с матерью. Она не препятствовала общению сына с отцом.

Родители как-то очень интеллигентно развелись. Без выяснений отношений. Папа к нам приходил, мама легко меня отпускала к нему.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»

С ранних лет Николай Караченцов увлекался балетом и мечтал выступать на сцене Большого театра. Ему казалось, «что танцовщик — это самое лучшее, чем должен заниматься мужчина». Но мать отговорила его от этой затеи. У мальчика были способности к художественному творчеству: когда Караченцову было девять лет, одна из его работ попала на выставку. Однако он не захотел становиться художником и вскоре забросил рисование.

Поначалу Николай Караченцов учился в московской школе, а потом, когда мать стала работать в Улан-Баторе, пару лет занимался в местном учебном заведении при советском посольстве. В конце 1950-х годов Янина Брунак отправилась во Вьетнам и устроила сына в московский интернат при Министерстве внешней торговли СССР. На последних годах обучения Караченцов увлекся актерским мастерством и записался в специальные мастерские.

В студии детского театра поставили спектакль «Плутни Скопена», где я играл Скопена. А в студии Дома кино <…> — спектакль «Два цвета». Такой же спектакль шел в «Современнике», я изображал бандита по кличке Глухарь. Ту же роль в «Современнике» играл Евгений Евстигнеев, чем я очень гордился.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»

После школы Николай Караченцов решил учиться на актера.

Для поступления Караченцов выбрал Школу-студию МХАТ. На экзамене он прочитал отрывок из романа Бориса Горбатова «Донбасс», басню Ивана Крылова «Крестьянин и медведь» и «стихотворение какого-то арабского поэта». Караченцов прошел отборочные этапы, однако приемная комиссия зачислила его не сразу. Тогда на защиту абитуриента встал театральный педагог Виктор Монюков, и в итоге он же взял Николая Караченцова на свой курс. На следующий год будущий актер стал отличником и начал получать стипендию.

Я трудно поступал в институт. Чуть не вылетел из абитуриентов. Третий тур, потом третий повторный. <…> Месяц я все же пробыл вольнослушателем, потом меня перевели в «основной состав».
Из книги Николая Караченцова «Я не ушел…»

Учителями Караченцова в Школе-студии были актеры Василий Топорков, Виктор Станицын, Кира Головко, Олег Герасимов. Историю преподавал театровед, которого называли «живым воплощением чеховской интеллигентности», — Виталий Виленкин.

В студенческие годы Николай Караченцов увлекался игрой на гитаре. Тогда же актер познакомился с Владимиром Высоцким: он окончил Школу-студию МХАТ за несколько лет до того, как туда поступил Караченцов. Знаменитый советский певец продемонстрировал ему, первокурснику, как нужно исполнять песню «Цыганочка».

И тогда мы с Мишей Езеповым… не пошли на лекцию, а заперлись в шестой аудитории, и там в течение полутора часов Володя Высоцкий двум соплякам с первого курса показывал всякие заходы игры на гитаре, даже ногами цыганочку изображал. Вот такие отношения. Сказка!
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»

На втором и третьем курсах Николай Караченцов играл в постановках по пьесам Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и «Последние дни». В первой он исполнял роль жулика Жоржа Милославского, а во второй — часовщика и соглядатая Никиту Биткова. Для лучшего погружения в роль он читал все произведения литератора, в том числе и те, что распространялись только подпольно. Жена писателя, Елена Булгакова, лично приходила к ним на курс.

До конца своего обучения Николай Караченцов получал пятерки и считался одним из лучших студентов. В 23 года он выпустился из института. Ему предложили работу в Московском театре им. Ленинского комсомола («Ленкоме»).

В 1967 году «Ленком» покинул Анатолий Эфрос, вместо него на следующие четыре года главным режиссером стал Владимир Монахов — в своей автобиографии «Я не ушел…» Николай Караченцов отзывался о нем как об очень приятном человеке. Начинающий актер много играл на сцене, в том числе и в главных ролях.

В начале 1970-х в театре вновь сменился руководитель. Его возглавил режиссер Марк Захаров. На новом месте его премьерным спектаклем стал «Автоград-21». В основу постановки легла пьеса, которую Захаров написал совместно с драматургом и певцом Юрием Визбором. Сюжет рассказывал о строительстве большого автозавода на Урале. Николаю Караченцову досталась второстепенная роль. Вместе с другими актерами он участвовал в хоре, пел злободневные пародийные баллады — зонги. В своем следующем спектакле режиссер обратился к роману-поэме бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» и пьесе драматурга Григория Горина «Тиль». Караченцову в этот раз досталась главная роль. Актер сыграл шута и хулигана, средневекового борца за правду Тиля Уленшпигеля.

«Тиль», вероятно, главный спектакль в моей жизни, это шутовская комедия. И я играл в ней шута.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»

За этой постановкой последовало множество других. Николай Караченцов играл на сцене самые разные по темпераменту роли — от вожака рейнджеров до врача. Но больше других зрители полюбили в его исполнении графа Резанова в постановке Захарова «Юнона и Авось». Этот спектакль по одноименной рок-опере композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского рассказывал о драматической любви русского путешественника и юной испанки. Караченцов играл в нем более 20 лет. Гастроли с успехом прошли во многих городах Европы и в США.

В «Ленкоме» Николай Караченцов проработал почти 40 лет. За это время он сыграл более чем в 20 постановках. Свою верность месту работы актер объяснял уважением к Марку Захарову: «Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы. Но какой смысл уходить от лучшего режиссера?»

Николай Караченцов впервые оказался на киноплощадке в конце 1960-х годов. Он дебютировал в телефильме Марии Муат «…И снова май!». Картина рассказывала о том, как большевики наладили выпуск нелегальной литературы.

Популярность актеру принесла роль в ленте Виталия Мельникова «Старший сын». По сюжету его герой, чтобы переночевать в тепле, заявил хозяину первой попавшейся квартиры, что тот его отец. В этой картине вместе с Караченцовым играли Евгений Леонов и Михаил Боярский.

Мы снимались с Мишей Боярским в нескольких картинах. Самая известная — «Собака на сене». Встречались у Аллы Ильиничны Суриковой в фильме «Чокнутые». Мишка в «Чокнутых» играл Царя.
Из книги Николая Караченцова «Я не ушел…»

С Леоновым Караченцов также работал в одном театре и вспоминал, как старший коллега его опекал и угощал: «Вечером, после съемки, обязательно потащит к себе, бутербродик вручит, чаек нальет».

Фильмы и сериалы Николая Караченцова лидировали по количеству просмотров. Так было с «Приключениями Электроника», «Человеком с бульвара Капуцинов», «Белыми росами», «Королевой Марго». Всего он сыграл более 100 ролей, в приключенческих лентах выполнял трюки без дублеров. Актер отмечал, что киностудии ему давали играть разных по характеру персонажей: «…на «Ленфильме» меня могли снимать в положительных ролях, а на «Мосфильме» я рассматривался исключительно как уголовник».

Караченцов также известен как актер дубляжа: по-русски его голосом говорит французский актер Жан-Поль Бельмондо, а также герои многих отечественных мультфильмов.

Николай Караченцов увлекался пением. Основу его репертуара составляли композиции из кино и мультфильмов. Со многими из них артист выступал на концертах. Самые популярные песни выходили на дисках и аудиокассетах: «Я тебя никогда не забуду», «Кленовый лист» и другие.

Еще одной страстью актера был теннис. С этим видом спорта Николай Караченцов познакомился еще в юности ​​и «влюбился в него тут же: раз и навсегда». Он выходил на корт с первым президентом России Борисом Ельциным, президентом Федерации тенниса Шамилем Тарпищевым, журналистом Борисом Ноткиным. Караченцов старался не пропускать и любительских турниров.

Свою будущую жену Николай Караченцов встретил в театре. Актриса Людмила Поргина устроилась в «Ленком» через несколько лет после него и получила роль в спектакле «Музыка на одиннадцатом этаже». Караченцов тоже в нем играл.

На «Одиннадцатом этаже» и начался наш роман, который длился довольно долго и в конце концов, первого августа 1975 года, завершился бракосочетанием.
Из книги Николая Караченцова «Корабль плывет»

В браке у пары родился сын Андрей. Он получил юридическое образование и работает адвокатом. Актерская чета прожила вместе больше 40 лет.

В середине 2000-х Караченцов попал в автомобильную аварию, после которой долго восстанавливался. Артист смог впервые подняться на сцену только через два года. Со временем он продолжил участвовать в творческих вечерах.

Николай Караченцов умер 26 октября 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

Фильмы

Спектакли