Александр Островский
Персона

Александр Островский

Годы жизни:
12 апреля 1823 — 14 июня 1886
Страна рождения:
Россия
Сфера деятельности:
Драматург
,
Писатель
Содержание

Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».

Александр Островский. Около 1859. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованию, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой. Друг будущего драматурга, поэт Николай Берг писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)».

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой». Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.

«Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук»
Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»
Комедия Александра Островского «Свои люди - сочтемся» в журнале «Москвитянин» № 6. 1850. Москва

В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где, в основном, рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.

«С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант»
Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди - сочтемся» или «Банкрот». По сюжету, купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманула дочь Липочка и ее мужем, и отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном <...> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!». В 1850 году «Свои люди - сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам <...>, где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

Однако в 1850 году Николай I запретил поставку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица <...> отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

«Бытовой репертуар, если он художественен, т.е. правдив, - великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться»
Александр Островский, драматург
Группа писателей-авторов «Современника». Слева направо: Лев Толстой, Дмитрий Григорович (верхний ряд); Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский (нижний ряд). 1856. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани - не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться на выгодном браке. Это первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету, купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок - общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе <...> эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов <...> у русского драматического искусства один только я. Я - всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом»
Александр Островский. «Автобиографическая записка»
Актриса Любовь Никулина-Косицкая. Фотография: yarwiki.ru

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.

В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».

Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии».

В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность - не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу - вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной - Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева - играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

Александр Островский с артистами Малого театра. Слева направо: Федор Бурдин, Александр Островский, Александр Нильский, Иван Горбунов, Любовь Никулина-Косицкая, Корнелий Полтавцев. 1863. Фотография: yarwiki.ru

В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты». По сюжету, молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист «Вестника Европы» Евгений Утин писал: «Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: <...> взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера». Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе «Бешеные деньги», в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале «Отечественные записки».

В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого. Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому. О работе с Островским музыкант вспоминал: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета <...> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут».

В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии «Правда - хорошо, а счастье лучше» и «Последняя жертва». Островский вспоминал: «Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво».

В 1879 году Островский написал пьесу «Бесприданница» о молодой незамужней девушке Ларисе Огудаловой. По сюжету, в город спустя год вернулся ее возлюбленный, богатый барин Паратов, однако он уже обвенчан с другой. Обманутая Огудалова решила выйти замуж за чиновника Карандышева. История закончилась трагедией: будущий супруг из ревности убил невесту. Островский позаимствовал фабулу из уголовной хроники. Незадолго до начала работы над пьесой в Кинешемском уезде Костромской губернии муж в порыве чувств выстрелил в жену.

«Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете «Русские ведомости» писали: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Пьеса Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.

Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра». Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов <...> сознание, что я работаю для общего дела не дозволяло мне жалеть себя». Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий».

Открытие памятника Александру Островскому. 1929. Москва. Фотография: maly.ru

Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники» о бедной начинающей актрисе, которая мечтает о театральной славе и деньгах. Комедию опубликовали в журнале «Отечественные записки». Параллельно драматург переводил итальянские произведения: «Великий банкир» Итало Франки, «Заблудшие овцы» Теобальдо Чикони, «Кофейня» Карло Гольдони. Летом 1883 года Островский вместе с братом Михаилом отправились в путешествие на Кавказ. Там писатель начал работать над пьесой «Без вины виноватые». В книге «О театре. Записки, речи, письма» он вспоминал: «Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; <...> Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет еще работать и давать ей художественные наслаждения». Премьера прошла в 1884 году в Александринском театре.

Несмотря на то, что Островский много работал, денег не хватало: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало. В 1884 году император Александр III назначил писателю пенсию в три тысячи рублей. Вскоре государь определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров»: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами.

«Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно - общенародным в самом широком смысле писателем»

Однако проработал там литератор недолго. В 1886 году Александр Островский скончался от болезни сердца в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Деньги на погребение выделил Александр III.

Василий Перов. Портрет драматурга Александра Островского (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1. Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

2. В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди - сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков - заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады <...> как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность - не порок».

3. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал про Л.П. про такой же сон».

4. Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию - иногда на 10-15 страниц.

5. По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.

Фильмы

Бесприданница
Драма
1936
82 мин
Ледяная внучка
Сказка
1980
73 мин
Снегурочка
Сказка
1952
41 мин

Спектакли

Лекции

Книги

Смотрите также

Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.