Публикации раздела Музеи

7 картин художников XX века

До 29 января в Московском музее современного искусства проходит выставка «Грани ХХ века» — экспозиция произведений прошлого столетия из собрания Самарского художественного музея. Что такое «суровый стиль», кто из художников заказывал сдобу специально для натюрморта и почему изображение рук так важно для портрета? «Культура.РФ» рассказывает про семь работ мастеров XX века, представленных на выставке.

Валентин Белоусов. «Карусель». 1967

Валентин Белоусов. Карусель (фрагмент). 1967.
Самарский областной художественный музей, Самара

Валентин Белоусов родился в Куйбышеве в 1930 году. Становление его творческих взглядов пришлось на шестидесятые годы, когда в советской живописи сложился новый стиль — «суровый». Его последователи противопоставляли свои работы социалистическому реализму сталинской эпохи. Если для картин соцреалистов были характерны приукрашенная действительность и идеализированные образы, то в годы оттепели художники обратились к правдивому изображению обычной жизни простых людей. Однако Белоусов стремился найти собственный стиль.

«Я всегда считал, что главным профессиональным качеством художника должна быть его самобытность, его непохожесть на других. Смысл жизни живописца — открыть что-то для себя, поэтому все, что я вижу, я пытаюсь выразить в картинах через призму моей души. Я не стремлюсь к доскональному изображению, к натуралистической манере письма. Художник должен преображать этот мир», — говорил сам художник.

Работы Белоусова отличались простыми и вместе с тем динамичными композициями, отсутствием дробных мазков и мелких деталей. Исследователи считают художника первооткрывателем жанра городского пейзажа. Одной из ярких особенностей работ Белоусова была нестандартная композиция: взгляд с высоты птичьего полета. Именно так выстроена картина «Карусель».

Юрий Боско. «Будни Сталинградской ГЭС». 1959–1960

Юрий Боско. Будни Сталинградской ГЭС (фрагмент). 1959–1960.
Самарский областной художественный музей, Самара

Волжская ГЭС до сих пор остается крупнейшей гидроэлектростанцией в Европе. А работать на «стройке века» в годы ее возведения считалось престижным. Многие участники строительства осваивали новые специальности прямо на площадке: так, за год на Сталинградской ГЭС было подготовлено 2500 самых разных специалистов.

Картину «Будни Сталинградской ГЭС» художник Юрий Боско написал в год завершения масштабного строительства гидроэлектростанции. Для переправки людей и грузов с одного берега на другой на высоте 40 метров построили канатную дорогу. Такой способ доставки стройматериалов использовали впервые, а в дальнейшем его применяли при строительстве других плотин. Именно эту дорогу изобразил Боско.

Картину экспонировали не только на республиканских и всесоюзных выставках, но и в Англии, Китае, Румынии. Крупноформатное полотно написано темперой, яркими контрастными цветами. Исследователи отмечают в этой работе влияние Александра Дейнеки: Боско использовал характерный для Дейнеки необычный ракурс, динамичную композицию.

Исаак Бродский. «В.И. Ленин в Смольном» (авторское повторение). 1935

Исаак Бродский. В.И. Ленин в Смольном (авторское повторение; фрагмент). 1935.
Самарский областной художественный музей, Самара

Официальное советское искусство 1930-х годов делало ставку на так называемых попутчиков — высококлассных мастеров, идеологически нейтральных, но при этом готовых качественно выполнить любой важный для государства заказ. Один из них — Исаак Бродский. Он был учеником Ильи Репина и стал известным и продаваемым мастером задолго до 1917 года. После революции Бродский вступил в Ассоциацию художников революционной России, куда входили в основном реалисты, продолжавшие традиции передвижников. Такую живопись новая власть одобряла — ведь художники посвящали свои работы тяготам жизни простого народа.

Писатель Максим Горький познакомил Бродского с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник считал вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью. Писать портреты Ленина Бродский начал уже в 1920-х, в годы Гражданской войны, и создал огромное количество подобных работ.

Особенно известной и часто тиражируемой стала картина «В.И. Ленин в Смольном», которую Бродский написал в 1930 году. Художник стремился сделать работу документальной, передать все детали интерьера, обстановки, словно она выполнена с натуры. Однако на самом деле картина была написана уже после смерти Ленина. Ее неоднократно экспонировали на выставках и воспроизводили в печати, кроме того, Бродский выполнил несколько авторских повторений.

Владимир Васильев. «Первоклассница». 1949

Владимир Васильев. Первоклассница. 1949.
Самарский областной художественный музей, Самара

Владимир Васильев сначала учился на скульптурном отделении Строгановского художественно-промышленного училища в Москве, но в 1917 году поступил на живописный факультет во Вхутемас. Год он был студентом в мастерской Дмитрия Штеренберга, затем занимался у знаменитых художников Петра Кончаловского и Александра Осмеркина. В годы Великой Отечественной войны Васильев работал над плакатами «Окон ТАСС» совместно с Юрием Пименовым, оформлял спектакли московских театров, создавал книжные иллюстрации и обложки.

В конце 1940-х годов главным стилем в искусстве оставался соцреализм, однако изменились герои картин. Если раньше художники показывали подвиги героев социалистического труда, то теперь они начали уделять больше внимания будням простых советских людей, их бытовым радостям и трудностям.

Работа «Первоклассница» напоминает многие оптимистичные картины на тему детства, которые советские художники стали писать в послевоенный период. Например, композиционно она похожа на полотно «Прибыл на каникулы» Федора Решетникова 1948 года. Как раз в 1948–1949 годах в школу пошли дети, рожденные в военные годы, и перед живописцами стояла идеологическая задача показать, что их ждет светлое будущее в мирной советской стране. Поэтому «Первоклассница» написана в теплой цветовой гамме, а все герои картины показаны открытыми и радостными.

Виктор Ефанов. «Портрет скульптора В.П. Акимова». 1942

Виктор Ефанов. Портрет скульптора В.П. Акимова (фрагмент). 1942.
Самарский областной художественный музей, Самара

Василий Ефанов стал известен в 1930-х годах благодаря многофигурным монументальным полотнам, посвященным политическим лидерам и известным людям СССР. Например, на картине «Незабываемая встреча» он изобразил визит трудящихся в государственное учреждение, где их встречали Иосиф Сталин, Михаил Калинин, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов и Надежда Крупская.

Во время Великой Отечественной войны Ефанова отправили в эвакуацию в его родной город Куйбышев (сейчас — Самара). Однако художник неоднократно выезжал на Сталинградский фронт, где делал эскизы для портретов солдат.

В тот же период Ефанов создал целую серию портретов деятелей советской культуры. Одним из них стал портрет скульптора Василия Акимова. Ефанов изобразил его в процессе работы над бюстом Александра Пушкина. Художник придавал большое значение изображению рук, точной передаче их движений.

«Руки помогают и дополняют характеристику личности. Они как бы его второй портрет. Я по своей практике знаю, если не уделить должного внимания рукам, то самый хороший портрет окажется неглубоким, поверхностным», — говорил Ефанов.

Владимир Стожаров. «Московская сдоба». 1964

Владимир Стожаров. Московская сдоба (фрагмент). 1964.
Самарский областной художественный музей, Самара

Владимир Стожаров окончил живописный факультет Московского государственного института им. В. Сурикова. С 1950-х годов художник много ездил по стране, путешествовал по Русскому Северу, где собирал материал для своих работ.

Одним из любимых жанров Владимира Стожарова был натюрморт. Сохранились рассказы очевидцев о его работе над картиной «Московская сдоба». Часть предметов из этого натюрморта принадлежала самому художнику: яблоки, которые он привез с дачи, пачка кускового сахара — из поездки на Север, заварочный чайник, самовар. Его же можно увидеть на другой работе — «У самовара» 1956 года. Сушки и калачи Стожаров купил в обычном магазине, а вот сдобу специально заказывал в Филипповской булочной, расположенной недалеко от Елисеевского гастронома. Художник попросил пожилую сотрудницу пекарни собственноручно выпечь сдобные булки так, какими они были в ее детстве.

Живопись Стожарова часто сравнивали с работами Леонарда Туржанского, ученика Константина Коровина: их объединяла смелая, плотная манера письма. Стожаров старался не перегружать картины чрезмерной детализацией, для его работ, как для картин импрессионистов, характерна этюдность. Критики называли его талантливым колористом, так как живописец уделял много внимания цвету. Не стал исключением и натюрморт «Московская сдоба», выполненный в теплых тонах, с равномерным светом, прописанной фактурой каждого предмета.

Геннадий Филатов. «Волга у Жигулей». 1964

Геннадий Филатов. Волга у Жигулей. 1964.
Самарский областной художественный музей, Самара

Благодаря разнообразному природному ландшафту Самарской области, пейзаж стал одним из самых популярных жанров у местных художников. Одним из них был Геннадий Филатов. Живописец родился в Москве в 1929 году, но во время войны его родители, служащие завода им. Фрунзе, были эвакуированы в Куйбышев, и впоследствии семья осталась жить там. В 1950-х годах в Самаре сложилось активное художественное сообщество, в родной город начали возвращаться выпускники столичных художественных учебных заведений: Валентин Пурыгин, Иван Комиссаров, Юрий Филиппов и другие. В этот период увлекся творчеством и сам Геннадий Филатов.

На картине «Волга у Жигулей» художник изобразил надвигающуюся грозу над рекой, большую часть пространства полотна занимает небо. Эту работу художник написал на основе нескольких этюдов, сделанных на правом берегу Волги в 1963 году: «Волга в сентябре», «Бакены на берегу», «Август. Волга». Художник изобразил множество деталей — лодки, человеческие фигуры, буксир и теплоход на реке. Цветовой доминантой полотна стал красный семафорный знак на берегу.


Автор: Полина Пендина

Смотрите также