Александр Дейнека

Годы жизни: 20 мая 1899 - 12 июня 1969
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но позже художник нашел свою тему — спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске

Александр Дейнека. Автопортрет в панаме (фрагмент). 1920-1930. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Курск
Александр Дейнека. Родной дом (фрагмент). 1914. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Курск
Александр Дейнека. Автопортрет (фрагмент). 1948. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Курск
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом.
После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, где его заметило руководство. Дейнеку направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас.
В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника.
В 1928 году он создал знаменитую картину «Оборона Петрограда» — одно из его любимых полотен. Масштабное произведение Дейнека написал всего за неделю.

«Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан!»

Александр Дейнека. Бег (фрагмент). 1932. Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», Тула
Александр Дейнека. Физкультурница (фрагмент). 1933. Российская государственная библиотека, Москва
Александр Дейнека. Футбол (фрагмент). 1928. Ивановский областной художественный музей, Иваново
Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта, — «Футбол». Художник создал ее в 1924 году. Он будто соединил в пространстве холста несколько кадров кинопленки, отсылая зрителя к языку кино.
Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок.
Из воспоминаний Александра Дейнеки
В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом: во Вхутемасе борьба была в почете. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.
Александр Дейнека. В обеденный перерыв в Донбассе (фрагмент). 1935. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия
Александр Дейнека. Оборона Петрограда (фрагмент). 1928. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. Юность (фрагмент). 1961. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…
Из воспоминаний Александра Дейнеки
Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.
В 1930-е годы Александр Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Карандаш художника подмечал острые моменты, легко запечатлевал сложные ракурсы.
Александр Дейнека. Раздолье (фрагмент). 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Дейнека. Гладиолусы (фрагмент). 1954. Частное собрание
Александр Дейнека. Девушки в выходные дни (фрагмент). 1949. Выставочный зал союза художников России, Москва
В 1932 году Александр Дейнека написал известное полотно «Бег», а спустя год создал плакат «Физкультурница». На нем была изображена стройная спортивная девушка, которая готовится метнуть диск, а рядом — броское четверостишие: «Работать, строить и не ныть! / Нам к новой жизни путь указан, / Атлетом можешь ты не быть, / Но физкультурником — обязан!» На заднем плане — образы стрелка, велосипедистов и бегунов, готовых в любой момент оставить стадион и встать на защиту молодого Советского государства.
На полотне «В обеденный перерыв в Донбассе» 1935 года Александр Дейнека изобразил молодых шахтеров, которые выбегают из реки на фоне выгоревшего летнего неба. Крупные монументальные фигуры словно надвигаются на зрителя из пространства холста. Сверкающие брызги воды и короткие контрастные тени подчеркивают ощущение полуденного зноя.

Скульптура, мозаика, батальное полотно

Александр Дейнека. Оборона Севастополя (фрагмент). 1942. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Дейнека. Скульптура «Эстафета». 1945. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека. Эстафета по кольцу «Б» (фрагмент). 1947. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя
в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Дейнека с репортажной достоверностью передал панораму спортивного праздника: яркий солнечный день, сосредоточенные и серьезные бегуны, нарядные зрители с цветами, среди которых художник изобразил и себя.
Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, старательно подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах.
Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»
московского метро
. Их выполнили в мастерской знаменитого художника Владимира Фролова.
На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников: Андрей Васнецов (внук Виктора Васнецова
), Герман Черемушкин, Юлия Данешвар, Изабелла Агаян.
Александр Дейнека скончался в Москве в 1969 году. Его произведения хранятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна