ТÉМПЕРА

ТÉМПЕРА
Слово «темпера» происходит от латинского temperare, что означает «смешивать», «смягчать». Темперой называют краски, которые изготавливают из сухих порошковых пигментов. От масляных красок они отличаются связующим веществом. Для темперы традиционно использовали составы на основе цельного яйца или яичного желтка, тогда как для масляных красок — льняное или другие растительные масла.

Темперой называют также живопись, выполненную темперной краской. Ее свойства позволяют перекрывать большую поверхность и писать тонкими длинными линиями. Темперные краски более устойчивы к внешним воздействиям, чем масляные, и дольше сохраняют яркость и цвет.

Темпера появилась намного раньше масляных красок: она была известна уже в Древнем Египте. В Средневековье темперой писали иконы. Мастера хранили технологию изготовления красок и передавали ее подмастерьям. На Руси техника появилась в X веке, она пришла из Византии вместе с иконописью.

Древние рукописи сохранили секреты и приемы иконописцев. Темперой писали на ткани — паволоке, которую наклеивали на деревянную доску. Ткань покрывали грунтом, затем наносили тонким слоем краску. После завершения работы красочный слой укрепляли маслом или слоем олифы.

Помимо иконописи, темперу использовали в росписи зданий и в народных промыслах, например такими красками писали лаковые миниатюры Палеха.

В начале XVIII века, после распространения масляных красок в России, темперу вытеснила масляная живопись. Но уже в XIX веке художники снова обратились к этому материалу и вновь стали использовать темперные краски в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Сегодня темперу изготавливают как из натуральных ингредиентов, так и из синтетических. Современные художники не покрывают темперу лаком, как в старину, поэтому поверхность их картин становится матовой.
Материалы по теме