Архитектура XX века: от модерна до формализма
Какие архитектурные стили господствовали в начале XX столетия, а какие — в конце? Кто стал идеологом конструктивизма, а кто начал «борьбу с излишествами» в СССР? Как политические и философские концепции меняли облик городов? Рассказываем о модерне, конструктивизме, рационализме, брутализме и других художественных стилях XX века.
Как развивалась архитектура в XX веке
В XX столетии быстро развивались технологии, в том числе строительные: появлялись новые инструменты и материалы, совершенствовались уже существующие. Еще в конце XIX века изобрели стальной прокат и железобетон, затем появились новые сплавы алюминия, полимеры. Архитектор Татьяна Маклакова в книге «Архитектура двадцатого века» писала: «На базе этих изобретений в ХХ веке интенсивно развивались новейшие формы несущих и ограждающих конструкций. <…> Эти достижения дали совершенно новые выразительные средства, которые в совокупности способствовали сложению новых архитектурных форм и образов». По ее мнению, для зданий того времени характерны три основные черты: глобальность, быстрая смена художественных направлений и массовость.
В эту эпоху строили намного больше зданий, чем раньше, господствующие стили быстро сменялись. Кандидат технических наук Константин Лидов писал: «Значительное количество архитектурных проектов второй половины ХХ века посвящены поискам того самого «современного» всемирного стиля, который должен усреднить, перемешать и вытеснить все разнообразие локальных стилей».
На архитектуру XX века сильно повлияли политические и философские концепции. Например, конструктивизм в России возник после революции, а сталинский ампир призван был показать величие советской власти.
Модерн начала XX века
Стиль модерн зародился еще в 1880-е годы в Великобритании, а оттуда распространился по всей Европе. Это художественное направление главенствовало в архитектуре вплоть до 1914 года, начала Первой мировой войны.
Модерн пришел на смену эклектике — стилю, где сочетались черты сразу нескольких направлений, — и должен был стать новым, универсальным течением. Поэтому многие архитекторы и художники модерна так часто экспериментировали, использовали новые, необычные приемы. Искусствовед Виктор Власов писал: «Стремление к целостности — основная цель искусства периода модерна. В то же время многообразие художественных форм и сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях».
Собственные региональные подстили модерна появились во многих странах: французский ар-нуво отличался обилием растительного декора, северный модерн в Скандинавии — фольклорными мотивами, итальянский либерти — вычурностью, яркими красками и пестрыми орнаментами, немецкий югендстиль — необычными формами построек, венский сецессион — круглыми и овальными элементами. Искусствовед Стефан Чуди-Мэдсен в статье «Ар-нуво и классическая традиция» писал, что модерн — это не одно общее течение, а целая совокупность нескольких региональных стилей.
На развитие модерна в России повлиял неорусский стиль: архитекторы именно этого направления чаще всего экспериментировали с новыми материалами и формами. Однако, в отличие от них, зодчие модерна не вдохновлялись постройками прошлого, а создавали полностью новые сооружения. Так в российской архитектуре появились плавные текучие формы, скругленные углы.
В стиле модерн строили в основном особняки аристократов и предпринимателей, доходные дома и штаб-квартиры крупных компаний. Архитекторы уделяли большое внимание не только фасаду здания, но и внутреннему убранству помещений. В особняке Степана Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве можно увидеть изогнутую парадную лестницу, которая напоминает гребень волны. Кроме того, архитектор Федор Шехтель украсил здание фресками, мозаичными панно и витражами. А дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге выделяется декоративной башней с куполом и скульптурной композицией на вершине.
Авангардная архитектура 1920-х: конструктивизм и рационализм
После революции и Гражданской войны в СССР началась индустриализация. Советские чиновники собирались не только модернизировать производство, но также изменить сам уклад жизни. Идеологи 1920-х годов мечтали создать «человека нового типа». Поэтому в книгах и газетах тех лет продвигались идеи свободы, равенства, женской эмансипации. В то же время чиновники не верили, что можно создать «нового человека» без нового быта.
Советские граждане должны были проводить очень мало времени дома, питаться на фабриках-кухнях, ходить в рабочие клубы и дома культуры, отдыхать в общественных пространствах. Жить им следовало в небольших квартирах в домах-коммунах или в комнатах общежитий. В романе «Зависть» Юрий Олеша писал: «Объявлена война кухням. Тысячу кухонь можно считать покоренными. <…> Если хотите, это будет индустриализация кухонь».
Построить «новый быт» можно было с помощью новой архитектуры. Возводить фабрики-кухни, дома-коммуны и рабочие клубы начали авангардисты. В советской России в 1920-е годы развивались похожие направления — конструктивизм и рационализм.
Основоположником рационализма, или рациональной архитектуры, в России был инженер Аполлинарий Красовский, который жил в XIX веке. В своих теоретических работах он сформулировал основные принципы рациональной архитектуры: «Истины, излагаемые в науке архитектуры, должны основываться на наших потребностях, свойствах материалов и благоразумной экономии». Здания, по мнению Красовского, следовало строить функциональными и удобными, но в то же время красивыми. По мнению инженера, постройки его эпохи не соответствовали сразу обоим критериям: жилые дома обычно были просто удобными, а храмы и театры — только красивыми. Красота зданий, как считал Красовский, заключалась не в обилии декора на фасадах, а в правильных пропорциях. Их не хватало даже многим особнякам и дворцам.
Идеи Красовского в советские годы реализовывала группа архитекторов под руководством Николая Ладовского. Он писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством… Пространство, а не камень — материал архитектуры». Ладовский предложил своим ученикам изучать не только историю архитектуры, но и психологию человека, ориентироваться на потребности людей. Он организовал Ассоциацию новых архитекторов (Аснова) — группу рационалистов, в которую вошли Николай Докучаев, Владимир Кринский, Алексей Рухлядев. Какое-то время с Аснова сотрудничали Эль Лисицкий и Константин Мельников.
Один из самых известных проектов группы — Хавско-Шаболовский жилмассив. Комплекс отличает сложная планировка дворов: они образуют треугольники. Рационалист Виктор Балихин писал:
Угловые фасады, как волнорезы, рассекают и устремляют людские потоки в дворовые пространства. Ритм уступов, нарастающий в своем напряжении к угловым фасадам, образует композиционные сгустки, увлекающие зрителя обойти угол и устремляющие его дальше, в новые и новые пространства. Моменты кульминационного пластического напряжения сменяются паузами, после которых — новое нарастание подъема.
Другой пример рационализма — корпуса А и Б городка художников на Верхней Масловке. Здания строили члены Аснова Владимир Кринский и Алексей Рухлядев. Передние фасады домов они украсили рельефом, а дворовые — французскими балконами. Архитекторы стремились сделать здания не только красивыми, но и удобными для художников. В домах размещались их мастерские.
Здания в стиле рационализма внешне очень напоминают постройки конструктивистов. Этот стиль тоже был очень популярен в 1920-х годах. Он отличался лаконичностью форм, отсутствием декора, монументальностью. Однако рационалисты критиковали конструктивистов за «превращение инженерной конструкции в некий фетиш».
Лидерами конструктивистов стали братья Александр и Виктор Веснины, Моисей Гинзбург. Они организовали Объединение современных архитекторов (ОСА). В 1920-е годы его участники часто спорили с членами Аснова: выпускали статьи в советских журналах, где критиковали проекты друг друга.
Идеи конструктивистов были более радикальными. Они предлагали отказаться от опыта прошлого и создавать полностью новые здания. Главными для архитекторов этого направления были назначение и функции зданий, а не оформление фасадов. В «Программе конструктивизма» они писали: «Конструктивизм должен стать высшей формальной инженерией всей жизни. <…> Наши идеи должны развиваться на сегодняшних вещах».
В стиле конструктивизма построены Фабрика-кухня завода имени Масленникова в Самаре, Дом Наркомфина и Культурный центр ЗИЛ в Москве, Кушелевский хлебозавод в Санкт-Петербурге, железнодорожный вокзал в Иванове.
Читайте также:
Сталинская архитектура: постконструктивизм и сталинский ампир
В начале 1930-х чиновники обвинили и конструктивистов, и рационалистов в «буржуазном формализме» — увлечении «вредными» западными идеями. Якобы архитекторы уделяли внимание только форме своих построек. А рационалисты еще и изучали психологические теории, которые не поддерживали советские ученые.
В этих условиях развился постконструктивизм — стиль, который стал переходным между конструктивизмом и сталинским ампиром. Термин придумал историк архитектуры Селим Хан-Магомедов. Он писал, что здания 1932–1936 годов отличались новыми, близкими к классицизму формами. В то же время их декор еще был лаконичным — как у построек 1920-х годов. В стиле постконструктивизма построены Дом специалистов на Лесном проспекте в Санкт-Петербурге, здание школы №518, жилые дома №13 и 66 на шоссе Энтузиастов в Москве.
С середины 1930-х годов господствующим в СССР стал новый стиль. Во многом он опирался на традиции неоклассицизма, поэтому и получил свое название — советский монументальный классицизм, или сталинский ампир.
Сталинская архитектура отличалась дорогими отделочными материалами — мрамором, гранитом. Здания часто украшали масштабные панно, ряды колонн, башни. Все эти постройки, по замыслу Иосифа Сталина, должны были показывать богатство СССР, его достижения в культуре, спорте, промышленности. Поэтому здания часто украшали изображения советских граждан: рабочих, крестьян, ученых, военных.
Сталинский ампир был близок европейскому и американскому ар-деко. Доктор философских наук Надежда Филичева писала:
Сами советские мастера ар-деко этот термин почти не применяли (возможно, по идеологическим соображениям), а теоретики изобретали иные наименования, например «сталинский ампир», «тоталитарный стиль», «сталинская неоклассика», «стиль монументальной конструктивной классики» или «пролетарская классика», подчеркивая отличия советской и западной архитектуры.
Особенно напоминают западные постройки семь сталинских высоток, которые появились в Москве в 1947–1957 годах. Вдохновением для них послужили американские небоскребы в стиле ар-деко начала XX века. Для этих зданий характерны отсутствие ярких цветов в оформлении, резкие ступенчатые формы. Стилем ар-деко вдохновлены станции метро «Маяковская» в Москве и «Автово» в Петербурге.
Повлиял на постройки тех лет и неоклассицизм — стиль XVIII–XIX веков. Его авторы вдохновлялись древнегреческими и древнеримскими постройками. Например, павильон РСФСР на ВДНХ композицией и рядом колонн напоминает храм.
Здания в стиле сталинского ампира появились по всему Советскому Союзу. Архитекторы строили их вместо разрушенных в Великую Отечественную войну дореволюционных построек, из них же формировали новые улицы. Жилые дома этой эпохи получили в народе название «сталинки». Квартиры в них были просторными, с высокими потолками.
Советский архитектурный модернизм: функционализм, брутализм, хай-тек
4 ноября 1955 года Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выпустили постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев раскритиковал сталинский монументальный классицизм за вычурность и «украшательства»:
Внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами… не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле. <…> Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений.
Хрущев называл «излишествами» не только оформление фасадов — лепнину, колонны, барельефы, но и планировочные решения: большие кухни и комнаты, высокие потолки, просторные коридоры.
На смену сталинскому ампиру пришел советский архитектурный модернизм. Так называют целую совокупность художественных направлений, которые были популярны в СССР с 1950-х по 1980-е годы. Советские архитекторы в эту эпоху строили в функционализме, брутализме, хай-теке и многих других стилях.
Для функционализма были характерны простые, рациональные формы, строгое соответствие вида здания его функциям. Типичные примеры построек в этом стиле — хрущевки, первые советские массовые типовые дома. Такие дома начали строить по инициативе Никиты Хрущева, чтобы расселить бараки и коммунальные квартиры. Первый секретарь ЦК КПСС хотел сделать строительство быстрым и дешевым. Все хрущевки были похожи прямоугольной формой и простым дизайном, поэтому в народе появились анекдоты о людях, которые заблудились среди одинаковых зданий.
Типовые дома, которые возводились при Леониде Брежневе, получили названия брежневок. Как и хрущевки, они были очень простыми по форме и композиции. От зданий прошлой эпохи их отличало большее количество этажей, улучшенные планировки.
Из Великобритании в СССР пришел брутализм. Его основные особенности описал критик Рейнер Бэнем в статье «Новый брутализм. Этика или эстетика?». Для зданий в стиле брутализма характерны массивные объемы и композиция, простой декор фасада, необычная форма. Архитекторы этого направления для своих построек обычно выбирали необработанный бетон. В СССР в стиле брутализма строили в основном общественные здания: музеи, театры, больницы. Примеры таких построек — Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина, Чувашский государственный театр оперы и балета.
Хай-тек тоже зародился в Великобритании. Как и брутализм, он отличался монументальностью. В то же время здания в этом стиле строились с использованием передовых технологий. Для таких построек архитекторы часто использовали металл и стекло. В Москве в стиле хай-тека к Олимпиаде 1980 года построили гостиницу «Космос».
После распада СССР в России сохранилось типовое жилищное строительство, но в то же время появилось много новых течений: деконструктивизм, второй неорусский стиль, второй неовизантийский стиль. Здания 1990-х годов часто относят к капиталистическому романтизму, или капрому. Для них характерно большое количество декора и сочетание деталей разных стилей — эклектичность.
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также