ИМПРЕССИОНИ́ЗМ

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ
Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.

Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных». Он раскритиковал работы живописцев, а их самих назвал «впечатлистами» — то есть «импрессионистами». Леруа даже придумал историю про двух посетителей выставки, которые сошли с ума, увидев картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Художников «Салона отверженных» возмутил текст журналиста. И в знак протеста они сами стали называть себя обидным, как казалось Леруа, прозвищем «импрессионисты».

Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.

Художники-импрессионисты постоянно экспериментировали с техникой. Например, чтобы исследовать свойства света и тени, Клод Моне создал целую серию картин «Стога». Он писал один и тот же стог сена в разное время суток.
Импрессионисты не создавали картины на социальные, философские или религиозные сюжеты. Они писали городские пейзажи и людей за их повседневными занятиями. Своих героев художники этого направления также часто изображали в движении.

Наибольшее развитие импрессионизм получил во французской живописи последней трети XIX века. С 1876 по 1886 год прошло восемь выставок импрессионистов. Среди наиболее известных художников этого направления были Эдуард Мане, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.

В России импрессионизм появился на рубеже XIX–XX веков. Одна из первых русских картин в этом направлении — «Портрет хористки» Константина Коровина. Импрессионистами были Валентин Серов, Архип Куинджи и Исаак Левитан. В отличие от французских художников они почти не писали городские пейзажи, а чаще обращались к деревенским сюжетам. Для картин русских импрессионистов характерна этюдность, незавершенность. Алексей Саврасов, учитель Константина Коровина, писал: «Пейзаж не писать без цели... в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».
Материалы по теме