Публикации раздела Музеи

7 картин Александра Савинова

До 22 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Александр Савинов. Миражи». «Культура.РФ» рассказывает о семи полотнах «академика новой формации» и «блестящего виртуоза», педагога и мастера саратовской школы живописи. О гимне итальянской земле, конфликте с Исааком Бродским и спасении картин Рембрандта — читайте в нашем материале.

Автопортрет

Александр Савинов. Автопортрет (фрагмент). 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов

Александр Савинов родился в 1881 году в Саратове, учился в Боголюбовском рисовальном училище при Радищевском музее. Из родного города он отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Художника приняли в мастерскую Ильи Репина. Главными учителями Савинова стали Дмитрий Кардовский и Ян Ционглинский.

В Петербурге Савинов снимал комнату на 4-й линии Васильевского острова вместе с товарищем по Академии Борисом Анисфельдом. Здесь в 1902 году он написал свой автопортрет. Работать приходилось в основном по ночам, при слабом освещении — этим объясняется сумрачный колорит картины.

Эту работу Савинов подарил матери на день ангела. В 1903 году он писал родителям в Саратов: «Вам и папочке в подарок вышлю свой портрет. Немного вышел рыжий, так как писал ночью, и выражение взято то, какое у меня было за работой. Раму сделайте пошире или, как я писал, золотую, или черную с золотым ободком в середине. Можно сделать и темно-зеленую так, чтобы рама гармонировала со всем тоном портрета. Мамочка, повесьте портрет подальше от света и так, чтобы свет был слева».

В революционном 1905 году Савинов участвовал в студенческих волнениях. Художник Дмитрий Кардовский вспоминал: «Революционно настроенные ученики заперли мастерские и не дали совету училища возможности произвести обычный обход и осмотр работ учеников мастерских». Благодаря защите Ильи Репина Савинов избежал исключения из Академии, однако, по воспоминаниям сына, получил неофициальное предложение на время уехать из России. В Париже он знакомился с новыми тенденциями французской живописи и занимался в Академии Коларосси — частной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси. Вернувшись в Петербург, Савинов продолжил обучение в Академии художеств и в 1907 году приступил к работе над конкурсной картиной «Купание лошадей на Волге». За это масштабное полотно художник получил право на пенсионерскую поездку и два года провел в Италии.

Дачные места под Саратовом

Александр Савинов. Дачные места под Саратовом. 1906–1907. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов

Родной город стал для Александра Савинова одним из главных источников вдохновения. В Саратов он регулярно возвращался на протяжении всей жизни. Во время учебы, уже живя в Петербурге, весну и лето Савинов стремился проводить на родине. В письме сестре Антонине художник писал: «Май я думаю провести уже на Волге. Меня манят к себе эти цветущие фруктовые сады, что спускаются, как стадо мифических баранов, в самую реку, покойно раскинувшуюся навзничь под весенним небом, томно слушающую свои собственные всплески и традиционного вечно дорогого соловушку…»

Пейзаж «Дачные места под Саратовом» Савинов, скорее всего, написал на пленэре. Об этом говорит быстрая манера письма: объемы строятся крупными мазками, пятнами без детализации.

Савинов одним из первых заговорил о таком явлении, как саратовская школа — группе художников, сформировавшейся вокруг Радищевского музея и открытого при нем Боголюбовского рисовального училища. К этому неофициальному кружку принадлежали Павел Кузнецов, Алексей Карёв, Кузьма Петров-Водкин, Петр Уткин, Александр Матвеев. Главным вдохновителем саратовцев стал Виктор Борисов-Мусатов, к тому моменту он уже начал работать в импрессионистической манере — использовать дробные мазки, цветные тени. Документальных свидетельств того, что Савинов был лично знаком с Борисовым-Мусатовым, нет, однако сам художник говорил, что в начале своего творчества, как и его друзья, прошел «период мусатовского импрессионизма».

Стиль живописи саратовских мастеров формировался под влиянием как европейских модернистских течений, так и древнерусской монументальной живописи. Савинов, Петров-Водкин, Кузнецов и Уткин занимались фресковой росписью. Характерными чертами живописи саратовской школы стали полупрозрачная серебристая гамма, внимание к растительным деталям, любовь к эффектам размытости и неясности очертаний.

Окно

Александр Савинов. Окно (фрагмент). 1909. Курганский областной художественный музей, Курган

Картину «Окно» Савинов написал в 1909 году во время короткого визита в Саратов между двумя этапами пенсионерской поездки в Италию. В архиве Радищевского музея исследователи обнаружили письмо художника его невесте Лие Цитовской: «…затем начал этюд окна, видно небо, старые здания отживающего свой век былого Саратова, церковка с зелеными куполами, верхушки деревьев с вороньими гнездами, каменные и деревянные постройки, полуразвалившаяся старая заплесневевшая стена. Туманно все, сыро».

С Лией Цитовской, студенткой медицинского факультета Неаполитанского университета, Савинов познакомился в Неаполе. В Италии высшее образование для женщин стало доступно раньше, чем в царской России, — с 1876 года. Лия происходила из еврейской семьи, и ее родители были против брака с Савиновым, но свадьба все-таки состоялась вопреки их воле. Ради любимой Савинов был готов перейти из православия в протестантизм, поскольку эта церковь одобряла межконфессиональные браки с иудеями, но в итоге Лия решила принять православие. Из-за этого девушку отлучили от дома, но ей продолжал помогать брат, известный врач-офтальмолог Моисей Цитовский.

Проведя вместе с молодой женой конец 1909 и начало 1910 года в Саратове, а затем в Санкт-Петербурге, Савинов подал в совет Академии художеств прошение о продлении его заграничной командировки. Просьбу одобрили, и уже весной художник снова отправился работать в Италию.

Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице

Александр Савинов. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице (фрагмент). 1909–1911. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург

В Италии большое впечатление на Савинова произвели античные росписи древних городов — Помпей и Геркуланума. Об этом он даже написал в отчете о поездке. В 1909 году на острове Капри художник начал работу над масштабной картиной-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Он наметил общую композицию полотна, выполнил этюды лимонных и апельсиновых деревьев и карандашные рисунки женских фигур. Сделав перерыв в путешествии, Савинов снова вернулся в Италию весной следующего, 1910 года и возобновил работу над картиной. Своему учителю Дмитрию Кардовскому он писал: «Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу своих «Купальщиц» — это я задумал запеть свой маленький гимн итальянской земле, древней, кудрявой земле и ее ласковым и беззлобно-жестоким зверушкам».

Полотно наполнено многочисленными деталями. Такая насыщенность не характерна для помпейских фресок, но исследователи находят в отдельных фигурах, например в образе девушки, ведущей ослика, прямые переклички с античными росписями.

Во время поездки Савинов посетил Рим, Сиену, Флоренцию, Венецию и другие известные города. «Я, хоть и бегло, видел страну, вырастившую нежную кроткую молитву — песенку Сандро Боттичелли, мистическую драму Джотто, мрачные предвидения Луки Синьорелли, махровый алый цвет Челлини, — страну, питавшую отчаянием страстную, буйную душу согбенного Буонаротти и лиру, подарившую многоликого язычника и изысканного эстета, великого красотой своей и мыслью — Леонардо да Винчи», — писал художник.

Портрет Павла Харитоненко

Александр Савинов. Портрет Павла Харитоненко (фрагмент). Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург

Павел Харитоненко был предпринимателем и коллекционером. За заслуги перед искусством в 1914 году ему присвоили звание почетного академика Императорской Академии художеств. Харитоненко не только приобретал произведения знаменитых мастеров прошлого, но и активно поддерживал художников-современников: заказывал портреты и виды имений, проекты усадеб и храмов.

Заказ от него получил и Александр Савинов. Харитоненко поручил художнику роспись храма Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка. Работа продолжалась около трех с половиной лет. Сам заказчик до окончания работ не дожил. Посмертный портрет Харитоненко Савинову заказала вдова промышленника Вера. Писать его Савинову пришлось по фотографии. Предполагалось, что рядом с героем портрета будет изображена модель того самого храма в Натальевке. Сфотографировать этот макет Савинов просил художника Петра Нерадовского, который тогда работал хранителем в Музее императора Александра III: «Фотографии с модели нужны именно мне для порученного мне портрета покойного Павла Ивановича, в композиции которого модель церкви занимает видное место». Однако вскоре концепция изменилась: вместо модели храма Савинов изобразил разложенный на столе план имения. Также на картине можно увидеть фотографию Веры Харитоненко.

Портрет скульптора Василия Симонова

Александр Савинов. Портрет скульптора Василия Симонова (фрагмент). 1924. Частное собрание

Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился в Академии художеств. Они не раз встречались во время пенсионерских поездок в Риме и на Капри и после сохранили дружеские отношения. На момент создания портрета, в 1924 году, Симонов был ректором Вхутеина — высшего художественного учебного заведения в Ленинграде. Своего друга Савинов изобразил на ярком красном фоне, на котором можно прочитать цитату из статьи скульптора: «Великая русская революция возвратит искусству глубину содержания, выведет его на дорогу гениальных достижений, созвучных всему человечеству».

О работе над портретом вспоминал ученик мастерской Савинова и Петрова-Водкина — художник Владимир Малагис: «У Александра Ивановича был замечательный портрет скульптора Симонова. Он висел потом в Доме искусств. Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать потому, что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово был написан». Своего героя Савинов изобразил в белой блузе, небрежно повязанном галстуке, свободном плаще, накинутом на плечи.

В парке культуры

Александр Савинов. В парке культуры (фрагмент). 1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург

После революции Савинов мало писал: большую часть времени он посвящал преподаванию. Художник возглавлял класс монументальной живописи, а также вместе с Петровым-Водкиным вел мастерскую в Академии художеств.

Директором Академии в 1934 году стал Исаак Бродский, который на тот момент не признавал никаких стилей, кроме соцреализма. В 1937 году по его инициативе началось давление на мастерскую Савинова — «за политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Художнику пришлось оставить преподавательскую деятельность. Он тяжело переживал уход из Академии, однако нашел силы вернуться к живописи. Так он начал работу «В парке культуры».

Встроиться в советскую действительность стало для Савинова сложной задачей. Часть новых работ того периода он уничтожил, так как искал стилистику, которая бы соответствовала наступившему времени. В 1910-х годах художник еще позволял себе свободу в манере письма и эксперименты, например часто делал штриховки обратным концом кисти по еще сырому красочному слою, дублировал линии. Любил работать в большом формате, создавать масштабные панно.

Картина «В парке культуры» стала исключением в ряду сухих, темных и сдержанных работ послереволюционного периода. Савинов написал ее свободными динамичными мазками, в ней есть и свойственный художнику яркий теплый колорит, и многослойность. Над большими картинами Савинов работал подолгу, создавал множество подготовительных набросков, эскизов, прорабатывал мизансцены. Поэтому многоплановая композиция картины состоит из отдельных маленьких сцен и образов: мама с ребенком, пионер-горнист, физкультурники, читающие девочки.

Полотно «В парке культуры» художник завершил в 1942 году. С начала Великой Отечественной войны Савинов работал над подготовкой произведений искусства из фондов Эрмитажа к эвакуации. Во многом именно благодаря ему в первозданном виде сохранились многие картины Рембрандта: художник настоял на том, чтобы холсты не срезали с подрамников. Он лично гвоздь за гвоздем аккуратно снял холсты. Однако о сохранности собственных работ позаботиться не успел — и часть произведений была утрачена после его смерти 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.


«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки «Александр Савинов. Миражи» Анастасию Винокурову.

Автор: Полина Пендина

Смотрите также