Отличники за рубежом: как русские художники путешествовали по Европе

До 21 мая в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Отличники» — она посвящена заграничным путешествиям лучших выпускников Академии художеств. В экспозиции представлены работы, которые создали во время поездок Илья Репин, Василий Поленов, Иван Айвазовский, Николай Ге и другие. На третьем этаже музея можно увидеть картины европейских мастеров из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, чьи имена встречаются в письмах и академических отчетах живописцев — Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера и других. Какой купальный костюм Репин посоветовал купить Поленову, за что Генрих Семирадский получил орден от итальянского короля и что советовал Максим Горький Исааку Бродскому? «Культура.РФ» рассказывает истории художников, которые хранят их заграничные полотна.

Что такое пенсионерские поездки?

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фотография предоставлена организатором
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фотография предоставлена организатором
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фотография предоставлена организатором
В 1757 году по инициативе Ивана Шувалова и при поддержке императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была основана Академия художеств. А уже с 1760 года талантливых живописцев, скульпторов и архитекторов начали отправлять учиться за границу — «для усовершенствования в искусстве». Со временем менялись критерии отбора и условия отчетности, неизменным оставалось одно: право на пенсионерскую поездку получали только лучшие из лучших.
Пенсионеры рубежа XIX–XX веков не только изучали древние и классические шедевры — они становились свидетелями формирования нового европейского искусства и привносили увиденные приемы в отечественную живопись. Во многом благодаря «отличникам», командированным за границу, русское искусство постепенно начало отходить от академической традиции. От мифологических и библейских сюжетов и фигуративных полотен художники перешли к попыткам передать на холстах личные впечатления и наблюдения, изменчивость мира. В их работах появились контрасты, цветные тени, раздельные мазки. Формальным рубежом между классической и «новой» живописью стала первая выставка импрессионистов, которая прошла в 1874 году в Париже — и в это время во Франции находились Илья Репин, Василий Поленов. Через мастерские этих художников позже прошли практически все известные русские живописцы конца XIX — начала XX столетий.
Отечественные авторы по-разному относились к новым тенденциям европейской школы, однако избежать ее влияния не смог ни один из них.

Генрих Семирадский, этюд «Дорога из Рима в Альбано», около 1873 года

Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея, Тверь
Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея, Тверь
Генрих Семирадский получил высшее образование на естественном отделении физико-математического факультета в Харькове, в 1864 году стал вольнослушателем Академии художеств в Петербурге, а через два года перевелся в ученики. В 1870 году он представил на конкурс картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», за которую получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку.
Поработав в Мюнхене, Семирадский поселился в Риме. В Италии он определился с основной темой работ — его выбор пал на античную историю. Художник много писал, не переставал совершенствовать технику. За время работы в Италии колорит его полотен стал светлее, цвета — ярче, компоновка многофигурных композиций — четче. Семирадский создавал множество набросков. Один из таких этюдов — «Дорога из Рима в Альбано» — представлен на выставке. Художник изобразил яркий солнечный день, передал чередование пятен света и тени, много внимания уделил фактуре стволов олив, ажурности листвы. Исследователи отмечают в этой работе влияние новой французской живописи — цветные тени, дробный мазок, попытку передать сиюминутное состояние природы и освещения, — что было нехарактерно для академиста Семирадского.
Уже во время поездки художник получил звание академика за написанную в Риме картину «Грешница», а через три года — звание профессора за масштабное полотно «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Работу еще до академической выставки показали в Риме, Мюнхене и Вене, где она имела большой успех: король Италии Виктор Эммануил II даже наградил Семирадского орденом. В Россию, однако, полотно не попало — Семирадский запросил за него 40 тысяч рублей, тогда как общий годовой бюджет Академии на приобретение работ составлял около 30 тысяч. Картину художник подарил только открывшемуся музею в Кракове.

Владимир Орловский, «Город Поццуоли близ Неаполя», 1876 год

Владимир Орловский. Город Поццуоли близ Неаполя. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Орловский. Город Поццуоли близ Неаполя. 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Орловский, сын богатого помещика, в Академии художеств занимался в пейзажной мастерской Алексея Боголюбова. Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку живописец получил за серию видов крымской природы. В путешествие по Европе Орловский отправился в 1869 году. Сначала побывал в Германии, оттуда приехал в Париж, где осматривал собрания Лувра, Люксембургского музея и частных галерей. Самое сильное впечатление на художника произвели работы мастеров барбизонской школы, особенно Камиля Коро. Работа на пленэре и внимание к изменениям погоды и освещения, письмо раздельным мазком, естественные тона в колорите — эти особенности манеры барбизонцев повлияли на живопись Орловского. Он даже сам ездил на этюды в Барбизон.
Если живописцам исторического жанра полагалось шестилетнее путешествие, то пейзажистов в Европу отправляли только на три года — еще три они должны были работать в России с сохранением содержания. Орловский пытался оспорить это решение, просил отправить его за границу на дополнительный срок и в итоге добился своего. Академия пошла навстречу, поскольку Орловский согласился агитировать русских художников, живущих в Италии, не принимать участия в выставках передвижников. На тот момент Академия создала конкурирующую организацию — Общество выставок художественных произведений, и призывала выставляться под его эгидой.
В марте 1875 года Орловский приехал в Италию, где успешно работал до конца года. Пейзаж «Город Поццуоли близ Неаполя» абсолютно нехарактерен для академической традиции — он написан в свободной, эскизной манере. Кроме того, на фоне пейзажа появился герой — и не библейский или античный, а обычный человек, уснувший в тени на набережной.

Илья Репин, «Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874 год

Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле (фрагмент). 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Илья Репин. Лошадь для сбора камней в Вёле (фрагмент). 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Илья Репин учился рисованию в Школе военных топографов и в иконописной мастерской города Чугуева. В 1863 году он решил поступать в Академию художеств, однако работы юного автора не вызвали восторга. Репин стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств, и в 1864-м его зачислили в Академию как вольнослушателя и очень быстро перевели в ученики. Вместе с ним в мастерской исторической живописи занимался Василий Поленов. Золотую медаль и право на поездку Репин получил за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира», написанную в 1871 году.
Начиная с 1871 года свод академических правил гласил, что «учеников женатых, удостоенных первой золотой медали, лишать права на заграничное путешествие». Предписание это, впрочем, не имело обратного действия. Этим и воспользовался Репин: художник схитрил и женился уже после получения золотой медали, а затем, дождавшись рождения ребенка, уехал в Европу с семьей. После этого случая правила ужесточили.
Побывав в Варшаве, Вене, где на Всемирной выставке экспонировались «Бурлаки на Волге», и Италии, осенью 1873 года Репин приехал в Париж, где работал над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Лето 1874 года художник с женой и дочерью провел в Нормандии. Небольшое живописное местечко Вёль-ле-Роз открыл для русских художников Алексей Боголюбов. Сюда приезжали работать Константин Савицкий, Василий Поленов, Александр Беггров. Репин писал Крамскому: «…все упрекают меня, что я не работаю в такой чудесный день, и все строчат кто где, кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге, к соблазну христиан».
Несмотря на то что главной целью поездки Репина были отчетные картины на исторические сюжеты, он писал и много других работ, например «Лошадь для сбора камней в Вёле». Художник уже успел увидеть в Париже работы импрессионистов, однако больше вдохновлялся менее смелыми полотнами французской барбизонской школы: он так же много работал на пленэре, писал с натуры этюды, похожие на законченные произведения, старался передать сиюминутное состояние природы, добавить в свои работы больше света и воздуха.

Василий Поленов, «Старые ворота в Вёле», 1874 год

Василий Поленов. Старые ворота в Вёле. Нормандия (фрагмент). 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область
Василий Поленов. Старые ворота в Вёле. Нормандия (фрагмент). 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область
Писать пейзажи Поленов начал еще в детстве — в семейной усадьбе Имоченцы, которая располагалась на территории современной Ленинградской области. Он происходил из дворянской семьи, его родители были знакомы со многими знаменитыми живописцами. Поленов брал уроки у Павла Чистякова, затем поступил на физико-математический факультет Императорского университета и стал вольнослушателем Академии художеств. Однако университет он вскоре оставил ради занятий в натурном классе Академии. В 1871 году вместе с Репиным Поленов получил золотую медаль за работу на ту же тему — «Воскрешение дочери Иаира».
Свое пенсионерское путешествие Поленов начал с Германии, затем был в Италии и Франции. Рим художника не впечатлил, а вот Париж, напротив, ему понравился: в отличие от замершего во времени искусства Италии, во Франции художественная жизнь активно развивалась. В Париже Иван Тургенев ввел Поленова в салон Полины Виардо, у которой художник даже взял несколько уроков музыки. В отличие от Репина, Поленов только в Европе сформировал собственный стиль: под влиянием все тех же барбизонцев он научился работать на пленэре, отработал приемы письма на открытом воздухе, часто использовал характерный для этой школы серо-серебристый колорит.
Летом 1874 года Репин уговорил «дона Базилио» — так он называл Поленова — приехать работать в Вёль. «Купи себе купальный костюм, чёрный, шерстяной, на плечи и штаны вместе, и попробуй, чтобы он не чернил платье; здесь не принято купаться с неприкрытым телом, как в Италии», — писал художник другу.
Сам Поленов писал родным, вернувшись из поездки: «…Вёль — прелестное местечко, иностранцев нет, а кое-где художники и немного, зато на небольшом пространстве много разнообразия; море, фалеза, то есть берег в виде скалы, ручей, вроде маленькой речки, две мельницы, пруды, на которых растет кресон… Мне удалось сделать большой запас этюдов». В Вёле Поленов сделал сразу несколько работ с видом старых ворот, меняя на картинах ракурс, время суток и даже времена года. Такие серии были характерны как для барбизонцев, так и для импрессионистов.

Исаак Бродский, «Сказка», 1911 год

Исаак Бродский. Сказка. 1911. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Исаак Бродский. Сказка. 1911. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Исаак Бродский окончил Художественное училище Одесского общества изящных искусств и в 1902 году приехал в Петербург — поступать в училище при Академии художеств. Успешно завершив первый курс, Бродский начал заниматься в мастерской Ильи Репина. Звание художника и право на пенсионерскую поездку художник получил в 1907 году за работы «Теплый день» и «Портрет жены художника Л.М. Бродской».
В 1909 году Бродский отправился в Европу, посещал музеи и частные галереи в Париже, Вене, Берлине. Он не только знакомился с зарубежной живописью, но и предоставил свои работы на Осенний салон. Из девяти предложенных работ отобрали сразу пять.
В отчете за первый год Бродский писал: «Из французской школы я назову имена следующих художников, которыми я увлекался: Коро, Милле, Мейсонье, Добиньи, Делакруа, Ватто, Курбе и друг. Люксембургский музей не дал мне настоящих представлений о современных французских художниках, позднее я ознакомился с ними в частных галереях и в лучшей из них галерее Дюран-Рюэля, особенно хороши Симон, Дега, Клод Моне, Рафаэлли, Каррьер и много других превосходных художников».
Из путешествия Бродский привез очень удачные работы, поэтому получил право на повторную поездку — и снова отправился в Италию в 1910 году. Здесь на Капри он написал большое полотно «Сказка».
О названии картины «Сказка» Бродский писал: «Вечная сказка» — так сначала я назвал свою картину, но Максим Горький посоветовал мне изменить это название. — Почему «Вечная сказка»? — спрашивал Алексей Максимович в письме ко мне. — Сказки, они все вечные. Назовите просто: «Сказка», и это будет всем понятно».
За «Сказку» на одной из выставок Бродский получил премию 2000 рублей, что позволило ему в 1911 году третий раз поехать в Италию — уже за свой счет.

«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки «Отличники» в Музее русского импрессионизма Ольгу Юркину.
Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна