Исаак Бродский
Персона

Исаак Бродский

Годы жизни:
06 января 1884 — 14 августа 1939
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Художник
,
Педагог
Содержание

Илья Репин называл Исаака Бродского любимым учеником и «Рафаэлем нашего времени». Бродский стоял во главе Всероссийской академии художеств и Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Он писал портреты революционных вождей, а еще собрал богатую коллекцию русской живописи второй половины XIX — первой трети XX века.

Исаак Бродский появился на свет 6 января 1884 года в селе Софиевка Бердянского уезда. Его отец владел земельной собственностью и принадлежал к купеческой гильдии. С юных лет Бродский увлекался художественным творчеством, любил копировать орнаменты, изображал дома и животных.

С очень раннего возраста я пристрастился к рисованию, вернее к перерисовыванию и обрисовыванию всяческих узоров, эмблем, виньеток на тетрадках и книжках, попадавших в мои детские руки.
Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Другой страстью молодого Исаака Бродского была музыка — он часто играл на гармони перед друзьями и даже выступал на свадьбах, а еще освоил скрипку и мечтал стать профессиональным скрипачом.

Первым учебным заведением Бродского стала четырехклассная городская школа в Бердянске. Родители остались в селе, а его на время учебы поселили в семье ремесленника-жестянщика Абрама Евновича. Там Исаак Бродский жил «на полном иждивении, окруженный заботой и отеческой любовью».

Помимо школьных уроков, Бродский дополнительно занимался с учителем рисования. Его работы ежегодно побеждали на школьных конкурсах, за это будущему художнику каждый раз вручали один и тот же приз — новый набор чертежных инструментов. Евновичи знали об успехах Бродского и уговорили его отца отдать сына в Одесское художественное училище.

В Одессу Исаак Бродский отправился пароходом. По пути они с отцом навестили родственников в Феодосии и прогулялись по городу. Так будущий живописец впервые побывал в галерее Ивана Айвазовского и даже заглянул в его рабочую комнату.

То была мастерская самого Айвазовского, художника, сотворившего столько чудесных полотен, казавшихся мне тогда пределом живописного мастерства. Увидев воочию мастерскую художника, я еще больше преисполнился благоговением перед искусством этого великого мастера и весь день чувствовал себя счастливцем.
Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

В училище Исаак Бродский поступил на архитектурное отделение, а год спустя перешел на скульптурное. Но на практических занятиях приходилось сильно пачкаться, и его испугала перспектива всю жизнь ходить грязным, как штукатур. Вскоре Бродский перевелся на отделение живописи. За работы он регулярно получал награды и в 1902 году окончил училище с отличными оценками. Это помогло Исааку Бродскому поступить в петербургскую Академию художеств без экзаменов.

Осенью 1902 года Исаак Бродский отправился в Петербург. Он поселился на съемной квартире на Васильевском острове. Будущий живописец «хотел окончить Академию, надеясь только на свои силы», а не на помощь родителей. Он вступил в Общество поощрения художеств — там ему выделили ежемесячную стипендию в 20 рублей.

На первом курсе Императорской Академии художеств Бродскому преподавали профессора Ян Ционглинский, Иван Творожников, Петр Мясоедов. После года обучения он попросился в мастерскую к Илье Репину, но у того уже было слишком много студентов.

Я несколько дней ходил на квартиру к Репину, просил его принять меня к себе, но он все время отказывал, ссылаясь на тесноту мастерской. Тогда я попросил устроить меня где-нибудь, в любом уголке. Он мне ответил: «Если вы можете работать при таких условиях, то начинайте».
Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Репин хорошо относился к новому ученику. Он выделял Исаака Бродского среди других студентов за старание, ставил в пример его работы. А тот ценил живописца за метод преподавания: Илья Репин «не стеснялся ни в похвалах, ни в ругани» и на деле показывал, как нужно работать.

Бродский перенял у наставника подход к творчеству, но не технику. На ее развитие, по признанию художника, сильно повлияла скрипичная музыка. Он считал, что этот вид искусства обогащает живопись.

В то время Исаак Бродский восхищался работами Николая Рериха, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Исаака Левитана. Некоторым из них он пытался подражать. Вскоре художник нашел свой стиль, который назвал «ажуром», и старался придерживаться его в дальнейшем творчестве.

В мастерской Репина Исаак Бродский проучился пять лет. На каникулах он вместе с друзьями ездил на юг страны или писал этюды на Валаамских островах.

На последнем году обучения Бродский женился на художнице и поэтессе Любови Гофман. Летом 1907 года он написал портрет супруги, а потом отправил его вместе с дипломной картиной «Теплый день» на конкурс в Академию. За них Исаак Бродский получил высшие оценки. Живописец Аркадий Рылов говорил о нем: «Это работа не ученическая. Фигура женщины, пейзаж с озером, подернутым легкой рябью, далекое небо, насыщенное светом тихого летнего дня, говорят о большом художнике с поэтической душой».

В 23 года Исаак Бродский окончил Академию. Вместе с четырьмя другими выпускниками его отправили развивать мастерство за границу.

Весной 1909 года Исаак Бродский уехал из России сначала в Австрию, потом Германию и Францию. Он несколько месяцев прожил в Париже, часто ходил в музеи, работал в садах и на улицах города. Бродский восхищался художниками французской школы — Эженом Делакруа, Гюставом Курбе, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро и другими. А вот работы представителей новых направлений в искусстве ему не понравились.

Я впервые увидел Матисса, ван Донгена, Пикассо и других; эти художники произвели на меня отвратительное впечатление, и до сих пор я не могу понять их и всегда вспоминаю о них с отвращением.
Из книги Исаака Бродского «Мой творческий путь»

Из Франции Бродский отправился в Испанию, а потом в Англию. В британских музеях он любовался картинами Джошуа Рейнольдса, Уильяма Тернера и Томаса Гейнсборо.

В середине осени Исаак Бродский вернулся в Петербург с новыми работами, которые он выполнил в Европе. Художник показал их профессорам Академии и попросил о второй заграничной поездке. Совет согласился и выделил ему средства.

Теперь Бродский решил поехать в Италию. Он прожил несколько месяцев в Риме, где встретил Валентина Серова — тот собирал материалы для своего будущего полотна «Похищение Европы». Потом Бродский вместе с несколькими русскими живописцами сел на пароход, который отправлялся на Капри. Тем же рейсом следовал Максим Горький. После короткого знакомства Горький позвал живописца и его коллег в гости и разрешил написать свой портрет.

Исаак Бродский подружился с литератором, они начали переписываться. Позже Горький не раз звал его на Капри: «Очень рад буду видеть Вас потому, что люблю; полагаю, что и Вам здесь было бы лучше, чем в ином месте, спокойней, чем на святой Руси, теплее и красивее, — не так ли? <…> А у Вас там целое лето будут лить дожди, каждый день будете Вы читать газету, а в ней ежедневно — шестнадцать самоубийств…» В 1911 году Бродский побывал в Италии еще раз, теперь на собственные средства.

Итогом путешествий художника стали известные картины «Сказка» и «Италия». Бродский писал: «В этих работах я как бы суммировал свои впечатления от увиденных мною стран». За «Сказку» он получил крупную денежную премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств. Полотна мастера участвовали и на других отечественных и зарубежных выставках.

Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петербурге. Художник воспринял перевороты с энтузиазмом и считал, что позорно «пройти безучастно мимо тех великих событий».

Бродский вошел в состав нового Исполнительного комитета по делам искусств и посещал заседания, которые проходили на квартире Максима Горького. Там он познакомился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и попросил отрекомендовать его Владимиру Ленину. Художник видел вождя «исключительной и крайне интересной для изображения» личностью.

Летом 1920 года Исаак Бродский попал на открытие II конгресса Коммунистического интернационала в Петрограде. Во время заседания он сделал наброски к портрету Ленина, а потом показал ему свой эскиз и попросил подписать. Поначалу вождь революции решил, что на рисунках он не похож на себя, но люди вокруг убедили его в обратном. «Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!» — в итоге сказал Владимир Ленин и поставил автограф. В дальнейшем мастеру выдали именной пропуск, он часто бывал на деловых встречах и изображал вождя за работой.

Четыре года Исаак Бродский трудился над монументальной, больше пяти метров в ширину, картиной «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде». На ней художник изобразил около 600 участников собрания. Работу показали во многих городах страны. Репин назвал труд своего ученика колоссальным, а его самого «Рафаэлем нашего времени».

Свое творчество 1920–30-х годов Бродский посвятил революционной тематике, а главным направлением в живописи избрал социалистический реализм. На своих картинах он часто изображал Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Михаила Калинина, Климента Ворошилова и других идеологов революции.

В 1932 году Бродский стал сначала преподавателем, а через два года — директором Всероссийской академии художеств. Также он возглавил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Руководство забирало у него много времени и сил. Зимой 1938 года Бродский писал: «Мне очень трудно ощущать себя оторванным от мольберта, от своего любимого дела и быть обремененным той работой, которая мне никак не свойственна и для меня непосильна».

14 августа 1939 года Исаак Бродский умер в возрасте 55 лет. Его похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

1. В молодости Исаак Бродский часто рисовал для сатирических изданий. Какое-то время он отвечал за художественное наполнение журнала «Вершины». В редакции Бродский нередко встречал поэтов Александра Блока, Николая Гумилева, Анну Ахматову, Сашу Черного и других.

2. Первым вариантом дипломной работы художника стал эскиз «Тишина». На нем он изобразил самого себя в образе покойника. Профессора Академии работу одобрили, один из них, Василий Матэ, даже сказал: «Бродский так хорошо напи­сал себя, что хочется самому лечь в гроб!» Но этот эскиз кто-то украл со студенческой выставки, и в результате Исаак Бродский представил другую картину для диплома.

3. Живописец собрал большую коллекцию произведений русского искусства. Среди них были работы Исаака Левитана, Константина Сомова, Николая Рериха, Давида Бурлюка и многих других. А первым вкладом стали три рисунка Ильи Репина. Бродский писал: «Я считаю, что и по количеству и по качеству моя коллекция может смело конкури­ровать с любым крупным музеем, за исключением, конечно, Третьяковской галлереи и Русского музея».

4. Исаак Бродский был женат дважды. Второй супругой художника стала дочь его профессора из Академии Петра Мясоедова — Татьяна.

5. Мастер создал живописную лениниану — собрание художественных произведений о жизни и деятельности Владимира Ленина. Вождя революции он обычно изображал пламенным революционером или простым и скромным человеком.