Олег Анофриев

Годы жизни: 20 июля 1930 - 28 марта 2018
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Режиссер, Исполнитель
Содержание
В фильмографии Олега Анофриева — более 60 ролей: он снимался в «Человеке с бульвара Капуцинов»
, «После дождичка в четверг»
, «Сказке о потерянном времени»
и многих других картинах. Олег Анофриев озвучил практически всех героев «Бременских музыкантов»
, записал песню «Спят усталые игрушки», «Я на солнышке лежу», «Есть только миг» и «Не вешать нос!», которая прозвучала в сериале «Гардемарины, вперед!».

«И никого вокруг, все прячутся»: военное детство и юность

Олег Анофриев. 1964 год. Фотография: Б. Виленкин и Г. Тер-Ованесов / Фотохроника ТАСС
Слева направо: Леонид Марков в роли председателя укома, Ростислав Плятт в роли Раевича и Олег Анофриев в роли Виленчука в спектакле Юрия Завадского «Шторм». Государственный академический театр имени Моссовета, Москва, 1968 год. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
Олег Анофриев (справа) и Николай Щетинин в спектакле Евгения Завадского «...Золото, золото, сердце народное!». Государственный академический театр имени Моссовета, Москва, 1971 год. Фотография: Михаил Строков / Фотохроника ТАСС
Олег Анофриев родился в Геленджике 20 июля 1930 года. Его отец, Андрей Анофриев, был врачом при подшипниковом заводе в Москве, а летом работал в санаториях на Черноморском побережье. Мать, Мария Анофриева, вела хозяйство и воспитывала детей. Семья жила в центре столицы, на Арбате. Олег Анофриев много времени проводил во дворе и играл в футбол. В 1937 году он пошел в первый класс, однако вскоре учебу пришлось прервать: началась Великая Отечественная война
. Отца призвали на фронт, а мать вместе с детьми эвакуировали в Свердловск (сегодня — Екатеринбург).
Уже в конце 1941 года на Урал
приехал Андрей Анофриев: он был тяжело ранен, за что получил освобождение от дальнейшей службы. В 1942 году семья вернулась в Москву. Позже Анофриев вспоминал: «Я помню картину. Холодно уже, ветер, газеты летят. По асфальту на окраине города бежит колли — видно, что холеная собака. И никого вокруг, все прячутся». Как и многие мальчишки того времени, Анофриев мечтал сбежать на фронт и даже откладывал на паек сухари. Вместе с друзьями он собирал на улице патроны, осколки боеприпасов. В 12 лет Олег Анофриев нашел гранату и по неосторожности взорвал, повредив себе руку.
В 1942 году возобновились занятия в школе. Учился Анофриев на четверки и тройки, но все считали, что он будет комедиантом и относились к нему снисходительно. Свободное время он проводил на репетициях драмкружка: придумывал идеи для праздничных концертов, разучивал роли и сам учился играть на фортепиано. В старших классах Олег Анофриев стал писать песни. Он давал небольшие концерты во дворе и мечтал стать музыкантом. Но из-за травмы не мог играть сложные партии, поэтому вскоре передумал и решил получить актерское образование.

Учеба в театральной студии и первые роли в кино

 Олег Анофриев в роли Миши Коленко в художественном фильме Григория Липшица «Артист из Кохановки» (1961)
Олег Анофриев в роли Вани Савушкина в художественном фильме Александра Файнциммера «Девушка с гитарой» (1958)
Олег Анофриев в роли Эдика в художественном фильме Василия Ордынского «Секрет красоты» (1955)
В 1950 году Олег Анофриев окончил школу и с первого раза поступил в Школу-студию МХАТ
. Он попал на курс к известному актеру Сергею Блинникову и режиссеру Георгию Герасимову. У студентов были занятия по сценической речи, хореографии и музыке. Дипломной работой Анофриева в 1954 году стал спектакль «Ночь ошибок» по Оливеру Голдсмиту. Он сыграл Тони Лумникса — молодого человека, который испытывает чувства сразу к двум девушкам. Постановка так понравилась режиссеру Центрального детского театра (ЦДТ)
Марии Кнебель, что она предложила Олегу Анофриеву работу.
Осенью 1954 года выпускник студии уже вышел на сцену ЦДТ. Он получил эпизодическую роль аптекаря в музыкальной комедии «Мнимый больной». Режиссером постановки был Олег Ефремов
. Спустя пару месяцев Ефремов задействовал Анофриева еще в одном музыкальном спектакле — «Димка-невидимка». На этот раз актера одобрили на главную роль: он сыграл Васю, соседа четвероклассника-фантазера Димы. В этой постановке он исполнил 40 песен. Затем были спектакли «Мы втроем поехали на целину» и «Волшебный цветок» по мотивам китайской народной сказки. Артист вспоминал: «В Центральном детском театре я стал настоящим актером, так как играл на публике, и играл много». В 1954 году Олег Анофриев сыграл Вадима Развалова в постановке Анатолия Эфроса
«В добрый час!». На премьере побывал автор одноименной пьесы — писатель Николай Погодин. Спектакль о трех молодых людях, которые ищут свое место в жизни, стал одним из самых популярных в ЦДТ: за билетами выстраивались очереди. Вскоре Анофриев исполнил роль комсомольца — героя Гражданской войны
в постановке «Двадцать лет спустя».
В это же время Анофриев впервые снялся в кино. Его первой картиной стала короткометражная лента Василия Ордынского «Секреты красоты», где актер сыграл стилягу Эдика. По сюжету студентке-парикмахеру нужно сдать выпускной экзамен, и она попросила ухажера Эдика побыть моделью. Фильм вышел на экраны в 1955 году. Спустя три года Анофриев снялся в музыкальной кинокомедии «Девушка с гитарой»
. Режиссер Александр Файнциммер посвятил работу Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Во время съемок актер познакомился со знаменитыми артистами: Людмилой Гурченко
, Фаиной Раневской
, Михаилом Жаровым
, Юрием Никулиным
и другими.
В 1960 году после одного из спектаклей к Олегу Анофриеву подошел режиссер Театра им. Владимира Маяковского
Иван Охлопков. Он ставил спектакль по пьесе
Гоголя
«Ревизор» и искал актера на роль Хлестакова. Анофриев вспоминал: «Ну и я, легкомысленный, подумал: взрослый театр, Хлестаков, все в порядке. И я перешел, о чем жалею. Ничего там почти не играл». Из-за финансовых трудностей спектакль «Ревизор» так и не выпустили, а новых главных ролей актеру не дали. Тогда Анофриев стал больше сниматься в кино. В 1960 году он сыграл агронома в мелодраме Юрия Егорова «Простая история», а в следующем — техника строителя в «Артисте из Кохановки» и матроса в экранизации повести Александра Грина
«Алые паруса»
. В этом же, 1961 году актер записал песню «В урочный день, в урочный час» для передачи КВН.

«Не озвучиваю, а создаю образ»: знаменитые песни и голоса в мультфильмах

Олег Анофриев (сидит за пианино) в роли Вадима Лялина в художественном фильме Виктора Соколова «Друзья и годы» (1965)
Олег Анофриев в роли Пети Зубова в художественном фильме Александра Птушко  «Сказка о потерянном времени» (1964)
Олег Анофриев в роли Алеши Мамалыжкина в художественном фильме Юрия Лысенко и Здравко Велимировича «Проверено — мин нет» (1965)
В 1962 году Олега Анофриева пригласили в Театр им. Моссовета
. Он перешел на новую работу и в этом же году получил главную роль в спектакле «Василий Теркин» по одноименной поэме
Василия Твардовского. Актер вспоминал: «Успех был ошеломляющий. Все газеты от вечерки до «Правды» писали, как я замечательно играю». Постановку увидели не только советские, но и западные зрители. В 1963 году Анофриев в составе труппы Театра им. Моссовета отправился на гастроли в Болгарию.
Василий Теркин и Олег Анофриев слились в этом удивительном молодом человеке в солдатской форме. В исполнении Анофриева не только оживают стихи Твардовского, но становятся видными скрытые черты человеческого обаяния. Ты — народ, ты — необъятная русская душа, в тебе самые возвышенные его порывы. Ты кристально чист, как русская песня, неуловим и неповторим, как звуки ожившей в твоих руках гармони.
Борис Велицын, журналист газеты «Советский воин». Выпуск №9 за 1963 год
Роль принесла Анофриеву известность. Его стали узнавать на улице, чаще приглашать в кино. В 1964 году он снялся в фильме Александра Птушко
«Сказка о потерянном времени». Актера одобрили на роль старого Пети Зубова — лентяя, у которого волшебники отобрали молодость. Спустя год он сыграл главного героя в советско-югославской драме о войне «Проверено — мин нет» и получил приглашение в картину Виктора Соколова «Друзья и годы», где исполнил шлягер «Это было недавно, это было давно». В 1964 году Анофриев спел песню-заставку для известной передачи «Спокойной ночи, малыши».
Актера в том числе звали озвучивать картины. В 1969 году Анофриев исполнил почти все композиции в мультфильме «Бременские музыканты»: «Ничего на свете лучше нету» и «Куда ты, тропинка, меня привела» Трубадура, а также «Песню королевской охраны» и «Говорят, мы бяки-буки». Изначально петь должны были несколько актеров: Зиновий Гердт
, Юрий Никулин, Андрей Миронов
и Георгий Вицин
. Однако на студию «Мелодия»
в назначенное время пришел только Олег Анофриев, поэтому актер спел партии всех героев детской ленты, кроме принцессы, короля и осла. Песни записали всего за одну ночь. Вскоре после выхода мультфильма режиссер Инесса Ковалевская выпустила грампластинку с мелодиями из картины. Запись разошлась тиражом в 28 миллионов. В этом же, 1969 году Олег Анофриев озвучил Карандаша из мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо», а через несколько месяцев исполнил песню «Ты погоди» для картины Валерия Кремнева «Последние каникулы». Вскоре ему присвоили звание народного артиста РСФСР.
Олег Анофриев в телепрограмме «Голубой огонек—1962» (1962)
Олег Анофриев. Москва, 1975–1989 годы. Фотография: Владимир Киселев / Государственный центральный музей кино, Москва
Олег Анофриев в роли Виленчука в телеспектакле Юрия Завадского «Шторм» (1972). Государственный академический театр им. Моссовета, Москва
Съемки актер совмещал с репетициями в Театре им. Моссовета. Он играл в спектаклях «Время любить», «Весенние скрипки», «Шторм»
, «Маленькая студентка» и других. Однако вскоре в труппу взяли выпускника Школы-студии МХАТ Геннадия Бортникова. Анофриев вспоминал: «Все главные роли стали доставаться ему, и я почувствовал, что ухожу на второй план. А у меня самый расцвет пения, концертов». В 1972 году актер перешел на работу в Театр-студию киноактера
. Вечерами он сочинял песни, появились композиции Анофриева «Какая песня без баяна», «Река-судьбы», «Весенняя», «Лунная дорожка» и другие.
В 1973 году Олег Анофриев записал песни «Есть только миг», «И солнце всходило» для приключенческого фильма Альберта Мкртчяна и Леонида Попова «Земля Санникова»
. Изначально композиции в ленте должен был исполнить Олег Даль
, которому досталась роль офицера-авантюриста Крестовского. Однако между режиссерами и актером произошел конфликт и спеть попросили Олега Анофриева. Сценарист Наталья Галаджева писала в книге «Олег Даль»: «Раз за разом режиссер и композитор заставляли Даля перезаписывать эти песни. Кончилось тем, что ему все это надоело. Он сказал, что все уже спел и сыграл, и наотрез отказался что-либо переделывать».
В следующем году Анофриев озвучил мультфильм «Как львенок и черепаха пели песню». Актера пригласила режиссер Инесса Ковалева, которая была уже знакома с ним по «Бременским музыкантам». Анофриев вспоминал: «Львенка я списал с самого себя в детстве — хулиганистого, интересующегося жизнью, а в образе Черепахи есть черты Фаины Раневской — моей любимой актрисы, с которой я служил в Театре Моссовета». Песня «Я на солнышке лежу» быстро стала популярной и выпускалась на отдельных пластинках. В 1974 году актер исполнил композиции сразу для двух мультфильмов: «В порту»
, где он озвучил мальчика-мексиканца и капитана танкера, а также «В стране ловушек», где голосом Анофриева говорил несчастный прохожий Суховодов. Артист рассказывал: «Когда меня просят: «Озвучь такую-то роль», я отвечаю, что не озвучиваю, а создаю образ».

«Я не умею рисовать, остальное мне подвластно»: актер, композитор и режиссер в одном лице

Олег Анофриев (слева) в роли Петра Бобчинского и Леонид Харитонов в роли Петра Добчинского в художественном фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977)
Олег Анофриев в роли тапера в комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Олег Анофриев в роли царя Авдея и Валентина Талызина в роли ключницы Варвары в художественном фильме Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» (1985)
В 1977 году известный режиссер Леонид Гайдай
одобрил Олега Анофриева на роль помещика Петра Бобчинского в фильме «Инкогнито из Петербурга». Картину сняли по мотивам пьесы Николая Гоголя «Ревизор». Партнерами актера по площадке стали именитые артисты: Нонна Мордюкова
, Анатолий Папанов
, Леонид Куравлев
. Во время съемок картины Анофриева пригласили еще в семь фильмов. Актер принял все предложения и проводил на площадке практически весь день. Параллельно он успевал озвучивать мультфильмы: в 1979 году прошли премьеры мультфильмов «Ох, отдохнул» и «Очень синяя борода».
В начале 1980-х Олег Анофриев снимался в нескольких фильмах в год. Однако звали его в основном на второстепенные роли. Артист вспоминал: «Ни один уважающий себя серьезный режиссер не хотел приглашать меня в свои картины, поскольку всегда видел во мне человека, пытающегося стать соавтором роли, чего никто из них не любит. Режиссер обычно требует полного себе подчинения, а я этого терпеть не могу, так как считаю себя независимым человеком».
В 1985 году Анофриев сыграл царя Авдея в киносказке «После дождичка в четверг», а спустя два года — тапера в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» и сплетника в телефильме Светланы Дружининой
«Гардемарины, вперед!». Актер вместе с Дмитрием Харатьяном спел ставшую знаменитой песню «Не вешать нос!», а также исполнил «Песню о дружбе», «Песню о разлуке» и «Песню о байстрюке». Он вспоминал: «Я определяю себя одним словом — артист. Не актер, не музыкант, не поэт; я артист. Артистическая натура. Значит, я должен иметь все. К сожалению, я не умею рисовать. <…> Остальное вроде мне подвластно». В 1989 году он снялся в картинах «Криминальный квартет» и «Две стрелы. Детектив каменного века».
После распада СССР Олег Анофриев редко работал в кино — на экране появились новые звезды. В 1992 году он дебютировал как режиссер и поставил комедию «Быть влюбленным». По сюжету две подруги, мечтая найти счастье, заполнили анкеты в бюро знакомств. Роли сыграли известные актрисы Галина Польских
и Светлана Немоляева
. Специально для картины Анофриев сочинил несколько мелодий. Однако лента «Быть влюбленным» не окупилась. Режиссер вспоминал: «В фильме далеко не все получилось. Задуман он был как пародия на музыкальный жанр в нашем кино 30–50-х годов. Однако я, как режиссер, был поставлен продюсерами в жесткие рамки по времени. В сроки я уложился. Но идеи, которые мне дороги, реализовать полностью не удалось».
В середине 1990-х годов Анофриев вел передачу «Сказочный полдник» на канале «РТР», а с 1999 года — программу «Домашняя библиотека» на «ОРТ», где рассказывал о книжных новинках. В этом же году актер в последний раз снялся в кино. Он сыграл начальника станции в картине Василия Панина «Опять надо жить» — экранизации рассказов писателя Андрея Платонова
. В начале 2000-х годов Олег Анофриев переехал в загородный дом в Подмосковье. Он следил за хозяйством, увлекся резьбой по дереву и иногда устраивал творческие вечера. В 2004 году Анофриеву присвоили звание народного артиста России.
Актер скончался 28 марта 2018 года после продолжительной болезни. Его похоронили на Аксиньинском кладбище в Московской области.
В публикациях
Фильмы
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна