Кино

Александр Птушко. «Сказки утешают»

Перепробовав множество профессий, свое призвание он нашел в кинематографе, и не просто в кинематографе, а в фильмах, сочетающих и кино, и анимацию. Александр Птушко — один из немногих режиссеров, которым удалось осуществить самые несбыточные детские мечты.

В 1927 году Птушко пришел конструктором кукол на киностудию «Мосфильм», но уже через год дебютировал с фильмом «Властелин быта». Прошло всего пять лет, и молодой режиссер снял картину, потрясшую не только зрителей Советского Союза, но и весь мир.

Успех «Нового Гулливера», где вместе с настоящими актерами играли полторы тысячи кукол, был феноменальным. Картину смотрели во Франции и США, Дании и Нидерландах, в Исландии и Бельгии. Появление «Гулливера» стало одним из стимулов для создания национальной анимационной студии.

«Отец вспоминал, что, когда «Новый Гулливер» появился на экранах, все вдруг заговорили об актуальности и злободневности. Марширующих лилипутов сравнивали с фашистами. А когда фашизм пошел по Европе, фильм обрел второе дыхание. Все отказывались видеть в этом просто сказку. <...> Отец недоумевал: «Неужели они не видят главного: человек и кукла — равные партнеры. Я создал новый мир, а они тянут его в свой, я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь!»
Наталья Птушко, дочь режиссера

Птушко вполне мог бы остаться небожителем и почивать на лаврах, но он продолжал экспериментировать, и уже следующий его фильм, «Золотой ключик», снимался по иным технологиям, с иными куклами.

Во время войны Александр Птушко оказался в эвакуации в Алма-Ате, где работал над картинами, далекими от жанра сказки. Но ни на одном из проектов он не был самостоятельным режиссером: то ему поручали комбинированные съемки, то эпизоды с батальными сценами, то ставили в пару к другому режиссеру. Птушко не сдавался: «Война кончится, и людям опять понадобятся сказки. Они утешают». Сказки понадобились уже в 1945 году, и режиссер вернулся к любимому жанру, став художественным руководителем фильмов «Пропавшая грамота» и «Теремок», а уже в 1946-м снял собственную картину «Каменный цветок».

Следующей победой Александра Лукича была экранизация знаменитой былины о Садко, а в 1956 году с неменьшим успехом, чем когда-то «Новый Гулливер», прошел фильм «Илья Муромец» — первая в Союзе широкоэкранная лента. В истории кинопроката США «Илья Муромец» стал настоящей легендой, хоть и шел под названием «The Sword and the Dragon» («Меч и дракон»).

Одна из самых красивых сказок советского кино, «Алые паруса», тоже творение великого Птушко. Тут режиссер уже не стремился быть первым: его интересовала только история любви, написанная другим мечтателем — Александром Грином.

«Все свои миры отец видел почти реально и верил в их существование. Он их не придумывал, они сами приходили к нему. Порою страшные, потусторонние миры. Ярче всего они проявились в фильме «Вий». Отец чуть приоткрыл их, и зритель испугался».
Наталья Птушко
Новый Гулливер
Комедия
1935
64 мин
Золотой ключик
Фильм-сказка
1939
77 мин
Каменный цветок
Мелодрама
1946
87 мин
Садко
Сказка
1952
90 мин
Илья Муромец
Сказка
1956
87 мин
Алые паруса
Драма
1961
88 мин
Руслан и Людмила
Сказка
1973
149 мин

Смотрите также

Советское кино с тифлокомментариями
Подборка фильмов для незрячих и слабовидящих людей.
Что смотреть в отпуске
Отечественные фильмы — триумфаторы мирового кинематографа.
Бунтари и романтики
Пересматриваем комедии и драмы, посвященные молодежи.